Приветственное слово Митрополита Омского и Таврического Владимира к участникам III Кирилло-Мефодиевских чтений
Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемые участники чтений!
В рождении народа, как и в рождении любого человека, можно обозначить два этапа. Первый этап – рождение биологическое, появление на свет Божий. Человек рождается беспомощным, ничего не умеющим, и первое время его жизни состоит исключительно в удовлетворении простых телесных потребностей.
Но вот проходит определенный срок, шесть-семь лет, и происходит второе рождение человека. Он учится чтению и письму, он уже не просто говорит, но получает ключ к книжным, литературным сокровищам своего народа и всей мировой культуры. Не случайно с шести лет наступает и новый этап, новое рождение человека и в Церкви. Он уже, наравне со взрослыми, участвует в Таинстве покаяния – исповеди, кается в своих грехах; именно с этого, как правило, начинается его осознанное приобщение к вере, к Церковной жизни.
То же самое можно сказать и о любом народе. Вначале народ рождается биологически, обычно в виде отдельных племен, живущих по соседству и обладающих схожими внешними признаками и тем, что мы иногда называем «национальным характером». Эти племена говорят на похожем языке, однако не имеют своей письменности, а верования у них обычно примитивные, языческие: у каждого племени – свои племенные идолы. Это – младенческое состояние народа, многие народы так на протяжении столетий в нем и пребывают, не испытав второго, духовного рождения. Пока народ не «рожден в Духе», не объединен единой верой и единой письменностью, он так и остается не более чем племенем, и, как правило, исчезает, не оставив после себя никакого следа.
Такими некогда были и славянские народы. До сих пор историки так и не пришли к единому мнению о том, как возникли славянские племена, откуда они пришли. Выяснить это, и, правда, непросто: ведь древние славяне не вели запись событий, происходивших с ними. Не имея своей письменности, эти племена жили жизнью природной, но не исторической; для того, чтобы выйти из природного, биологического состояния, чтобы из племени стать народом, из язычников – христианами, нужна была своя письменность.
И вот, по великому Промыслу Божию, в IX веке славянские народы получили свою собственную письменность из рук святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Совершив перевод Священного Писания, солунские братья не только создали славянский язык: они создали своего рода генетический код для формирования славянских народов, для развития славянской культуры. Воистину, к их просветительской миссии среди славян можно применить известные слова пророка Исаии: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9:2). Этим светом и стала славянская азбука, которая даже в советское, атеистическое время продолжала, в честь одного из своих создателей, называться кириллицей.
Многим, как известно, просветительская деятельность Кирилла и Мефодия не пришлась по нраву. Ей активно противодействовали те, кто предпочел бы удержать славянские народы во тьме невежества, кто не желал, чтобы они имели свою письменность, свою культуру. Когда братья прибыли в Моравию, где стали учить Богослужению на славянском языке, это вызвало недовольство немецких епископов, совершавших в моравских храмах Богослужение на латыни. Эти епископы восстали против солунских братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. В этих словах было скрыто лукавство: на еврейском языке Богослужение не велось уже с первых веков христианства, не велось оно в Западной Церкви и на греческом; единственным языком там была латынь. Так под видом «трехъязычия» противники Кирилла и Мефодия, по сути, насаждали латинское одноязычие. Тем самым немецкие епископы стремились сохранить свою монополию на язык Богослужения, который становился мощным инструментом в духовном подчинении славянских народов. Ведь не случайно именно с этого времени, с IX века, начинается экспансия Запада, прежде всего германских народов, на восток, вначале на земли, заселенные западными славянами, а затем и на прибалтийские народы и на восточных славян. Можно представить себе, какая судьба ожидала бы руссов, если бы они не обладали к тому времени своей письменностью. Вероятно, они разделили бы судьбу многих восточноевропейских народов, которые или полностью исчезли в результате этого «дранг нах остен», как, например, пруссы, ливы, полабские славяне, или на многие столетия попали бы в зависимость от западных империй.
Как известно, святой Кирилл опроверг все хитросплетенные доводы своих критиков: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки…».
Так более тысячелетия назад святые равноапостольные Кирилл и Мефодий не только создали основы славянской письменности, но и обосновали равноправие славянских языков с другими. Так было положено начало духовному единству славянских народов, в которое затем внесли свой великий вклад и святой равноапостольный князь Владимир, и святой благоверный князь Александр Невский, и первопечатник Иван Федоров, и многие славянские просветители, выдающиеся Церковные и государственные деятели, писатели, мыслители, ученые…
Наш известный земляк – святитель Сильвестр, архиепископ Омский, который, как известно, был уроженцем Украины, не только своим современникам, но и будущим поколениям напоминал: «…мы с вами – славяне. То же самое Слово Божие и те же Богослужебные книги, которые на славянском языке переложены трудами святых братьев, через сто лет после смерти Мефодия перенесены были в нашу землю при святом князе Владимире. То же слово Божие и те же книги Богослужебные мы и поныне слышим везде у нас в святых Божиих церквах. И наша гражданская русская грамота составлена из этих же церковно-славянских букв. Вот какое великое дело совершили для нас святые братья Мефодий и Кирилл».
К сожалению, у тех немецких епископов, пытавшихся противостоять святым равноапостольным братьям, тоже до сих пор имеются последователи, стремящиеся ослабить и подчинить своему влиянию славянские народы, разрушить вековые духовные и культурные нити, связывающие их друг с другом. Именно это происходит на наших глазах последние четверть века. Распад Чехословакии, распад Югославии, не говоря уже о распаде Советского Союза, после которого три славянских народа – русские, украинцы и белорусы – оказались разделенными, как по живому, государственными границами. Теперь уже и на самой Украине приносит свои горькие плоды многолетняя пропаганда «западных ценностей», направленная, по сути, на то, чтобы еще сильнее оторвать Украину от России, создать на украинской земле очередную зону «управляемой нестабильности»…
И для того, чтобы противостоять этой экспансии, чтобы сохранить единство православных славянских народов, завещанное нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, одних политических и экономических мер недостаточно. Славянское единство – это, прежде всего, единство духовное, его нельзя измерять никакими трубопроводами или военными базами. Это единство, основанное на общей вере, на общей письменности, на общем духовном богатстве, единство, уходящее своими корнями в глубокую древность. И только возделывая эту духовную почву, мы можем сохранить и свою русскую культуру, и общеславянское культурное наследие.
Поэтому еще раз выскажу мысль, которую повторяю уже третий год на этих чтениях: необходимо, чтобы наши дети в школе изучали древнерусский язык, хотя бы в том объеме, в каком изучаются иностранные языки. Недостаточно изучение только современного русского языка. Современный язык – это как крона; можно ли знать строение дерева только по его кроне, не зная, каков у него ствол, как устроена его корневая система? Пора понять нашим политикам, чиновникам и преподавателям: патриотическое воспитание начинается не с громких призывов и лозунгов. Так же, как народ начинается с языка, с письменной культуры, так и воспитание любви к своему народу должно происходить через приобщение к его языку во всем его историческом многообразии. В идеале, конечно, подрастающему поколению россиян стоило бы изучать со школьных лет и другие славянские языки, хотя бы один из них: болгарский, сербский, украинский… Ведь русский язык на протяжении столетий развивался бок о бок с этими языками, впитывал от них все лучшее. К сожалению, в какой-то момент в XIX веке появилось мнение о каком-то якобы превосходстве русского языка над другими славянскими языками. Стали даже утверждать, что украинский и белорусский языки являются лишь диалектами русского. Это утверждение было не только ложным; оно вносило раскол в отношения славянских народов друг к другу, плоды которого мы продолжаем пожинать и сегодня. Пришло время не только полностью отказаться от этих устаревших стереотипов, но и сделать несколько шагов навстречу близким славянским культурам: ввести в некоторых школах, в старших классах, преподавание украинского или белорусского языков. Ведь изучить их гораздо легче, чем западные языки – не говоря уже о китайском или японском, которые сейчас в моде. Конечно, европейские языки, особенно английский, тоже стоит изучать; но сегодня это не представляет большой проблемы: открыты десятки языковых курсов, английским буквально пропитаны СМИ, экономика, сфера развлечений. А вот украинский или белорусский вряд ли кто-то самостоятельно решит изучать. А ведь изучая эти родственные русскому языки, можно глубже понять и родной язык, и его место в стройном многоголосии славянских наречий.
В заключение хочу пожелать всем участникам Чтений интересной и плодотворной работы!
(Омск, 23 мая 2014 г.)
По материалам сайта http://omsk-eparhiya.ru