Подготовлен документ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлен документ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви».

Документ включает в себя рекомендации и инструкции по организации и проведению катехизической деятельности на приходском и епархиальном уровнях.

Документ разослан в епархии, расположенные на территории Российской Федерации, для обсуждения и выявления наиболее эффективного опыта в данной сфере.

Документ «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»  см. ниже.

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

 

http://www.pravoslavie.ru/news/36186.htm


МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
СВЯЩЕННЫЙ СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ
127051, Москва, ул. Петровка, д. 28/2    e-mail: otdelro@otdelro.ru    тел./факс: +7 (495) 650 1310


РЕКОМЕНДАЦИИ и ИНСТРУКЦИИ

«Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви»

24 июня 2010 г.

В просветительском служении Церкви важнейшее значение имеет катехизация – содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни. Исполняя свою спасительную миссию, Церковь должна оказывать такое содействие всем, кто нуждается в нем. Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования.

Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни  Церкви, к святоотеческому  молитвенному и аскетическому опыту.

Сегодня нужна гибкая и дифференцированная система катехизации перед Таинством Крещения и после него. Необходимо создавать целостную, комплексную систему непрерывной приходской катехизации с различием форм и уровней, с учётом духовного состояния людей, их возраста, национальной и социальной принадлежности.

Катехизическая деятельность на приходе
Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются:

  • оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения), 
  • пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,
  • совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания,
  • систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.),
  • православное  воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),
  • приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,
  • катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).

Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для  эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть аттестован(*)  в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

Организация катехизической деятельности в епархии

  1. Оглашением

    В настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость практики совершения Таинства Крещения без предварительного оглашения и, в то же время, недостижимость повсеместной полноценной подготовки к Таинству. Следуя церковной икономии, Отдел предлагает принять во всех епархиях следующие правила подготовки к совершению Таинства Крещения:

    1. Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники.
    2. Священникам и крещаемым следует стремиться к возможно более полной подготовке к Таинству, а крещаемым - настраиваться на церковную жизнь и после Крещения.
    3. При отсутствии возможностей или условий для продолжительного (от нескольких месяцев и более) оглашения священниками должны строго соблюдаться требования минимального обязательного оглашения в следующем объеме:
      • проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. (В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов крещения, ответам на его вопросы. Во второй - акцент должен быть сделан на нравственных аспектах христианской жизни и на проверке правильности усвоения им вероучительных знаний. В период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода).
      • Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то, блудное сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности и т.п. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.
      • После Крещения требуется наставление новокрещеного к последующей церковной жизни с подчеркиванием особого значения Таинства Евхаристии для православного христианина. Такое наставление должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.
    4. В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым, как это сделано в ряде приходов, где обязательным условием крещения является цикл тематических бесед (3-12 и более) для группы оглашаемых в сочетании с их самостоятельным духовным трудом (см. выше п.1.3.А), а послекрещальное наставление развернуто в цикл тайноводственных бесед. При индивидуальной подготовке оглашаемого к принятию таинства Крещения продолжительность периода оглашения и количество бесед можно варьировать, но, несомненно, длительность подготовки играет положительную роль.
    5. Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещению следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения.
    6. С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительные беседы о смысле и значении Таинства Крещения и о необходимости самим взрослым жить полноценной церковной жизнью, воспитывать в вере детей и регулярно причащать их после Крещения. Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения. В каждом конкретном случае условия подготовки к Таинству Крещения должны определяться священником с пастырской любовью и рассудительностью.
    7. Само совершение Таинства Крещения может и должно стать существенной частью катехизации. Желательно возрождение древней практики совершения Крещения на крещальной литургии накануне великих праздников в торжественной обстановке (после проведения цикла огласительных бесед для группы обратившихся).
  2. Систематическая катехизическая деятельность.
    1. Для новопросвещенных христиан, а также для тех, кто, будучи крещен ранее, хочет возобновить молитвенно-евхаристическое общение с Церковью, необходимо предлагать систематические катехизические беседы и занятия, которые могут проводиться в форме воскресной школы для взрослых или в иных удобных формах.
    2. Нужно расширять практику изучения Священного Писания в приходах в форме библейских, евангельских бесед и кружков. Работа в небольших группах с обсуждением текстов Библии обычно помогает участникам глубже воспринимать Слово Божие и руководствоваться им в своей жизни.
    3. Богослужения, Таинства и обряды Церкви, в которых участвуют новоначальные христиане, полезно сопровождать своевременным катехизическим пояснением, раскрывающим их духовный смысл. Целесообразно проводить занятия и беседы для желающих глубже понять содержание богослужений.
    4. Должное внимание надо уделить созданию и развитию приходских и епархиальных библиотек и медиатек, ориентированию прихожан в православных ресурсах сети Интернет.
    5. Экскурсионно-паломническая деятельность имеет высокий духовно-просветительский потенциал, который следует в полной мере использовать.
  3. Катехизическая работа с семьей.

    При современном кризисе семьи особое внимание необходимо уделять подготовке к Таинству Венчания. Брачующиеся должны осознавать высокий христианский смысл брака, как пути спасения, и ответственность за него. Целесообразно ввести порядок подачи письменных прошений о совершении Таинства Венчания заблаговременно (за 1-2 месяца) по аналогии с правилами, установленными государством для регистрации брака. Это время, благоприятное для углубления церковной жизни вступающих в брак, может быть эффективно использовано для катехизической работы: объяснения будущим супругам непосредственной связи Таинства Брака с Таинством Евхаристии, христианского смысла семьи, как пути спасения, как малой церкви. Церковное попечение о семье должно продолжаться и после совершения Таинства Брака. Важной задачей является организация православной психологической консультации для семей.

