"Миряне в области религиозного просвещения". Выступление митрополита Меркурия на заседания комиссии Межсоборного присутствия

29 ноября 2013 года

27 ноября на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации представил тему "Миряне в области религиозного просвещения". Предлагаем вашему вниманию тезисы его выступления.

В Русской Православной Церкви завершился этап формирования начальной базы, регламентирующей деятельность структур всех уровней в области катехизического служения, определены основные направления духовного просвещения.

Сейчас следует сосредоточить усилия на организации образования для мирян. Это может касаться как образования для самих мирян (прихожан), так и участия специально подготовленных членов прихода в работе по воцерковлению недавно или давно крестившихся людей. Сегодня тема «Миряне в области религиозного просвещения» актуальна в свете активизации катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности на приходах, в благочиниях и монастырях и подготовки приходских специалистов. Основной объем документов по данному вопросу уже разработан профильными синодальными учреждениями. На заседании Священного Синода 2 октября 2013 года был утвержден документ «Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности». Рабочие документы, предполагающие детальное рассмотрение механизмов открытия образовательных центров подготовки, будут доработаны в ближайшее время.

Речь идет о богословской и профильной подготовке для последующей организации и ведения катехизической деятельности на приходах. Очевидно, что на современном этапе священнослужители собственными силами не успевают в полной мере осуществлять служение в области просвещения. Как говорит Святейший Патриарх: «Настало время, когда миряне имеют возможность профессионально работать в Церкви, потому что развивать все те программы, которые принимают Архиерейские Соборы, немыслимо, оставаясь в рамках только клира, если принять во внимание огромное количество забот, которые несут сегодня священнослужители». Им требуются образованные помощники, которые на протяжении всей церковной истории вкладывали свою значительную лепту. Сегодня, исходя из положения дел в Русской Православной Церкви, деятельность активных мирян, владеющих богословскими знаниями, а также знаниями в других смежных областях может придать заметный импульс к развитию общинной жизни приходов, созданию новых возможностей для развития прихожан и новоначальных членов Церкви.

С другой стороны заявленная тема «Миряне в области религиозного просвещения» может говорить о необходимости усилить работу над воцерковлением взрослых. Перед нами люди, у которых не было возможности в детстве посещать воскресную школу для детей, или, которые не проходили сколько-нибудь значимого оглашения перед совершением таинства Крещения, не являющиеся постоянными прихожанами, но желающие больше узнать об основах своей веры. Общая работа прихода со взрослыми людьми на данный момент строится в не связанных друг с другом мероприятиях и не преследует единой цели. Между тем, нужно осознать тот образовательный вектор приходской работы, который будет понятен для всех участников процесса и будет давать реальные результаты. От консолидации усилий настоятеля и активных прихожан будет зависеть создание системы начального церковного образования для мирян на базе тех же воскресных школ, катехизических или богословско-педагогических курсов.

Сейчас не во всех приходах имеется воскресная школа для взрослых, хотя аналогичная работа с детьми ведется довольно активно. Немногая часть прихожан вовлечена в работу и оказывает помощь приходу, хотя практика показывает, что создание приемлемых условий для реализации образовательных и катехизических проектов в перспективе дает серьезные результаты. Воскресная школа для взрослых наряду с катехизическими курсами и иными программами, начиная от оглашения, должна стать единым пространством, характеризующимся преемственностью, четкой и понятной организацией процессов. Если человек проходит оглашение, то это должно стать первым этапом в формировании теоретических и практических навыков у нового члена Церкви, которые он может применить у себя на приходе или в ином служении. Человек должен иметь возможность пройти дальнейшее обучение. Следующим этапом обучения-воцерковления должна стать воскресная школа для взрослых, а далее – катехизические курсы, которые могут руководствоваться программой первого цикла Программы по подготовке катехизаторов (среднесрочные курсы). Возможным итогом обучающего процесса может стать переход человека на служение в качестве помощника штатного катехизатора (или самого катехизатора).

В связи с этим встает необходимость обсудить те вопросы и проблемы, которые препятствуют наиболее эффективному вовлечению мирян в церковное служение на всех уровнях.

По материалам сайта http://media.otdelro.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу