Учителя говорят о реформах в образовании

Прошло уже 6 лет как образованием в России управляет А. Фурсенко. Что говорят об итогах реформирования системы образования педагоги? Информационное агентство "Город Nовостей" опубликовало подборку высказываний из учительских форумов, на которых обсуждается состояние современного образования.

НСОТ ухудшает положение многих учителей

1) У государства нет денег, чтобы платить учителям малокомплектных школ. Я подрабатываю в деревенской школе. Так там моя зарплата, в связи с введением НСОТ, упала в 12 раз. А чиновников только вдвое увеличили.

2) Молодой специалист, рука которого тянется написать заявление об уходе: Наверху, то есть на бумаге идея НСОТ выглядит вполне оправданной, тем более, если подходить к образованию как к рядовой сфере экономики. Но практика дает пинок под зад теории. По НСОТ стимулирующие выплаты финансируются из местного бюджета: учителя работают, стараются, готовят детей к олимпиаде, участвуют в общественной жизни школы - добавляем зарплаты. Но большая часть местных бюджетов не в состоянии профинансировать эти выплаты. В итоге получается типичная российская отмазка: денег нет. Когда большие чины в Москве решат проверить насколько их реформы гениальны и как они осчастливили учителей, сядут они на свои представительские мерсы и бмв, и поедут в какую-нибудь московскую школу. Учителя там расскажут им, как же они счастливы и богаты. Ни коммунисты, ни цари, ни либералы при Ельцине не смогли сделать такого, НСОТ - вот истинное счастье, и после часовых дифирамб в адрес власть имущих и дорогущего банкета, довольные чины поедут обратно, «думая» о благополучии России и какой-нибудь очередной реформе: учителя же счастливы. Например, пустить все в школы в автономное плавание, вот мотивация для работы будет, зачем школам деньги давать, они сами смогут заработать, и еще благодарны будут. Юрий Венедиктович и Виктор Харитонович, даешь новый закон. Ну а если серьезно, то для того, чтобы развалить страну, надо сделать всего лишь одно: сделать учителя нищим.

3) НСОТ, подушевая система оплаты приводят к тому, что в классы набивают как можно больше учащихся. О каком качестве можно говорить в этом случае. И в 10-е классы набирают всех подряд, так как учителю хочется за свой труд получать достойные деньги. А потом ЕГЭ - и виноваты учителя!

4) Может новая система оплаты труда и призвана установить дифференциацию между теми, кто плохо и хорошо работает, только непонятно, почему хорошо работающий преподаватель математики в Москве или Красноярском крае получает гораздо больше, чем так же хорошо работающий преподаватель в Карелии?

5) Сравните: техничка минимум 4300 имеет и учитель высшей категории оклад 5030 рублей.

6) Работаю учителем начальных классов 23 года. Наш район в эксперименте по новой оплате труда. Моя зарплата 5800 плюс 860 рублей за классное руководство. В классе 28 учащихся. С классного руководителя берется подоходный налог 140 рублей. И такая зарплата будет с нового года по всей стране. Чтобы заработать стимулирующие выплаты, надо очень постараться. И максимум что я заработала - это 2400 рублей. В нашей школе бесплатной подготовки к ЕГЭ нет, только платные курсы. Мой сын учится в 11 классе, из своей зарплаты я плачу ежемесячно 800 рублей за курсы по подготовке к ЕГЭ. Его одноклассники уже ходят к репетиторам, а моей зарплаты не хватит, чтобы платить еще и репетиторам. Вот вам и новая форма оплаты труда.

7) Просто реально Министерство образования РФ озабочено не тем, как поднять зарплату учителям, а тем, какими возможными способами её урезать. Кто-то сомневается? Вот вам пример: Министерство образования Свердловской области с начала года издало приказ: никаких стимулирующих доплат в связи с кризисом в течение всего учебного года! 2 года наше учреждение (училище) живёт на голом окладе, не видит ни копейки премиальных. Стимул-то должен быть какой-то у людей! Один способ не скатиться в нищету - всерьёз заняться бумагами, забыв о качественном проведении уроков, ну и, конечно, завышать отметки, ведь теперь это показатель качества работы.

Система требует завышения оценок

1) На педсовете у нас выступила чиновница из городского департамента образования, которая рассказала, что с сентября нас ждёт повышение зарплаты на 10%. Однако за эти несколько сотен рублей с нас будут строго спрашивать за каждую двойку. Вплоть до того, что привлекут прокуратуру проверять обоснованность оценок. Учителю не только нужно будет представить план исправления этой двойки со всеми методическими пояснениями, но и вместе с ребёнком его воплотить.

2) В прошлом году по мне прошлись вдоль и поперек за поставленную двойку. Кроме того, из стимулирующей части у нас снимаются баллы за неудовлетворительные оценки. Наверное, скоро буду должна школе (государству).

3) А потом делят классы по уровням. Дают тебе класс «Г» и пиши планы ликвидации пробелов в знаниях, а потом реализуй их обязательно индивидуально - с каждым отчитываясь до офонарения устно и письменно. А платить тебе будут за это, просто дав понять «радуйся, что с работы не поперли за плохую успеваемость».

4) У нас в школе в этом году тоже показали, что мы стоим по поводу выставленных «2». Никому мало не показалось. Теперь эти учителя говорят, что тысячу раз подумают, прежде, чем ставить оценку и, скорее всего, нарисуют «3». А проверяющие предупредили, что спросят за каждый «неуд».

5) У нас в начальной школе нет отметок, но в конце четверти мы отчитываемся, сколько у нас отличников, ударников, с одной «пятёркой», с одной «тройкой». Доводы никакие не принимаются в расчёт. Высчитываем процент качества знаний и коэффициент успеваемости. А теперь - если нет победителей олимпиад в первом классе, я и аттестацию на вышку не пройду.

Произвол директоров

1) Наш директор получил новую игрушку «Распредели зарплату» (до этого пасьянс на компьютере раскладывал, в городской Думе заседал): «Тебе дам денюжку, а ты - обойдешься! И никто мне не указ!» «Веселее» всех непокорным.

2) В школе учитель только здоровье может потерять, а заработать нельзя. А что сейчас происходит уму непостижимо. Мир сошёл с ума, зарплата по понятиям, чем ближе к администрации, тем больше получаешь. Кто придумал доверить стимулирующий фонд распределять директорам? Надбавку можно получить, если у тебя призёры, да ещё областного масштаба. Если раньше хоть мизер, но зарплата повышалась, а сейчас сидим на копейках. При нагрузке 32 часов чистыми - 11000.Спасибо всем кто о нас «заботится»!

3) Чиновник - власть: хочет, милует, хочет, казнит! Наш директор превратился в местного князька. Это не самое страшное. Страшнее, когда на чиновников нет управы. Директора школы назначает вышестоящий руководитель (председатель комитета по образованию). И поэтому для него главное - это верноподданнически выполнять распоряжения своего патрона. Все остальные – «второстепенные члены предложения», от мнения которых ничего не зависит. Директорам ОУ сейчас дали столько власти и денег на зарплату, что должность эта стала блатной. Исправить положение может только статус чиновника для директора и конкурс на замещение вакантной должности.

Аттестация – унижение учителя

1) Ведь учитель каждые 5 лет должен отчитываться, доказывать, что он имеет право получать свои 4 (или 5, а может быть, даже 6) тысяч рублей. Большего цинизма по отношению к учителю вы не увидите ни в одной стране мира. Ведь получается, что учителю не доверяют. А вот пусть он докажет, что всё ещё имеет право на подачку. А не соответствует заявленной категории - мы ему подрежем паёк. Если бы вы знали, сколько сил и времени уходит на сбор, оформление всех этих «доказательств». А судьи кто?! Люди со стороны, которые только и могут судить о работе педагога как по оформленным бумажкам. А часы подготовки этих бумаг, которые выливаются в сумме в недели, месяцы работы, нервов, стресса могли бы быть использованы более плодотворно - для подготовки к хорошему уроку. А эта аттестация годами висит как меч над учителем, не давая ему по-настоящему раскрепоститься, расслабиться и уйти с головой в работу.

2) У моей дочери в прошлом году вообще, можно сказать, не велась целую четверть литература - учитель защищался на высшую категорию и постоянно на уроках строчил что-то в своих бумагах. В этом году у них защищается физик - в результате фактически нет физики. Детям предлагается почитать учебник или что-нибудь своё. Так что я воспринимаю аттестацию как преднамеренный развал образования. Надо вам оценить труд учителя - вводите в каждое учебное заведение новую штатную единицу. Пусть эти люди ходят по урокам, оценивают и оформляют документы, а учителя нечего отвлекать от его работы!

Тесты, ЕГЭ – средство оглупления молодого поколения

1) В результате 9 летнего эксперимента над детьми (россиянами), основная масса студентов ПУ, техникумов, коммерческих вузов - до 90% учеников не может просто говорить, ибо учителя, как правило, работают с 4-5 учениками, а остальные (непрофильники) - пусть молчат. 2-3 раза в год проведут тесты с ними, выставят отметки (хорошие) - и ладно. Зачем тратить время на уроке, выслушивая рассказ слабого ученика? Итого: 1) умение высказывать свою мысль и аргументировать её по любому предмету для основной массы - устремляется к 0, 2) словарный запас по любому предмету (тезаурус), вследствие неприменения в устной речи для основной массы устремляется к 0, приближаясь к запасу Эллочки Людоедки. Правда и тот заменяется на мат со связкой «короче».

2) Гарантия равных прав для поступающих, определяет основные направления внутренней политики в области образования, генеральной линией которой является интеллектуальный геноцид россиян и общая деградация нации. Если г-жа Цибулько выбрасывает сочинения (главный инструмент для развития умения выражать свои мысли), ЕГЭ по математике отсекает доказательства теорем (проще дать теорему в готовом виде и натаскивать на её применение) - а это школа логического мышления, ЕГЭ в целом разучивает говорить.

3) О недостатках тестологии и ЕГЭ (в частности). В конце 70-х в начале работы учителем физики я было увлекся тестами. Даже с учениками (двоечниками) сделали 5 «электрических столов» (как их называли дети). Но через год отказался от использования заданий с выбором ответа, сажая за «электрический стол» лишь имевших наглость прервать внимание 35 человек своим опозданием (как правило, двоечников) для проверки самых элементарных знаний. И вернулся к обычным проверочным работам, ибо для реального обучения физике значительно важнее знать, как ученик рассуждал (где и почему он ошибся и т.д.), нежели правильный ответ и отметка в журнале. (А какое наслажденье следить за мыслью своих детей, решавших олимпиадные задания!) Тесты же лишь изредка использовал для проверки самых простых, элементарных вещей (дабы двоечники не дремали). Любой человек делает, в первую очередь, то, что у него будут проверять. А проверять будут у всех знания детей в виде тестов ЕГЭ. И глубоко плевать всем учителям на программы, учебники, стандарты (которые, как я отмечал ранее, даже сами составители текстов ЕГЭ не читали). Главный ориентир – тексты ЕГЭ. И боюсь, вся Россия заражается моей «детской болезнью», натаскивая на то, что и как будут проверять. Главный же грех этой болезни – ориентир на знания и результат, а не на рассуждения. И в угоду «объективности массовых изучений знаний» мы можем не писать сочинения (аргументировать свой взгляд, умение рассуждать, доказывать - совершенно ни к чему человеку в реальной жизни, который потом любую бумагу не сможет написать). А с трибун цинично и громко вещается о формировании компетенций. В целом же – мозги, хорошо устроенные на порядок выше, чем мозги, хорошо наполненные. Но ФИПИ по душе второе, ибо ИМ легче проверять и отчитываться. Деградируем-с. Это ещё одна из главных причин для изгнания ЕГЭ из школы.

4) Целью ЕГЭ (одной из...) было уничтожить коррупцию в вузах. Ха-ха... Теперь она в ППЭ. Мне просто обидно за моих учеников, которые своими силами зарабатывают честные баллы, а «соседям» по аудитории приносят готовые решения. Вот вам и воспитательный момент. Обидно и за детей, и за свой труд.

5) Возможности тестирования - я говорю, прежде всего, о гуманитарных предметах - ограниченны, так как слишком много вопросов с правильными разными ответами. Тестированием можно проверить то, что надо знать на память: даты, имена, некоторые термины. Причинно-следственные связи в истории уже проверяются с трудом, поскольку на вопрос, допустим, о причинах Февральской революции 1917 г можно дать с десяток правильных ответов. Вплоть до того, что её причиной было приглашение Рюрика (при желании можно выстроить причинно-следственную цепочку от одного события к другому). Тестирование - сужу по своему опыту, так как насочиняла их достаточное количество для удобства «накопляемости оценок» - проверяет память, в том числе и зрительную, в определённой степени внимание на вопросах типа «да - нет», допустим: «Не были современниками В.И.Ленин и а)И.В.Сталин, б) А.Гитлер, в) Б.Муссолини, г) А.Линкольн» (придумала экспромтом). Более сложные вопросы намертво привязываются к используемому учебнику. Тест безусловно удобен тем, что создаёт внешний эффект объективности. Я, историк, запросто проверю тест по математике, если мне дадут ключ. В котором указаны не ответы, а буквы или номера правильных ответов. Пока что, по мере распространения ЕГЭ, бывшие выпускники, а теперь студенты стали писать тесты по философии быстрее, но не лучше. Всё чаще они не читают вопросы и ответы, а ставят буквы наугад или пытаются найти закономерность.

6) Кожурина Людмила Учитель и ЕГЭ: кто кого? Изменения в работе, как отмечают все учителя, коснулись как форм обучения, так и содержания. Естественным образом из программы отсеиваются темы, не связанные напрямую с заданиями ЕГЭ, типы деятельности, которые в ЕГЭ не востребованы. Из всех форм работы предпочтительным оказывается банальное натаскивание на тесты: «Главное - научить ребенка попадать в ответ, - рассказывает опытный учитель математики, - а для этого надо сто раз повторять и повторять выполнение одного и того же задания. Доводить навык до автоматизма. Удалось - ребенок чувствует удовлетворение, у него хорошее настроение. А что делать, если слово «думать» они понимают только в этом ключе, «суметь сделать». У такой традиции преподавания есть реальная опора в виде критериев оценки работ на ЕГЭ: для тройки и даже четверки достаточно дать правильные ответы по частям «А» и «В». О «С» ученики учителя, работающего в логике минимализма, могут не мечтать: «Тренируйтесь, вам хоть бы не десять заданий из ста сделать, а двадцать!» Опять же недоумеваем: ну почему дети - большинство из них – не хотят готовиться? Скучно им, видишь ли, надоело. Это старшие претензии предъявляют, они еще помнят работу в группах, «погружения» и свободное письмо в конце урока (рефлексию). Те, кто идет вслед, к ЕГЭ готовятся с первого класса: выбери, отметь, обозначь, подчеркни. Изначально - на обочине.

ЕГЭ - это другие приоритеты, другая система подготовки. Приучить учителя к ЕГЭ непросто. Он должен понять, что слов на уроке должно быть меньше, а дела, тренировки - больше», - говорит методист районного отдела образования. Чаще всего в ее речи звучит слово «натаскивание». Мысль методиста, распространяясь далее, все больше напоминает советы охотнику-кинологу, из лексикона которого, собственно, и перешло слово «натаскивать» в педагогический обиход. Нигде, ни в каких документах не заявлено, что целью образования является получение пятерок, четверок или троек на экзамене. Не сказано, что главное в образовании - это подготовка к экзаменам. Создается впечатление, что за этот далекий от педагогики критерий ухватились, прежде всего, люди несведущие (сейчас даже родители не судят о ребенке по оценкам), которые считают, что учителям делать больше нечего, как обслуживать продукцию ФИПИ.

7) Лекарство Обамы для Америки, ЕГЭ должен уйти: А увеличиваться расходы в США будут на образование. Это единственная статья, которая серьезно растет - на 6,2%. Администрация запрашивает новые деньги на всю систему - от начальной до высшей школы. 4 миллиарда, например, потребуются на то, чтобы уничтожить расширенную при Джордже Буше программу тестирования для оценки успеваемости ученика России известную как ЕГЭ. Система эта - давняя американская болезнь, которая уже десятилетия как делала американское образование удобным разве что для умственно отсталых, но при Буше ее попытались сделать универсальной для всех школ. И стало ясно, что дело дошло до последней точки - с таким образованием дальше ехать некуда.

Бюрократизм подавляет творчество

1) «Контроль того, что на них сделано (на деньги)» - означает огромный ворох бумаг-отчётов за каждый чих. В 80-х за 12 лет работы я написал 1 план воспитательной работы (ежегодно меняя обложку), ни одного плана урока (он у меня был всегда в голове, как основа для импровизаций), однако, по результатам - получил отличника народного образования. Я просто работал с детьми, а не с бумагами. При НСОТе главная забота - не столько дети (предназначение учителя), а «красивые» отчёты учителей, школ для добывания денег. А на главное - не остаётся времени.

2) Наша администрация нам - педагогам, так сказала: - «мы работаем на себя». У нас коррекционная школа-интернат, то же самое, что и в образовательной школе, главное - это бумаготворчество, а делал ты что-то или нет никого не волнует. Одни отчёты о проделанной работе, о работе с детьми, дублируешь одну бумажку по несколько раз. Нет единых требований, кто мил, с того и спроса меньше, а если ещё родственник администрации, тогда можно и месяцами на работу не ходить. То же самое и при распределении надтарифного фонда, сама себе хозяйка. Вот и получается, кругом одна бюрократия.

3) На сайте всероссийского интернет-педсовета стартовал проект «Бумажкам. Нет!». Каждый педагог может внести лепту в создание реестра «бесполезных бумажек». И предварительно стало ясно, что учитель тратит на заполнение всех бумаг около 8 часов в неделю. То есть целый рабочий день. «Обидно, что на заполнение бумаг, которые в течение года несколько раз переписываются, дополняются и исправляются, мы тратим столько времени, что не успеваем уделить внимание ученикам, — поделилась учительница истории из Белгорода с 32-летним стажем работы.— За время моего трудового стажа количество детей в городе уменьшилось. Количество вышестоящих чиновников, напротив, увеличилось в десятки раз. И перед каждым необходимо отчитаться в письменном виде о планах, результатах, оплошностях и достижениях. Более того, мы должны проводить анализ по сравнению с прошедшими годами. Когда в нагрузке стоит 900 часов и программы классов одной параллели сильно отличаются, сделать все описанное получается только в ущерб ученикам. Я просто задыхаюсь от ненужных объятий чиновников».

Появившиеся в открытом реестре документы бессмысленны не только юридически, но и по сути. Например, бланк отчета о подготовке к празднованию Дня Победы или договор об использовании ноутбука содержат такие формулировки, переварить которые адекватному мозгу просто не под силу. Преподавателю, буквально как обезьяне, разъясняют, что он должен делать с ноутбуком на рабочем месте.

На этом чиновничьи издевки не заканчиваются. Учитель должен прогнозировать и анализировать творческие и интеллектуальные успехи каждого ученика. А если в классе есть «особые дети» - одаренные или из «группы риска», то на каждого из них должно вестись отдельное «дело». Что планировали, что сделали, почему не выполнили запланированное и так далее - эти и другие графы преподаватель заполняет в личных карточках учащихся. Среди особо выдающихся вопросов: «как изменился уровень патриотичности учащихся?» или «оцените степень толерантности». «В таких случаях легче отдаться, чем сопротивляться. Нам приходилось даже отчитываться в том, сколько кленовых листьев собрали ученики во время какого-то субботника», - говорит Ефим Рачевский. Бюрократическая круговерть имитирует работу, создает иллюзию эффективности. Причем, как отмечают учителя, с появлением национальных проектов и реформ количество ненужных отчетов только увеличилось. Обилие учебников, реформы и новые ФГОСы только добавляют волокиты. По всем нововведениям приходится отчитываться, а они порой этого вовсе не стоят. Так, некоторые преподаватели устраивают неформальные конкурсы между школьными учебниками. Первым выбывает тот, в котором обнаруживается 100(!) ошибок. А ведь по этим книгам детям приходится учиться, а учителям учить и отчитываться.