  4. Церковно-приходская воскресная школа – основная форма православного воспитания детей и подростков на приходе. Она должна воспитывать детей на христианских началах, передавать им базовые вероучительные знания и навыки церковной жизни.

    Подлинным критерием успешности работы воскресной школы является реальное принятие учащимися нравственных норм православной жизни, проявляющееся в решимости противостоять порокам и соблазнам, в участии в Таинствах Церкви. Детей и подростков, посещающих воскресную школу, следует приобщать к участию в жизни прихода и, по возможности, к социальной и благотворительной деятельности. Церковно-приходские воскресные школы должны действовать в каждом приходе. Все они должны быть аттестованы(*) епархиальным отделом религиозного образования и катехизации, и каждый преподаватель воскресной школы должен регулярно проходить аттестацию(*).

  5. Иные формы катехизической деятельности на приходе.

    В храмах, посещаемых и во внебогослужебное время, должен быть дежурный, способный давать вразумительные ответы на обычные вопросы приходящих. Рекомендуется настоятелям больших городских приходов создавать в храмах консультативную службу по вопросам веры и церковной жизни, привлекая для этого образованных мирян. Имеющийся опыт показывает эффективность индивидуальных просветительских бесед в катехизаторской и миссионерской работе с заходящими в храм малоцерковными людьми. Такая деятельность особенно полезна в дни, когда храмы посещает большое число людей, редко участвующих в таинствах Церкви (Богоявление, Великая Суббота, Пасха Господня, Рождество Христово, дни поминовения усопших). В приходе следует распространять катехизические листки, посвященные праздникам, таинствам, богослужению и отдельным вопросам церковной жизни, размещать информационную доску, содержащую просветительскую информацию.

    Необходимо особо заботиться о повышении церковной грамотности и о духовно-нравственном совершенствовании сотрудников храма и продавцов в церковных лавках. Настоятелям приходов рекомендуется организовывать для них проведение духовно-просветительских бесед, направлять их на обучение, строго контролировать практику их отношения к прихожанам и покупателям.

  6. Консолидация усилий отдельных приходов способна существенно повысить уровень катехизической деятельности в епархии.
    1. Во исполнение Определения Архиерейского Собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» (п. 10) во всех епархиях должны быть назначены помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).
    2. Следует организовать при епархиальных отделах религиозного образования и катехизации совещательный орган помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации(*).
    3. Следует уделять особое внимание подготовке, повышению квалификации и созданию соответствующих благоприятных условий для деятельности специалистов в области катехизации и педагогов церковно-приходских воскресных школ.
      • Епархиальная система подготовки кадров и повышения квалификации должна включать три основных составляющих:
        • подготовка преподавателей для курсов катехизаторов (в духовных академиях, семинариях, в православных ВУЗах, на факультетах и кафедрах теологии),
        • повышение квалификации действующих преподавателей (краткосрочные курсы),
        • подготовка и переподготовка специалистов в области катехизации для приходов по различным профилям (помощник настоятеля, помощник благочинного, педагог-катехизатор, преподаватель, воспитатель, организатор воскресной школы, летнего лагеря, экскурсовод паломнических групп и т.п.) на 2-3-х летних катезизаторских, богословско-педагогических курсах, в катехизаторских училищах и других церковных учебных заведениях по соответствующим стандартам(*).
      • Катехизаторские (богословско-педагогические) курсы или/и училища должны действовать во всех епархиях. Желательно учреждать катехизаторские курсы в благочиниях на базе просветительских центров, а в епархиях – на базе отделов религиозного образования и катехизации, семинарий, академий и православных ВУЗов. Все центры подготовки специалистов в области катехизации должны регулярно проходить аттестацию(*) в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации.
      • На уровне епархий, округов и приходов необходимо находить возможности для материального обеспечения катехизической и образовательной деятельности (в том числе через создание образовательных фондов, прямого епархиального финансирования и др.).
      • Следует создавать в епархиальных отделах религиозного образования и катехизации методические центры по катехизации. Учебно-методические материалы по катехизации и воскресным школам должны проходить экспертизу в научно-методическом экспертном совете при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви
      • Целесообразно взаимодействие и координация усилий епархиальных отделов религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви с соответствующими епархиальными структурами:
        • миссионерскими отделами (комиссиями) – по объединению усилий в организации отдельных сопряженных форм катехизической и миссионерской деятельности; по обеспечению преемственности катехизаторских и миссионерских программ.
        • отделами (комиссиями) по делам молодежи – по обеспечению взаимодействия и преемственности между воскресными школами для детей и молодежными организациями; по осуществлению катехизаторских программ для молодежи.
        • социальными отделами (комиссиями) – по подготовке социальных работников к катехизической деятельности; по участию педагогов-катехизаторов в социальных программа
    4. Взаимодействие епархиальных отделов с синодальным Отделом религиозного образования и катехизации в области катехизической деятельности осуществляется в рабочем порядке, регламентированном Положением о епархиальном Отделе религиозного образования и катехизации.

(*) Соответствующие нормативные документы и методические материалы находится в стадии доработки в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Методические разработки и другие материалы по катехизической деятельности находятся и будут появляться на медиа-портале Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви: http://media.otdelro.ru