Наглядные пособия и их применение

Существует огромное разнообразие доступных наглядных пособий. Поэтому преподавателю, не использующему их, нечем оправдаться. Вы можете использовать фланелеграф, картинки, белую доску, черную доску, предметные уроки, рисунки "на липучках", карты, полоски со словами, диапозитивы с проектором, магнитную доску и многое-многое другое. Попытаемся рассмотреть часть наиболее известных из них.

Фланелеграф

Фланелеграф фирмы «Betty Lukens»Наилучшим пособием для воскресных школ являются фланелеграфы. Их используют самым различным образом. Существует множество фланелеграфических пособий на библейские истории и иные темы, связанные с Библией.

Для его устройства используется доска-стенд с ножкой-подставкой, что делает ее несколько наклонной. Покрывать стенд лучше мягкой тканью (байкой или фланелью) голубого или салатового цвета. Кроме того, хорошо иметь съемные куски материи разного цвета, их применяют в зависимости от содержания повествования. Например, голубовато-серый тон или светло-зеленый - для действия, происходящего днем, летом, весной; голубой, розовый - для действия, происходящего утром, зимой; темно-синий - вечером, ночью. Вы можете также добавлять лоскутки фланели, изображающие пейзаж, например: дороги, деревья, горы, тучи или волны. А добавив колонны, лестницы, двери, окна, вы получите вид дворца, вертепа или храма.

Основу обычно вырезают из ДВП, картона (от упаковок эл. аппаратуры). Ее не обязательно делать на подставке. Можно сделать ее раскладной или просто прислонять к стене. Иногда просто завешивают фланелью классную доску, используя магниты для металлических досок или булавки  - для пробковых.

Форма основы, в зависимости от темы, может быть разной. Так, встречаются формы звезды (на Рождество), яйца (на Пасху), храма, сердца и т.д.

Соответственно размерам фланелеграфа изготовляют плоскостные фигурки, с обратной стороны оклеенные байкой, фланелью или бархатной бумагой. Благодаря покрытию задней стороны, фигуры удерживаются на доске и их легко снимать. Это помогает разыгрывать ход повествования на глазах у детей. Фигурки можно перемещать по экрану, делать ими движения, добавлять надписи - менять картинку, делая ее динамичной, чего нельзя сделать с простой книжной иллюстрацией. Прикрепляя слова или символы, при помощи него можно заучить библейский стих, слова песни, составлять таблицы и многое другое.

В связи с большим интересом на фланелеграфы многие иностранные издательства издают наборы библейских фигур на фланели или на бархатной бумаге. К сожалению, российские производители до этого пока не дошли. Мы можем лишь встретить сборники с описанием уроков.

Наиболее распространены фланелеграфы американской фирмы "Betty Lukens". Они продаются наборами,отличающимися друг от друга только размерами. В большом - фигуры размером до 30 см, фоны размером 80х120 см, в малом - фигуры до 16 см, фоны - 40х60 см. Набор малого размера предназначен для преподавания в группах с составом менее 12 человек.

Наборы содержат в себе 600 фигур, изображающих библейские персонажи, а также различные объекты (здания, деревья, пирамиды, лодки и многое другое), и комплект фонов с накладками, позволяющими изобразить море, полуострова, острова, поле, пустыню, пещеру, темницу, комнату, дворец, городскую улицу или ночное небо. При помощи всех этих фигур можно составить свыше 400 сцен из Библии.

К наборам прилагается руководство для преподавателя с описанием 182 уроков.

Фланелеграфы других фирм не получили в России широкого распространения, т.к. не имеют столь широкой комплектации, содержат меньшее количество фигур и фонов и могут использоваться только при обзоре отдельных тем.

Примечание:

Многие обращаются к нам с просьбой о помощи в приобретении фланелеграфов. Сообщаем, что некоторое время назад мы приобретали в фирме "Betty Lukens" несколько наборов фланелеграфов и распространяли у себя в епархии. Но потом, по причине "головных болей" из-за таможни, мы отказались от этих посреднических услуг и сейчас этим не занимаемся (к сожалению :((((( )  - Поправка от 27-09-06: Все-таки заказали несколько фланелеграфов. Желающие могут связаться по тел. +7-843-269-87-58 (Гордеева Елена Геннадьевна)

Насколько нам известно, сейчас фланелеграфы в России можно приобрести только в миссии ОЕД.

Фланелеграф-книжка для малышей

Творение фирмы "Betty Lukens".

Милые книжечки для пап и мам. Но могут использоваться при работе в небольших группах.
 

 

 

 

 

 

 

 

Фленелеграф с фигурками из бумаги


Фон делаем сами из картона и обтягиваем фланелью. Фигурки печатаем на цветном принтере или рисуем самостоятельно. На обратную сторону фигур наклеиваем бархатную бумагу.
 

 

 

 

 

 

 

 

Альбом с готовыми фигурками

Распространяется ОЕД, фигурки просто вырезаются и используются по назначению. Бархатную бумагу наклеивать не нужно, т.к. сам альбом напечатан на такой бумаге.

 

 

 

 

Советы

  • Размещение фигур на доске фланелеграфа может помочь, а может и отвлечь от объяснения библейского урока.
  • Перед началом занятий уложите все фигуры в определенном порядке, рисунком вверх и так, чтобы дети не видели их.
  • Во время размещения фигур, так же как и во время объяснения, находитесь сбоку от доски. Не поворачивайтесь спиной к классу и не стойте перед доской. Дети, которые не сидят напротив фланелеграфа, должны тоже все видеть.
  • Берите фигуру только в том случае, когда ее нужно поместить на доску.
  • Не держите фигуры за голову!
  • Приготовляясь, соответственно проверьте, как держатся фигуры. Посмотрите на них с определенного расстояния.
  • Для того чтобы создать ощущение перспективы, когда приклеиваете фигуры, обращайте внимание на их пропорции. Большие силуэты размещайте внизу, маленькие - вверху и в стороне от больших.
  • Когда будете развешивать фигуры, помните о том, чтобы их глаза были на соответствующем уровне (за исключением фигур, изображающих сидящих).

Классная доска

Доску можно использовать для выписывания отдельных стихов из Библии, вопросов к дискуссии, акростихов и других простейших схем и рисунков. Доска может пригодиться также и при запоминании и повторении стихов, например, записав на доске стих и повторяя его, постепенно стирать отдельные слова.

При всех своих достоинствах (дешевизна, не требуется предварительная подготовка материалов, не требуется вспомогательное оборудование) доски требуют от педагога определенных художественных навыков, а также возникает некоторое неудобство из-за необходимости постоянно стирать и писать заново.

Разработчики современных досок полностью отказались от привычного черного цвета, выбрав в качестве основного белый цвет. Рисунки, сделанные на таких досках, выглядят так же как и рисунки на обычной бумаге. Тем более что для написания используются фломастеры. Некоторые белые доски имеют магнитную поверхность, позволяющую использовать и заранее подготовленные материалы (иллюстрации, карты). Доски могут варьироваться по размеру и количеству створок. Навесные створки увеличивают рабочую поверхность. Опытные преподаватели успешно используют это свойство, эффектно открывая в нужный момент подготовленные материалы.

От человека, пользующегося доской, требуются определенные художественные способности, хороший почерк, умение красиво располагать информацию на доске.

Основная трудность, с которой приходится сталкиваться докладчику у доски, - потеря внимания аудитории в то время, когда нужно написать что-то на доске. Стоит повернуться к детям спиной - и внимание будет потеряно.

Схемы и таблицы

Этот способ дает возможность при помощи чертежей, линий, прямоугольников, кругов и стрелок реально изобразить, например, исток, развитие, последствия, сравнение, контраст и т. д. Так, в виде схемы можно изобразить историю Церкви, наглядно изобразить книгу Библии или ее часть.

Схемы и таблицы нужно готовить заранее. Они полезны тем, что графически дают полную информацию, после чего уже не требуется слов.

Географические карты

Используются при работе с детьми старшего возраста. С помощью карт ученики получают представление о географическом положении древних государств и могут сравнивать его с современной географией.
Нахождение на карте мест, где бывал Господь Иисус Христос; прослеживание миссионерских поездок св. апостола Павла; поиски мест, где проходили ветхозаветные события, - все это помогает детям осознать, что ваши рассказы - это не фантазия, а реальные события.
Карты можно изготавливать на бумаге или картоне. При подготовке самодельных карт необходимо осознать опасность загромождения этого наглядного пособия. Боязнь упустить что-то важное может привести к тому, что из-за обилия надписей, условных обозначений, указателей географического рельефа местности и иной побочной информации вы невольно помешаете легкому чтению карты и рассеете внимание детей. Основной недостаток карт состоит в том, что они пытаются рассказать сразу обо всем.

Карта, выпускаемая Министерством образования для учебных заведений

Прекрасно подходит для занятий по истории Церкви, но, к сожалению, плохо представлены библейские земли и земли Древнего мира.


 

 

 

Украинская карта

Наиболее удачная карта, только самое необходимое и ничего лишнего. Но, к сожалению, очень трудно достать.


 

 

 

Карта, выпускаемая РБО                          

На данный момент ее легче всего достать в магазинах или заказать через Интернет. Наиболее точная и выверенная по снимкам из космоса и пр. Но, обладает одним существенным недостатком - весьма и весьма перегружена ненужными подробностями, из-за чего очень плохо "читается", особенно на расстоянии.

 

 

Дореволюционная карта

Еще несколько лет назад была доступна во многих магазинах. Сейчас ее найти несколько труднее, но еще возможно. Очень неплохая карта.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунки и вырезки и плакаты

Вырезайте нужные вам иллюстрации из журналов, календарей, поздравительных открыток, каталогов и других печатных изданий. Было бы неплохо завести коробку или папку для подобных пособий и использовать их по мере надобности. Наклеивайте их картон или плотную бумагу. Черно-белые изображения лучше будут смотреться, если подклеить цветную рамку.
 

Советы

  • Добавьте элемент ожидания ко всем иллюстрациям.
  • Постарайтесь иметь ясное представление о предмете, который вы намерены преподавать. Сначала изучите урок, а потом ищите к нему иллюстрации.
  • Не слишком затягивайте демонстрацию вашей иллюстрации.
  • Если вы используете большие картины или фотографии, приклейте на обороте тексты стихов, определений, чтобы не забыть их содержание.
  • Не употребляйте слишком много иллюстраций. Две иллюстрации, приводимые для пояснения одного пункта, могут помешать одна другой.

Книги с картинками

(альбомы, сигнальные и раздаточные карточки, флэш-карты)

Большие книги с иллюстрациями и картинами, помогающими раскрыть библейскую историю, используют на открытых пространствах, когда из-за сильного ветра нельзя пользоваться фланелеграфом. Собирают детей вокруг себя и рассказывают историю, одновременно показывая картинки. Ими можно, сценка за сценкой, проиллюстрировать рассказ. Изображение предмета или действующего лица послужит основой для разговора при закреплении материала.

На карточках удобно размещаются библейские стихи, песни. Если на одной стороне карточки вы укажете ссылку на стих из Писания, то на другой напишите начало этого стиха.


Флэш-карты
(выпускаются ОЕД)

Альбом по темам Книги Бытия.

Альбом по Книге пророка Даниила.

 

 

 

Советы

  • Держите альбомы перед собой или сбоку, чтобы дети могли хорошо их видеть.
  • Поупражняйтесь в переворачивании страниц:
    • знайте, когда нужно перевернуть страницу;
    • переворачивайте страницу так, чтобы дети не увидели, что следует дальше.
  • Держите альбомы так, чтобы не закрывать рукой важные части иллюстрации.
  • Во время объяснения смотрите не на рисунки в альбоме, а на детей и обращайтесь непосредственно к ним.

Иллюстрированные сборники песен


Подобные сборники можно изготовить не только для песен, но и для золотых стихов.

Внимание детей направлено или на учителя, или на плакат со словами песни и тем самым:

  1. Устраняется угроза неправильного понимания слов.
  2. Иллюстрации помогают объяснять значения слов.
  3. Иллюстрации служат дополнением к словам, например: песня о творении, проиллюстрированная красивыми картинами дел Божиих.

Текст выводится сразу на бумаге старым "дедовским" способом через трафарет или печатается на обычном принтере и потом наклеивается.

На последнем рисунке текст печатался сразу на цветной бумаге А3 формата (плотность 160-200), поэтому внешний вид получился более аккуратным.

Предметные уроки

Предметы повседневного употребления могут быть использованы как наглядные пособия на уроках. Можно учить духовным истинам, используя признаки и назначение хорошо известных вещей. Цель таких уроков - объяснить трудные абстрактные библейские понятия.

Пример:

Тему о перенесении искушений покажите на примере палочки и гвоздя. Дайте ребенку палочку - пусть он ее сломает. Затем подайте гвоздь. Сломать его не удастся. Предложите ребенку соединить палочку и гвоздь вместе, обвязав ниткой. Теперь пусть снова попытается сломать палочку. На этот раз палочка не сломается. Покажите на этом примере важность нашего пребывания со Христом для перенесения испытаний - человека (палочку) легко сломать, если он не связан с Господом молитвой и Таинствами.

Однако помните о том, чтобы применяемые вами картинки и предметы не доминировали над Евангельской Вестью, не рассредоточивали внимание детей. Предметы так могут заинтересовать сами по себе, что главная весть останется в тени. Дети запомнят все, что видели и слышали, но не поймут, зачем все это было.

Еще несколько примеров из книги "Житейская мудрость: Незабываемые впечатления в наследство будущему поколению":

Слово не воробей...

Действие.
Предложите детям выдавить зубную пасту из тюбика - всю, без остатка! Для пущего азарта можно ее давить, например, на стол - и разма-а-зыва-а-ть, разма-а-зыва-а-ть... ;))) Пусть постараются изо всех сил и выдавят все до последней капли. И после того, как они, т.о., немного расслабятся, предложите им, за какой-нибудь подарок (естественно!), засунуть пасту обратно. Так же! - всю без остатка!! Пусть попробуют ;))

Мораль.
С нашим языком дело обстоит точно так же. Как только слово вылетело изо рта, его уже никак не вернуть назад. Нам нужно быть очень аккуратными со словами, потому что мы можем потом сильно сожалеть о сказанном.

"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда". (Матф.12:36)

Примечания.
1. Если принимает участие несколько детей, то лучше использовать разноцветные пасты.
2. Чтобы у детей, от сложности задачи, совсем не опустились руки, старайтесь использовать пластмасовые тюбики, а не железные.
3. Если вы цените труд ваших помощников, то на стол рекомендуем положить кусочек целлофановой скатерти или хотя бы листок бумаги. :)

Дорога к Небу.

...Дети стоят перед лестничным пролетом а Джим — на верхней площадке. С готовностью и нетерпением они ждут папиных указаний.
«Я отвезу вас в кафе-мороженое, если вы сообразите, как забраться сюда». Все четверо слушают с огромным вниманием. «Но есть несколько правил. Первое, вы не должны касаться ступеней. Второе, вы не можете дотрагиваться до перил. Начали!»
После нескольких мгновений замешательства и размышлений, младший говорит: «Это невозможно, пап! Как мы доберемся до тебя без перил и ступеней?»
После растерянного согласия еще двоих, Яков придумал: «Пап, я знаю! Ты сам спускайся сюда». Джим спускается по ступеням вниз. «Теперь наклонись, я залезу тебе на спину. Ну вот, а теперь неси меня вверх».
Получилось! Теперь Джим на примере этой простой затеи объясняет, что невозможно добраться до Бога своими силами. Но когда мы вверяем себя Христу, совершившему все за нас, мы можем достичь небес. Незабываемое впечатление. После катания на папиной спине вся компания отправляется за двойной порцией с сиропом.

Вейдман Дж., Брунер К.
Житейская мудрость: Незабываемые впечатления в наследство будущему поколению: Пер. с англ. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004.—107 с.

 

Назад