«Все берется от никому ненужных реформ. Точнее сказать, «нужных» только реформаторам, потому что так они зарабатывают на хлеб», - говорит один из участников дискуссии, учитель математики и информатики из Новосибирска. «Мы готовим пищу для чиновников, - поддерживает его учитель истории из Белгородской области.- Ведь они всем этим и живут. Работать по нашим документам невероятно удобно потому, что уважающий себя учитель подходит ко всему с большой ответственностью. Потратив целый месяц летних каникул на составление планов, я, как никогда, почувствовала себя ненужной: в нашей области из-за какой-то ошибки прекратились начисления за классное руководство».

Сокращение основных предметов

В начальной школе значительно сокращены уроки чтения – в результате дети не могут читать и понимать тексты учебников. Значительно сокращена литература. Здесь тоже внедряется ужасная система тестирования. Сокращаются часы на естественные дисциплины. Астрономию вообще изъяли из программы.

Нормативно-подушевой подход - убийство школ

С. Комков Казенная автономия: «Реформаторы» из ВШЭ доказывали, что не зачем тратить государственные средства на содержание учебных заведений на селе, поскольку эти расходы «ложатся дополнительным бременем на плечи рядовых налогоплательщиков». На самом деле, это вылилось в массовое и повсеместное уничтожение образования на селе. За прошедшие 15 лет Россия недосчиталась более 16 тысяч школ. И только за последние три года (по данным Министерства образования и науки РФ) было официально закрыто около 4 тысяч школ. Подобного в нашей стране не было даже в годы самого страшного лихолетья.

28-30 января 2010 года в городе Орле проходил первый в истории современной России «Форум Сельских Поселений», на котором обсуждались насущные проблемы современного российского села. И все выступавшие на Форуме главы сельских поселений, выходя на трибуну, первым делом заявляли о том, что пора остановить совершенно убийственную для нашей страны политику «реструктуризации сельской школы». Ибо, завтра на селе не останется ни одной молодой семьи. А это означает, что российское село попросту умрет, и огромные территории Российской Федерации превратятся в безлюдную пустыню.

Именно этого вот уже много лет добиваются наши враги в рамках, так называемого, «Русского проекта», утвержденного Конгрессом США в 1987-м году и разработанного на основе долгосрочной Директивы Совета Национальной Безопасности США № 20/1 от 18 августа 1948 года, имевшей совершенно откровенное и недвусмысленное название - «Задачи в отношении России».

Таким образом, активно раскрутив «проект» по реструктуризации сельских школ и осуществив тем самым первый этап диверсии по отношению к нашей стране в рамках программы «модернизации российского образования», российские «либеральные реформаторы» приступили к следующему. Уже к 2000-му году был разработан «проект» перевода всех образовательных учреждений на принцип нормативно-подушевого финансирования. И это немедленно привело к целому ряду негативных последствий. Теперь в разряд «нерентабельных» попали не только малокомплектные сельские школы, но и образовательные учреждения в районных центрах и малых городах России. И даже в столице Российской Федерации Москве ряд школ оказался под угрозой закрытия.

Выводы учителей:

-А моя «женская логика» проста: Российское образование действительно находится в ужасающем положении. Развал его проводился и проводится целенаправленно и очень грамотно - это аксиома. Кому это нужно? Тому, кто, как говорят в Одессе, «с этого имеет». Наше министерство во главе с г-ном (двусмысленное сокращение, но мне нравится) Фурсенко напоминает мне падальщика на помойке - все, от чего цивилизованный мир отказывается, ими подбирается и выдается за «инновации» и «модернизации». (ЕГЭ, профили и т.д.) Думаю, в накладе они при этом не остаются. Статус учителя в настоящее время - ниже плинтуса. Для чего учителей поливают грязью все, кому не лень? Чтобы обосновать «необходимость реформирования», получить под это деньги и жить в свое удовольствие. На мой взгляд, Фурсенко давно пора отдать под суд - если хорошо изучить УК, пара-тройка статей наверняка найдется. Жаль, за вранье не судят - точно бы получил «высшую меру».

http://www.nravstvennost.info/news_of_pedagogics/index.php?ELEMENT_ID=3689