Темные корни языческого мировидения
Приветственное слово митрополита Омского и Таврического Владимира участникам Всероссийской научно-практической конференции «РОССИЯ И ЯЗЫЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
Омск, 26 февраля 2014 г.
Ваши Преосвященства! Уважаемые дамы и господа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня Русская Православная Церковь отмечает день памяти великого святого нашей Омской земли – священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. Этот день – знаменательный для нашей Епархии, для наших приходов, для всех православных нашего края. И то, что наша конференция, посвященная проблемам язычества, проходит в этот день, тоже символично. Уже в молодости, на первом своем поприще в Полтавской Епархии, будущий Омский архипастырь проявил себя как замечательный миссионер, борец с распространявшимися тогда штундистами и толстовцами. Его труды, в которых он раскрывал учение этих сект, его проповеди сыграли огромную роль в борьбе с сектантами.
Хотя с выхода его первых антисектантских трудов прошло более ста лет, они не потеряли своей ценности. И не только благодаря миссионерскому дару будущего священномученика, его глубокому и непосредственному знанию тех ересей, с которыми ему приходилось сталкиваться. Их актуальность объясняется еще и тем, что сегодня как и столетие назад, Православие продолжает свою духовную битву за спасение человеческих душ с различными сектами, имя которым легион. И наиболее опасными среди них являются секты языческие.
Почему духовная и интеллектуальная борьба с языческими сектами является наиболее трудной? Не только потому, что языческих сект в современном мире множество, что они быстро видоизменяются и часто выступают то в виде псевдо-научной доктрины, то в виде сомнительной оздоровительной практики, то в виде экологического движения... Главная сложность состоит в том, что обычно борются с той или иной языческой сектой, с тем или иным проявлением язычества, а не с тем общим корнем, из которого все эти произрастает. Пока мы будем изучать отдельные проявления этого феномена, а не его исток, пока будем бороться с отдельными, возникающими на поверхности, течениями, и не попытаемся понять их глубинных причин, наши усилия обречены на неудачу.
Язычество – это не какое-то временное заблуждение, это не какой-то исторически преходящий этап в формировании религиозного сознания, как обычно утверждают религиоведы. Язычество – это прямое следствие первородного греха, того полуживотного состояния, в которое человек впал за свою гордыню. Священное Писание свидетельствует, что в своем первозданном состоянии, до грехопадения, человек владычествовал и над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт.1:28). Однако после грехопадения он впал в такое жалкое и неразумное состояние, что сам начал поклоняться этим живым существам и даже неодушевленным стихиям, точно богам. Мы до сих пор встречаем изображения этих ложных богов в виде животных или полуживотных в разных музеях – и если собрать их всех вместе, можно было бы составить отдельный большой музей: музей мировоззрения падшего человека; человека, утерявшего свое первоначальное владычество над природой и ставшего ее рабом.
Ведь до того, как воссиял Свет с Востока, свет Учения Христова язычество было религией, идеологией, мировоззрением почти всех народов и всех племен мира. Конечно, наиболее образованные люди даже в те времена не верили в языческих богов, смеялись над мифами или видели в них какие-то иносказания. Многие, вначале с удивлением, а потом – со все большим интересом относились к Священному Писанию иудеев – единственного в те времена народа, который был просвещен Божественными заповедями, повелевавшими поклоняться Единому Богу и не творить себе кумиров. Но идея Единого Бога, Которого невозможно видеть и даже постичь с помощью человеческого разума, была слишком тяжела, слишком непривычна для языческих мудрецов. Лишь с момента Боговоплощения, когда Бог-Слово облекся плотью, вочеловечился, то есть стал Человеком, во тьме языческой воссиял свет подлинной веры, которая освобождала человека от поклонения силам природы.
Вера Христова возвращала человека к тому владычеству над ними, которым он обладал первоначально, до грехопадения. И мы знаем из житий святых Его, что так оно и происходило. Когда руку апостола Павла обвила змея, чей яд считался смертельным, он просто стряхнул ее и не потерпел никакого вреда (Деян.28:5). И это владычество над живыми существами распространялось не только на вредоносных змей. Преподобный Герасим Иорданский одним своим кротким словом настолько укротил свирепого льва, что тот служил ему и после кончины преподобного умер на его могиле. К преподобному Сергию Радонежскому забредал голодный медведь и тоже не причинил святому никакого вреда…
Отторгнув языческие заблуждение, христианство положило конец господству природы, господству материального, животного начала над человеком. Отныне человеку давалась возможность владычествовать над природой – но не в смысле ее бездумной и хищнической эксплуатации, как это понимают сегодня. Такое, потребительское понимание владычества над природой, слепое истребление ее богатств – это такое же язычество, как и слепое поклонение природе. Освободившись от рабского подчинения природе, человек с языческим мировоззрением тут же превращается в ее злобного угнетателя, в ненасытного расхитителя ее богатств.
Нет, та власть над природой, которую вернуло христианство человеку, - совсем другая. Она основана, прежде всего, на власти человека над самим собой, над природным, животным началом в самом себе. Это умение властвовать над своими страстями, над своими ненасытными желаниями и хотениями. Благословляя Адама владычествовать над природою и над всяким животным, Творец не сказал ему: распоряжайся ими; не сказал: истребляй их! Как писал святитель Григорий Нисский, владычество человека было основано на том, что он единственный из всех творений Божиих был создан по образу и подобию Божию и имел бессмертную душу. Творец «сотворил нашу природу как бы сосудом, нужным для царственной деятельности… Она не облечена в порфиру и не скипетром и диадемою показывает свое царское достоинство, но вместо пурпура покрыта добродетелью, которая царственнее всех одежд, вместо скипетра опирается на блаженство бессмертия, вместо же царской диадемы украсилась венцом праведности…».[1]
Даже в питание Адаму были даны не животные, а травы, сеющие семя, и плоды древесные (Быт.1:29); ведь до грехопадения человек был добродетелен и праведен и довольствовался самым необходимым. Поэтому и Господь наш Иисус Христос учил: Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или «во что одеться?», потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все это приложится вам (Мф.6:31-33). Господь говорит – не ставьте своей целью удовлетворение материальных запросов, потому что иначе вы ничем не будете отличаться от язычников. Почему здесь названы именно язычники? Почему не фарисеи или саддукеи? Видимо, потому, что если человек целью своей жизни ставит материальные блага, он делается язычником, независимо от того, к какой вере или к какому племени он принадлежит. И сегодня мы видим огромное количество людей, которые искренне считают себя православными, однако ведут себя, как язычники – и, по сути, даже являются язычниками. Культ материальных благ, культ потребления – это извечная основа любого языческого культа. И наоборот – язычество подталкивает человека к тому, чтобы стремиться только к удовлетворению своих, не знающих предела, материальных потребностей, ублажению своих похотей, обогащению и самовозношению.
В чем главное отличие любого языческого культа – древнего или новопридуманного – от христианства? Язычество обещает человеку получение различных ценностей – в основном, материальных или телесных – не требуя от него повседневной, ежечасной духовной работы над собой, не требуя ограничивать себя, видеть свои прегрешения и бороться с ними, жертвовать собой ради ближнего. Язычество не стремится вывести человека из падшего состояния; напротив, оно желает удержать человека в нем, говоря: «Ты и так хорош, ты и так много можешь; а чтобы решить твои проблемы, тебе нужно только сделать то-то и то-то». Дальше языческие учения расходятся между собой – каждое предлагает свой «рецепт» того, как решить те или иные проблемы. Одни советуют обратиться к так называемому «родноверию» и к древним славянским божествам и духам – это они, оказывается, главные «помощники» и «покровители», а христианство, по их мнению, только «извратило чистоту славянской веры». Другие предлагают целый набор разных «восточных» оккультных учений, от внешне безобидной йоги до «Саентологии» или тоталитарных и деструктивных сект, вроде «Аум Синрикё». Третьи проповедуют шаманизм, четвертые – сатанизм… Пятые – спекулируют на растущем страхе перед последствиями бездумной эксплуатации природы и используют разные «экологические» лозунги. Шестые – пытаются все это соединить, и даже добавить что-то из Православия…
Язычество многолико; оно, как вирусы, непрерывно эволюционирует: только изобретают против них лекарство, а они уже другие! И как сложно порой распознать за новым заболеванием прежний, мутировавший вирус. Так и язычество. Многие из присутствующих помнят, как поначалу незаметно началось его «воскрешение» в 60-х –70-х годах прошлого века. Казалось бы, атеистическое государство ведет борьбу с религией… Вдруг появляются в журналах, причем научных, статьи о гипнозе, о гипнотизерах и экстрасенсах, о том, как они «лечат» людей. О том, чтобы в это время написали, как люди исцелялись от молитвы к Господу, Пресвятой Деве и святым, перед чудотворными иконами, перед честными мощами – о таком даже подумать было нельзя! А о гипнотизерах не только писали: они выступали в разных домах культуры, создавались даже научные группы, чтобы изучить этот якобы «паранормальный» феномен. Потом началось увлечение йогой: не для кого не было секретом религиозное, языческое происхождение и назначение всех этих «медитаций»… Но йогу взяли под свою защиту медики; и снова это не только не преследовалось, но даже пропагандировалось. Никто не писал «обличительных» брошюрок против этих явлений, как это делалось против Православия; казалось, что атеистическая политика государства не распространяется на оккультные практики. И это было не удивительно: «Ворон ворону глаз не выклюет». Ведь сам большевизм, проповедовавший приоритет материальных потребностей над всеми иными, был своего рода неоязычеством. Этим и объясняется его не просто «научная», а почти физиологическая, животная ненависть к Церкви, и то, что он творил кумиров из политических вождей, и то, как он безжалостно эксплуатировал природу, не задумываясь об экологических последствиях… Не удивительно, что последние годы советской власти разные маги и колдуны ежедневно появлялись на телеэкранах, «исцеляя», «заряжая», а в действительности – отупляя и развращая людей. Ведь как просто: не нужны ни молитва, ни покаяние в грехах, ни исповедь, ни Причастие, ни исправление своей жизни! Посидел десять минут у телевизора – «и готово»!
И сегодня мы продолжаем пожинать горькие плоды не только прежней нетерпимости к Православию, но и этой терпимости к язычеству. Сегодня многие лишены веры, считают себя неверующими не потому, что действительно отрицают бытие Божие, отвергают все, о чем говорится в Священном Писании, как это делали вольнодумцы сто – сто пятьдесят лет назад. Нет, сегодня многие не верят, потому что это «удобнее»; потому что верить – это значит видеть свои грехи, бороться со своими страстями, ограничивать себя, жертвовать собой, своим мнимым комфортом. Но человек не может жить совсем без веры. И тут к его услугам и предлагается суррогат веры, ее не требующая больших усилий имитация – в виде различных языческих верований и представлений. От самых простых – в виде веры в разные приметы, в гороскопы, в снятие «порчи» - до самых сложных и изощренных.
Страшнее всего, что мутная волна язычества стремиться проникнуть и в Православие, в Церковь. Сколько разных псевдоцерковных суеверий «налипает» к православным обрядам! Особенно вокруг обычая возжигать пред иконой свечу. Везде объясняем: церковная свеча – это символ нашей пламенной молитвы. Возжигая свечу, христианин напоминает себе, что должен возжечь в своем сердце пламя любви к Богу и ближним и с таким – огненным – сердцем обращаться к Господу с молитвою. Однако, многие приходят в храм исполнять различные ритуалы со свечами… Прискорбно…
Как правило, так поступают не прихожане, не воцерковленные христиане, а те, кто заходят в храм не чаще, чем два или три раза в год: зайдут сюда минут на пять-десять, «поколдуют» со своими свечами и уходят. Такое «посещение» Дома Божия, по сути, не сильно отличается от языческого ритуала: ведь эти люди уверены, что своей свечкой или небольшим пожертвованием они «задобрили Боженьку»… Настолько глубоко пустило языческое мировоззрение свои корни в сознании людей, что даже многие крещеные уже не различают, где христианство, а где язычество.
Язычество – это крайне сложное, многогранное и многоуровневое явление. Его сложность показала прошлогодняя наша конференция, посвященная этой теме. Язычество – это не только сами секты, это тот социальный, экономический и культурный климат в обществе, который способствует его «оязычиванию», формированию у людей, особенно у молодого поколения, не христианского, а языческого мировоззрения. К услугам язычества сегодня – и огромная индустрия развлечения, и фильмы и компьютерные игры, в которых положительными героями оказываются инфернальные персонажи. К услугам язычества – и рекламная индустрия, непрерывно, каждодневно разжигающая материальные аппетиты россиян, зомбирующая сознание огромного числа наших соотечественников… Что может противопоставить всему этому Церковь? То же, что и почти два тысячелетия назад: проповедь, увещевание, просвещение…
Этой, просветительской цели и служит наша сегодняшняя конференция, которая, как хотелось бы надеяться, позволит нам лучше разобраться и в причинах живучести язычества, и в его конкретных исторических и современных формах. Позвольте в заключение поблагодарить Социально-гуманитарный факультет Омского государственного университета, совместно с которым организована эта конференция, – и пожелать всем ее участникам интересной и плодотворной работы.
Благодарю за внимание.
[1] Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Гл. 4.
По материалам сайта http://www.omsk-eparhiya.ru