Не учить детей языкам, чтобы не уезжали? - Мнения священнослужителей

24 марта 2013 года

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло в эфире «Голоса России» заявил: «У нас и так народу немного, демография неважная. Поэтому у меня есть категоричная уверенность, что какой-то период вообще не надо учить иностранным языкам, чтобы люди не уезжали из страны… 

Во французских семьях вырастают дети, которые не знают английского языка. Есть в некоторых традиционных французских семьях тенденция к изучению только французского языка, как и в немецких семьях - тенденция к изучению только немецкого. Это не некая дремучая патриархальность и консерватизм. 
Русский язык самодостаточен. Русская литература самодостаточна. Мы подсчитали: количество гениальных композиторов и писателей в России составляет больше половины от числа мировых. Представляете, каким богатством, кроме нефти и газа, мы обладаем! Но мы не делаем это богатство востребованным. В средней школе уроков музыки вообще нет, 2 часа литературы в неделю, а в советское время их было пять». 
Regions.Ru попросили священнослужителей и экспертов прокомментировать это высказывание.

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

Что русский язык и литература самодостаточны, с этим можно согласиться, хотя ни один язык не существует вне мирового контекста. 
В современных условиях, когда наша страна не в числе передовых мировых держав, неправильно говорить, что не надо учить иностранный язык - чтобы наши ученые могли находиться на достойном уровне, как и наша культура, которая тоже не стоит на месте и не питается только идеями из прошлого. И в советское время языкам обучали хорошо: в спецшколах, где языки учили по системе Бонк, обучение было эффективнее, чем сегодня. 
Другой вопрос в том, что все остальное образование находится в глубоком кризисе, и без самого серьезного отношения к этой теме, без остановки реформы, которая уничтожает то, что было, а вместо этого предлагает непонятно что, говорить о хорошем в этой области не приходится. 
Демографическая ситуация никак не связана с изучением или не изучением иностранных языков. Более того, если запретить что-то изучать, то, как известно, запретный плод становится более желаемым. Во всяком случае, желающих выучить язык и уехать станет только больше. 
Надо менять ситуацию в стране, чтобы наши подрастающие дети не захотели уезжать, а для этого нужна политическая воля или другая элита. Незнание языков здесь не поможет.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

Человек, который излагает соображения на основании любви к родине без заискиваний перед всегда равнодушным к нашим успехам, а то и враждебным Западом, вызывает симпатию, и, не смотря на малоосуществимость данного предложения, прежде всего, вызывает понимание и сочувствие.
Но нельзя не учитывать опыт классической педагогики, которая указывает, что изучение иностранных языков помогает структурировать ум, делает человека глубоким, разносторонне образованным и уверенным в себе. Те наши таланты, которыми восторгается Пожигайло, были глубоко и разносторонне развитыми личностями, - едва ли без знания языков они написали свои блистательные романы или музыку, а быть русскими им языки не помешали. 
Так что можем продолжать (пока безответно) взывать к правительству о смене стратегии всей системы нашего образования, которая должна стать патриотичной, направленной, прежде всего, на интересы России и русского народа. И на этих путях шаги не такие решительные, как полная отмена изучения языков, но разумные и выполнимые. Это возвращение на все уровни образования хотя бы минимального духовного просвещения, возвращение объемов изучаемого русского языка и литературы, и многое другое, что крайне необходимо для сохранения нашей национальной самоидентификации и национального кода. 
Так что нам бы приостановить космополитические процессы, которые идут с самых верхов, утечку наших средств и талантов зарубеж. И если отчасти этому могла бы помочь переориентировка приоритетов от иностранщины к родному, то можно было бы только радоваться.

Священник Антоний Скрынников

Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе

Идея отказаться от изучения иностранных языков мне кажется бессмысленной и невыполнимой. Если отменить уроки иностранного в школе, родители начнут нанимать репетиторов. Во-вторых, что делать с учителями английского и других языков? В-третьих, есть множество специальностей и профессий, где необходимо знать иностранный язык, чтобы быть в курсе последних открытий. 

