Первостепенную важность в императорскую эпоху имела духовная школа
17 июня 2014 года
Об этом рассказывает Алексей Любжин в своей монографии «История русской школы императорской эпохи», презентация которой состоялась на днях в культурном центре «Покровские ворота».
Издание инициировано и поддержано Фондом Василия Великого, сообщает «Благовест-инфо».
Автор — доктор филологических наук, сотрудник Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель латыни и греческого — представил первый том монографии, вышедший в двух книгах (Издательство «Никея», 2014). Он посвящен истории русской школы XVIII в.; повествованию предпослан подробный очерк о школе допетровской Руси. Всего планируется выпустить пять книг, последняя из которых будет посвящена русской школе в царствование Николая II.
Как подчеркивали многие участники презентации, монография представляет особую ценность, так как является первым подобным изданием, обобщившим многочисленные фрагментарные статьи по данной теме.
На «первое место по важности» и по объему в исследовании Алексея Любжина поставлено духовное образование, которое в XVIII веке является ведущим укладом среди других разнообразных типов школ: военно-дворянских, немногих общеобразовательных, цифирных, гарнизонных, домашнего и заграничного обучения. О значимости духовного образования в изучаемый период автор пишет так:
«Первостепенную важность имеет духовная школа: не только потому, что ее программа высоко держала планку интеллектуального развития, а сама школа, пока существовала Империя, оставалась одним из самых массовых образовательных учреждений, слегка уступив только народным училищам, но намного превосходя их уровнем. Важно и то, что духовная школа была неиссякаемым ресурсом студенческих и педагогических кадров для столичных университетов, медицинских школ, Учительской семинарии и, наконец, просто для народа, которому духовенство продолжало преподавать по старинке Часослов и Псалтырь».
Алексей Любжин добавил, что к концу XVIII века в России насчитывалось около 60 тысяч учеников разных типов школ; треть из них учились в духовных учебных заведениях. При этом только духовная система обладала средним звеном — семинариями.
«В России, как и в Европе, образование пришло из духовных очагов. До сих пор университеты Европы опираются на традиции, выработанные в средневековье, до сих пор в университетах преподают богословие. У нас тот же путь: из монастырских очагов потихоньку вырастали и школы, и университеты», — подчеркнул роль духовного образования для России настоятель домового храма святой мученицы Татианы при МГУ, духовник гимназии святителя Василия Великогопротоиерей Владимир Вигилянский.
По его мнению, система образования, сложившаяся в императорской России, «не претерпела существенных изменений (не считая идеологии)», «продержалась» в течение 70 лет советской власти. «То, что мы получили в наследство от дореволюционных времен, нужно внимательно изучать», — считает священник.
Монография Алексея Любжина дает возможность для подробного изучения предмета: в текст вплетено большое количество важных документов — законодательных актов, уставов учебных заведений, частных писем и т.д., что делает повествование живым и объемным, отмечали выступавшие на презентации.
По словам директора Греко-латинского кабинета Юрия Шичалина, «невероятную актуальность» изданию придает не только его энциклопедический характер, но и то, что монография, периодизация которой опирается на время правления российских императоров, была написана в год 400-летия династии Романовых. Филолог подчеркнул, что у внимательного читателя новой книги не может не сложиться впечатление, что «Россия — это успешная европейская страна, а не захиревшая окраина, которая все время тянулась на Запад». «Россия представляла беспрецедентный тип европейской культуры: усвоив многое от Византии, она сумела вместить в себя и достижения западной цивилизации…, не теряя своей специфики», — это положение подтверждается исследованием А. Любжина, считает Юрий Шичалин. Он выразил надежду, что следующие тома, посвященные XIX веку, в еще большей степени раскроют эту особенность русской культуры, в частности, через фигуры святителей Филарета и Иннокентия, в которых «вершины православного богословия и вершины западной учености совпадают».
«Если бы к XVII веку не было закваски церковной и богословской, абсолютно никуда потом не исчезнувшей, то не было бы и Ломоносова, и вершин русского образования XIX века», — отметил Шичалин.
Говоря о значении элементов духовного образования в современной школе, опираясь на опыт гимназии святителя Василия Великого, он подчеркнул, что преподавание Закона Божия и церковного пения «можно легко вписать в обязательную школьную программу, и это дает свои плоды». Коллегу по преподаванию в гимназии поддержал протоиерей Владимир Вигилянский: «Если у нас один урок Закона Божия в неделю, каждое утро молебен перед началом учебы — этого достаточно, чтобы усвоился церковнославянский язык. Никакого придуманного светскими людьми насилия над образованием не получается: без навязывания и нажима все дети понимают церковнославянский язык, читают Псалтирь и Евангелие. На примере нашей гимназии я могу сказать: все мифы, которые были придуманы в советские времена и распространены сейчас в либеральной среде о том, что дети перегружены, — это пустышки».
Руководитель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, директор московской общеобразовательной школы № 1741 Павел Панкин отметил, что издание об истории русской школы и широкая дискуссия об образовании особенно важны сейчас, после многих незавершенных реформ и экспериментов в области образования. «В XVIII век вернуться нельзя, но оттолкнуться от него можно и нужно», — сказал Панкин.
По материалам сайта http://pravobraz.ru