Перспективы развития опыта преподавания Основ православной культуры
Доклад епископа Зарайского Меркурия на Архиерейском совещании 16 июля 2010 года.
Ваше Святейшество, дорогие собратия Архипастыри! Сегодняшнее совещание посвящено вопросам участия Русской Православной Церкви в эксперименте по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-2011 годах.
Хотя существующая практика православного образования намного шире, мы говорим именно об эксперименте, вполне оправданный результат которого – распространение практики изучения религиозной культуры на федеральном уровне для всех школьников и их семей и включение новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в государственный стандарт общего образования по всем годам обучения. Эти цели поставлены перед Отделом религиозного образования и катехизации Святейшим Патриархом, именно этого ожидают от Русской Православной Церкви православные граждане нашей страны. Но было бы преждевременным ожидать быстрого улучшения духовно-нравственного климата в наших школах, пока мы можем говорить лишь о поиске путей сотрудничества в этой области с органами управления образованием, другими традиционными религиями России.
Участие Русской Православной Церкви в российском образовании – перспективная задача на многие десятилетия и, тем не менее, решать ее необходимо именно сейчас, когда мы пожинаем горькие плоды современной школьной системы. Стереотипы атеистической эпохи, а также отсутствие надежных механизмом взаимодействия с государственными образовательными структурами не позволяют сегодня Церкви активно влиять на решение актуальных проблем в области воспитания подрастающего поколения, от которых зависит наше будущее.
В этой связи перед Русской Православной Церковью стоят две наиболее важные задачи:
Первое, это создание системы непрерывного православного образования от детского сада до высшей школы, о чем неоднократно говорилось в выступлениях Его Святейшества, на что направлены объединенные усилия Отдела религиозного образования и катехизации, Учебного комитета, всех образовательных структур Русской Православной Церкви.
И вторая задача – интеграция воспитательного компонента на основе религиозных традиций в светскую школу. Вводимые в экспериментальном порядке конфессионально-ориентированные предметы, в том числе, Основы православной культуры, призваны стать органической составляющей образовательного процесса в общеобразовательной школе, создать условия для духовно-нравственного воспитания на основе православного мировоззрения. И от того, насколько активным будет участие Церкви в этом проекте, во многом зависит, что будут изучать дети, как будет вестись преподавание, на какие результаты мы сможем в итоге рассчитывать.
С целью обобщения и распространение опыта преподавания ОПК в июле 2009 года при ОРОиК РПЦ создана Комиссия по православной культуре и духовно-нравственному воспитанию. В состав Комисси вошли заместитель Мнистерства образования и науки РФ И. И. Калина, представители епархий РПЦ, РАО, педагоги, сотрудники ОРОиК.
На этапе подготовки эксперимента Русская Православная Церковь, наряду с другими традиционными российскими религиями представила свой учебник. Эта работа потребовала объединения усилий церковной, научной и педагогической общественности. Серьезную поддержку Отделу религиозного образования и катехизации оказали специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Российской академии образования. Такое соработничество православной общественности позволило создать целостный учебно-методический комплекс по экспериментальному курсу.
В мае 2010 года в Отделе религиозного образования и катехизации был создан Сектор основ православной культуры, который в настоящее время непосредственно занимается вопросами преподавния ОПК, в том числе в рамках реализации экспериментального проекта. В задачи Сектора входит взаимодействие с епархиями, государственными органами управления образованием, мониторинг хода Эксперимента.
Поэтому, один из главных вопросов, который в настоящее время решается Отделом религиозного образования и катехизации совместно с другими синодальными учреждениями, епархиями Русской Православной Церкви – насколько Церковь готова к тому, чтобы стать полноправным участником школьного образовательного процесса, достойно ответить на вызов атеистического сообщества, полагающего, что религиозные организации отделены от государства, от школы и общества. Эксперимент – это еще и выработка эффективного механизма нашего внутреннего взаимодействия.
Результаты первого мониторинга, проведенного по распоряжению Министерства образования, показали слабую работу епархиальных Отделов религиозного образования во многих регионах. С сожалением вынужден констатировать, что возникшие трудности во многом были обусловлены формальным отношением епархиальных отделов к участию Церкви в преподавании основ православной культуры, отсутствием взаимодействия с Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации, органами управления образованием на местах, педагогическим сообществом.
Только в трех епархиях (Биробиджанской, Тамбовской и Тверской), имеющих позитивный опыт сотрудничества с органами управления образованием, процент выбора предмета «Основы православной культуры» оказался выше 50%. В остальных регионах этот процент не превысил 35%. В Пензенской епархии ОПК совсем не был включен в мониторинг. Практически везде были допущены нарушения: не проводилось разъяснительной работы по содержанию модулей, не учитывался принцип добровольности в выборе предмета со стороны администрации школ, региональных органов управления образованием.
И, тем не менее, несмотря на возникшие трудности, хотелось бы отметить деятельность Ставропольской епархии, которая достаточно быстро добилась повторного опроса родителей и значительно изменила результат выбора предмета «Основы православной культуры» (с 26% на 67,7%). Существенно улучшились показатели в ряде других епархий, например, Элистинская епархия с 4,5% на 29%. Епархии Ижевская (16%) и Новосибирская (18%) сочли первоначальные результаты выбора ОПК соответствующими действительности. Красноярская, Пензенская и Чебоксарская не смогли провести повторный мониторинг.
Существенную поддержку реализации проекта оказали поездки в экспериментальные регионы автора учебника по Основам православной культуры протодиакона Андрея Кураева, а также сотрудников Синодального Отдела религиозного образования и катехизации. Во многих епархиях проводились дополнительные консультации и курсы повышения квалификации для преподавателей ОПК, посещения школ и показательные уроки для преподавателей (Новосибирск), заключены соглашения с институтами повышения квалификации о методическом сопровождении эксперимента. Отрадно, что в большинстве случаев дети принимают новый курс с воодушевлением, показывают глубокие знания, чем удивляют своих родителей и преподавателей.
Нередко, благодаря оперативному взаимодействию между Синодальным Отделом и ответственными за эксперимент в епархиях во всех регионах созданы координационные советы и комиссии по новому курсу, заключены договора с органами управления образованием для юридического обоснования участия наших представителей в реализации проекта.
Напомню, что Президент поддержал инициативу регионов относительно преподавания основ религиозных культур в общеобразовательной школе. Он отметил, что «в большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования. И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы». Конечно, для того, чтобы участие Русской Православной Церкви в преподавании православной культуры стало общепринятой практикой, потребуется не один и не два года, необходима длительная кропотливая, совместная работа и объединение усилий всех, кому небезразлично будущее православного образования и российской школы в целом.
Ещё в 2006 году Общественная палата РФ в своих предложениях рекомендовала закрепить в федеральном законодательстве порядок изучения религий в общеобразовательной школе с участием религиозных организаций. В этом документе в частности говорится, что «…принцип светскости российского государства предполагает учет разнообразия мировоззренческих подходов в системе образования и необходимость уважительного отношения к пониманию частью общества религии как основы традиционной культуры семьи, народа, нравственного развития и формирования личности ребенка».
В ходе эксперимента закладываются прочные основы сотрудничества Синодального Отдела религиозного образования и катехизации с Министерством образования и науки РФ, а на уровне регионов, — епархиальных отделов образования с региональными органами управления образованием.
В сентябре 2009 г. При Министерстве образования и науки РФ был создан Межведомственный координационный совет по введению преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в состав которого вошли представители ОРОиК. На заседаниях совета регулярно обсуждаются организационные вопросы проведения эксперимента. Было принято решение о создании Межконфессиональной рабочей группы по разработке учебных пособий, в состав которой вошли протодиакон Андрей Кураев и Л.Л. Шевченко. В настоящее время готовится соглашение с Академией повышения квалификации о нашем участии в подготовке педагогов и методического обеспечения ОПК, достигнуты договоренности о сотрудничестве с РАО, планируется создание при Министерстве образования и науки РФ методического объединения учителей по Основам православной культуры. Такие же объединения должны быть созданы во всех экспериментальных регионах.
При ОРОиК с сентября 2009 года функционирует Экспертный совет, одна из главных задач которого – методическое обеспечение преподавания ОПК. В качестве экспертов к работе Совета привлекаются представители РАО, ПСТГУ, сотрудники Отдела. В настоящее время это постоянно действующий орган, для обсуждения наиболее важных вопросов методического обеспечения предметов духовно-нравственного содержания.
Первоначально рекомендации по работе в этом направлении, а также документы, отражающие имеющийся позитивный опыт преподавания Основ православной культуры, были переданы Преосвященным архиереям или представителям епархиальных отделов религиозного образования и катехизации на совещании 25 ноября 2009 года в Паломническом центре Московского Патриархата. Тогда же в регионы было направлено письмо директора департамента госполитики в образовании И.М. Реморенко «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе» (№ 03-2375). В этом письме указано, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить имеющийся опыт преподавания православной культуры в регионах, не подменяя его и не отменяя существующую практику.
В рамках работы Межведомственного координационного совета при Министерстве образования и науки РФ с участием специалистов от Русской Православной Церкви были подготовлены и направлены в регионы Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Письмо директора департамента госполитики в образовании И.М. Ремаренко № 03-831 от 30 апреля 2010 г.). В письме разъясняются наиболее важные вопросы участия религиозных организаций в подготовке учителей, формировании содержания и процессе преподавания учебных предметов по религиозной культуре. В частности в нем говорится о том, что ориентиром в организации взаимодействия со всеми религиозными организациями – участниками апробации должно служить Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13 июля 2007 г. № 03-1584)», а также, что «для организации взаимодействия в регионах целесообразно на время апробации курса создать координирующий орган при руководителе высших исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, в который включить представителей религиозных организаций».
Подготовка пособий и учителей – два наиболее важных вопроса, отрабатываемых в эксперименте. В связи с этим, при непосредственном участии Отдела религиозного образования и катехизации к данному письму было подготовлено дополнение от 21 мая 2010 за № 03-1032, разъясняющее роль религиозных организаций в дальнейшей реализации проекта. В документе отмечается важность организации привлечения «представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач:
- обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса;
- организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса;
- аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса».
Говорю об этом не для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность решаемых в настоящее время Отделом религиозного образования вопросов, но с тем, чтобы представить информацию о нормативных документах, закрепляющих позитивный опыт сотрудничества государственных органов управления образованием и Церкви, регламентирующих возможности нашего участия в эксперименте. Важно, чтобы и в регионах эти документы были приняты к исполнению и принесли пользу, чтобы епархиальные отделы религиозного образования и катехизации реально участвовали в процессе подготовки и допуска учителей к преподаванию, разработке учебно-методического комплексов по предмету, обеспечивали свободу выбора родителей и детей. Наше практическое сотрудничество должно стать основанием для внесения изменений и в законодательство РФ и во все образовательные стандарты. На решение этой задачи необходимо направить лучшие педагогические и научные кадры церковных и светских православных специалистов. Такая организация работы позволит Церкви действенно влиять на процесс преподавания, подготовки настоящих учителей православной культуры, нести ответственность за результаты образования перед родительским сообществом. Напомню, что в большинстве современных цивилизованных стран, родители могут обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими духовно-нравственными убеждениями именно благодаря отработанной практике сотрудничества государства и религиозных организаций.
Первый шаг на этом пути уже сделан. В ОРОиК были подготовлены предложения о включении в новый Стандарт предметной области и учебного плана, предусматривающих преподавание ОПК не менее 1 часа в неделю по всем годам обучения. Данные предложения были официально направлены Заместителю Министра образования и науки РФ, Председателю Совета Министерства по федеральным государственным образовательным стандартам И.И. Калине 18 августа 2009 года. В результате чего, в новом Стандарте официально закреплена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», включающая ОПК. Однако пока в проекте Учебного плана для начальной школы на эту область отведено всего 17 часов в четвертом классе, т. е. столько, сколько в эксперименте, по результатам которого, в стандарт должны быть внесены изменения и возможность изучать религиозную культуру обеспечена по всем годам обучения в школе.
В настоящее время в Отделе религиозного образования и катехизации совместно с другими православными образовательными структурами ведется работа по созданию единой концепции религиозного образования Русской Православной Церкви и внесению соответствующих изменений в федеральные законы «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» с тем, чтобы изучение православной культуры в государственных и муниципальных школах велось на прочном правовом основании, согласно единой концепции, во всех регионах России.
В результате совместной работы государственных и синодальных образовательных структур, епархий Русской Православной Церкви, по результатам эксперимента, внесения изменений в существующее законодательство и государственный образовательный стандарт должны быть найдены наиболее эффективные формы возвращения в российское образование его главной воспитательной функции, выработана национальная модель религиозного образования в светской школе, в которой существующий опыт изучения православной культуры станет важнейшей составляющей этого процесса, направленного, в конечном итоге, на возрождение православных традиций российского образования.
В качестве рекомендаций для деятельности епархий в этом направлении хотелось бы особо выделить следующие пункты:
1. С целью оптимизации деятельности епархиальных Отделов религиозного образования и катехизации необходимо:
– улучшить финансирование епархиальных отделов религиозного образования и катехизации,
– доукомплектовать штат квалифицированными специалистами: психологами, методистами, специалистами по связям с государственными образовательными учреждениями,
– организовать переоснащение отделов необходимой современной офисной техникой,
– обеспечить постоянное и конструктивное сотрудничество с Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации (особенно актуален данный вопрос для удаленных сибирских и дальневосточных епархий Русской Православной Церкви).
2. С целью подготовки учителей «Православной культуры» в рамках эксперимента необходимо:
– установить более тесное сотрудничество с учреждениями повышения квалификации и переподготовки работников образования,
– заключить соглашения с руководством институтов повышения квалификации об участии представителей епархии в процессе подготовки и аттестации педагогов для преподавания православной культуры,
– содействовать созданию методических объединений учителей по Основам православной культуры на региональном, муниципальном и районном уровнях.
3. Необходима постоянная работа со средствами массовой информации для разъяснения сути эксперимента и участия в нем Русской Православной Церкви в каждой епархии. От того насколько эффективным будет данный процесс, во многом зависит успешная реализация эксперимента и дальнейшее повсеместное распространение практики преподавания Основ православной культуры.
Благодарю Всех за внимание!
Источник: ОРОиК
http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=707