И последнее: чтобы люди перестали уезжать из страны, нужно создавать условия и ситуации, при которых у человека не возникнет мысли эмигрировать. А кто хочет уехать, уедет и без знания языка, примером чего является пол-Европы, заселенные арабами.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Это неправильное мнение. Когда начинаются такие заявления, то это похоже на национализм. Ни в коем случае нельзя этого допускать. Человек должен знать своих соседей, понимать, на каких языках они говорят. 
И отнюдь не знание иностранных языков является причиной того, что люди уезжают в более развитые страны. Причины надо искать в экономических и социальных условиях. А вот благодаря знанию иностранных языков человек общается гораздо больше, расширяет кругозор и жизнь только становится лучше.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

При всем уважении к Павлу Пожигайло, с которым я совсем недавно на заседании в Общественной палате РФ обсуждала вопрос увеличения часов литературы в школе и вузах, я не согласна с его предложением о запрете изучения иностранного языка. 
Сегодня государство создает великолепные условия именно для развития русской науки, и «утечка мозгов» ложится виной на тех, кто уезжает. Когда человек изучает иностранные языки, он развивает межкультурные коммуникации, и он как раз никогда не уедет из своей страны. Уезжают, как правило, те, кто имеет мало образования и совершенно не отягощен языками, или это делают мелкие чиновники. А ученые, которые имеют мировые имена и могли бы быть вполне востребованы за рубежом, остаются. 
Изучение иностранного языка очень организует систему образования и душу, потому что нельзя знать Достоевского и Толстого, но не знать Данте Алигьери. В таком случае человек никогда не станет духовным. Необходимо знать все культурное наследие. И культурный человек никогда не поедет за «длинным рублем» и более комфортной жизнью. И где будут наши будущие дипломаты и политики, если они не будут знать языки? Так что в данном случае надо за счет чего-то другого выкраивать часы на литературу и русский язык, но не за счет иностранного.

Мурад Ибрагимов

преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска

Честно говоря, удивлен таким подходом к изучению языков. В российской истории элита общества всегда стремилось к изучению иностранных языков. Во-первых, это расширение кругозора, а во-вторых – расширение интересов государства. 
Как мы можем ограничить наше поколение от познавания другой культуры, когда идет глобализация, новейшие технологии повсюду и все на английском языке? Чем мы закроем брешь, которая занята сегодня английским? 
Я согласен, что русский язык самодостаточен, но зачем искать причины и вину у соседа, мол, «там» все хорошо и поэтому молодежь уезжает? Создайте такие условия, чтобы за рубежом молодежь изучала русский язык и приезжала к нам. 
Уже поздно говорить о возвращении «железного занавеса». Кстати, и тогда хорошее изучение иностранного языка считалось элитарным образованием, преподаватели «иняза» были в почете, потому что могли выезжать заграницу. А когда «занавес» рухнул и мы увидели, как живут другие страны, то начался массовый отток нашего населения. Наши ученые уехали в США, в Чехию, Францию, работают там в лабораториях, оснащенных по последнему слову техники, там лучшие условия для развития, - ну так надо создать эти условия здесь! 
Вначале мы решили, что иностранный язык надо изучать с первого класса школы, а теперь вообще изучение запретить? Но ведь доходит до того, что люди сегодня, не зная другого языка, зубрят ответы на 50-100 вопросов, задаваемые на собеседовании в посольствах, лишь бы получить визу и уехать насовсем – так велико желание покинуть Россию! 
А как нам транслировать наше национальное достояние, если не будем знать языки? Как заключать международные соглашения? У нас совместные научные проекты с европейскими вузами, обмен студентов, соискатели магистрских и аспирантских степеней имеют двух руководителей – русского и иностранного… 
Хотите повысить интерес к изучению русского языка и литературы – продвигайте национальные идеи, сделайте это изучение престижным. Кстати, в США студент, прежде чем попасть в магистратуру, среди обязательных экзаменов сдает и английский язык. Сделайте и у нас экзамен по русскому языку обязательным для всех специальностей, поднимайте авторитет русского языка!
По материалам сайта http://regions.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу