Заседание Межведомственного совета по введению курса ОРКСЭ

19 февраля 2014 года в Министерстве образования и науки России состоялось заседание Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

В работе заседания приняли участие Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк,  Заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), представлявший отдел по благословению его Председателя митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии иеромонах Онисим (Бамблевский), руководители департаментов и ответственные сотрудники Минобрнауки России, Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, представители традиционных религиозных организаций России.

Участники заседания рассмотрели вопрос введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2013-2014 учебном году; результаты апробации экспериментальной основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» для подготовки учителей к преподаванию курса ОРКСЭ; ход работы по обеспечению координации в вопросах взаимодействия органов исполнительной власти, представителей общественности и религиозных организаций при введении курса ОРКСЭ.

Обозначая позицию Синодального отдела религиозного образования и катехизации, игумен Митрофан (Шкурин) отметил, что план мероприятий по введению комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с 2012-2013 учебного года можно в целом считать выполненным. Основы православной культуры и другие предметы по выбору преподаются в большинстве российских школ. Совершенствуются механизмы взаимодействия в этом процессе органов власти, религиозных организаций, школ, родителей. Представители Русской Православной Церкви, церковные организации и специалисты участвуют в этой работе в большинстве регионов.

В то же время, подчеркнул Заместитель Председателя Синодального отдела, сохраняется ряд проблем, которые требуют решения. Это вопросы обеспечения свободного выбора модулей ОРКСЭ, подготовки учителей с участием конфессий, конфессиональной экспертизы основных учебников по религиозным культурам.

Представителями Синодального отдела были внесены предложения о подготовке и направлении в регионы инструктивно-методических материалов, включающих рекомендации по обеспечению свободного выбора модулей ОРКСЭ в школах родителями с использованием лучшего опыта регионов в этой сфере, а также рекомендации по взаимодействию в реализации ОРКСЭ органов управления образованием и религиозных организаций на местах.

Игумен Митрофан (Шкурин) также отметил, что на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) была подготовлена Концепция курса ОРКСЭ, рассчитанного на его реализацию, начиная уже со 2-го по 10-й класс — то есть во ступенях средней школы. Данная программа была подготовлена в рамках государственного Плана мероприятий по введению ОРКСЭ в 2012 году.

«Мы полагаем, что можно приступить к реализации этой Концепции. И для начала с представителями Министерства, специалистами от конфессий мы должны подготовить ориентировочную «дорожную карту». Определить основные мероприятия, которые потребуются для этого на ближайшие несколько лет, — сказал Заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации. — Мы отдаем отчет в том, что это длительная трудная работа, не на один год. Но полагаем, что можно начать этим заниматься. Наше мнение опирается и на результаты преподавания ОРКСЭ уже имеющиеся, и на мнения большой части родителей и педагогов, прозвучавшие, в частности, во время прошедших ХХII Международных Рождественских образовательных чтений. Встречи в широком общественном пространстве подтверждают положительные результаты введения ОРКСЭ в одном классе и готовность и желание расширять преподавание по другим годам обучения в школе. Работу по подготовке такой «дорожной карты» расширения ОРКСЭ можно начать на базе нашего Методического объединения по ОРКСЭ».

Отдельной темой обсуждения в ходе заседания стало представление Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Положения об общественной аккредитации Русской Православной Церкви образовательных организаций и Положения об общественной аккредитации Русской Православной Церкви педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры. Эти два документа были подготовлены с целью реализации положений Федерального закона N 273-ФЗ  »Об образовании в Российской Федерации» и в самое ближайшее время будут представлены для утверждения Священным Синодом Русской Православной Церкви. Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк оценила высокий уровень представленных документов, отметив также, что они могут стать образцом для подготовки аналогичных актов в других традиционных религиозных организациях.

По материалам сайта http://pravobraz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу