Финансовая грамотность для школьников, - Мнения священнослужителей
21 марта 2013 года
Минфин предлагает ввести в школах новый предмет «Финансовая грамотность». Минобр согласен признать дисциплину как дополнительную. Готовятся учебники для школьников всех классов, с первого по одиннадцатый, а осенью в пяти регионах начнутся занятия «в режиме эксперимента».
Известный публицист Александр Привалов по этому поводу пишет: « Да, финансовая — как и почти всякая — грамотность лучше неграмотности, и проводимая Минфином (отчасти на кредит Мирового банка) программа распространения соответствующих сведений заслуживает только похвалы… Но весть о вторжении — да ещё столь масштабном вторжении — этой программы в общеобразовательные школы кажется мне весьма неприятной, причём сразу в нескольких отношениях.
Ужасно злит сам подход к школе как к выморочному пространству… Какой тебе хочется впендюрить курс в школьную программу, такой и давай — и не смущайся, что нам уже двадцать лет рассказывают, как невыносимо наши школьники перегружены, — и что под лозунгом борьбы с перегрузкой уже свирепо почиканы программы базовых дисциплин… И каждый раз возникает два вопроса, на которые каждый раз нет разумных ответов: что конкретно вы собираетесь детям преподать — и кто будет это делать? Здесь то же самое. Предмет вводится во всех классах; пусть по часу в неделю — всё равно это 300–350 часов. Чтобы подготовить финансиста, этого, наверное, мало, но чтобы познакомить детей с азами, этого безумно много — нет у этой сферы стольких нужных каждому азов; а буки и веди в школе заведомо не нужны….
Если речь идёт о том, чтобы научить подрастающее поколение отличать акцию от облигации, а заодно предостеречь его от новых инкарнаций Мавроди, то довольно и нескольких уроков в рамках курса обществоведения… Детям планируется втолковать, что они должны как можно более активно пользоваться всякими инструментами инвестирования и, наоборот, кредитования, которые и обеспечат им достойную жизнь и спокойную старость. Трудно придумать менее удачные время и место для пропаганды этого учения, чем сегодняшняя Россия. Дедов (или родителей) нынешних детей уже обучали всему этому на фоне обещания двух «Волг» за ваучер… Родителей (или старших братьев) нынешних детей уже уламывали схожим образом на накопительную пенсию… Каждую неделю тыкать шилом во все эти болячки в каждом классе каждой российской школы — неплохой способ постоянно подпитывать массовое неудовольствие.
Будущее ещё опаснее прошлого. Не то что приумножить, даже сохранить накопленное становится всё более трудной и всё очевиднее не имеющей массового решения задачей.
В регулярных финансовых уроках мог бы быть смысл, если бы преподавались основы разумного распоряжения семейным бюджетом; похоже, такая часть в задуманном курсе и предполагается. К сожалению, польза тут возможна только в социально однородной среде... Если дети в классе принадлежат к семьям значимо разного достатка, обсуждение семейного бюджета станет прямым разжиганием социальной розни — или скучнейшим уроком лицемерия.
Случай это мелкий, но показательный. В школе сокращены учебные часы по математике, физике, химии, литературе, истории — для чего? Для того, чтобы в сэкономленное время готовить финансово грамотных митрофанушек, да ещё и на деньги Мирового банка…»
«Как бы вы прокомментировали введение этого предмета в школьные программы? Нужен ли он? Какие цели преследует его введение и какие последствия вызовет?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета
Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
Но есть и более серьезные вопросы, которые школьная программа обходит: зачем надо любить людей, мириться с ними и даже отдавать им последнее? Здесь, боюсь, не обойтись простой арифметикой. А это все-таки более важные вещи.
Дело в том, что, к сожалению, приоритеты в нашем обучении так и не выставлены. А тех, кто пытается привлечь к этому внимание, просто не слышат.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета
Для систематического духовного образования наших детей до последнего времени не находилось и одного часа в неделю. А вот чтобы научить считать деньги, сразу находится и желание, и средства, и возможности.
Нелишне, конечно, чтобы дети еще в школе готовились к взрослой жизни. Но образование ничего не будет стоить, если, как сейчас, только самыми малыми крохами будет ограничиваться приобщение к нашим православным ценностям.
председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря
Что ж, глядя на соверменную систему школьного образования, а еще хуже - на тенденции ее развития, невольно вспоминаешь, что даже у фашистов на оккупированных территориях Советского Союза было запланировано больше школьных часов истории России, чем у современных демократов!
настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области
Раньше главным фактором формирования нашего культурного сознания в школе была классическая литература. Но та система ценностей, которая там предлагается, «финансово неграмотна». Другими словами – Федор Михайлович, до свидания.
Идет сознательное формирование нового, рыночного человека, потребителя. Поэтому и дальше будут сокращаться базовые предметы. Их вроде даже как бы и не убили, а просто «подвинули» как бы более актуальными предметами, но этого вполне достаточно.
Имам Тульской области
Кроме того, введение такого предмета действительно может послужить разжиганию социальной розни. Есть семьи, чьим детям и 10 рублей кажутся большими деньгами, а другие родители могут дать ребенку тысячу рублей. Это вносит дисбаланс в отношениях между детьми. Кстати, дети из малообеспеченных семей как раз хорошо умеют ориентироваться в вопросах бюджета, они умеют экономить с детства.
Лучше бы больше внимания уделяли изучению общеобразовательных предметов. В школах литература преподается всего два часа в неделю, вот что надо спасать! А если будешь хорошо разбираться в математике, и в финансах разберешься. А так дополнительный предмет только увеличит и без того немалую учебную нагрузку.
председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият), муфтий Духовного управления мусульман Ставропольского края
Мы же не можем все время детям говорить, что их аист принес. Все равно они должны знать, как тратить деньги, откуда они появляются, дети будут понимать, как в их семье родители распределяют бюджет.
Конечно, скептики есть по любому вопросу. Но я сторонник того, что все должно быть в пределах разумного, без ущерба для остальных.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин
Главное, чтобы дети знали, как с помощью Интернета и дистанционного образования получить остальные знания, азы которых они приобретут на факультативных занятиях. Им не надо зазубривать правила игры на бирже, или какими могут быть юридические казусы, но где это найди - каждый грамотный человек должен знать.
И главное - дети должны понимать, что финансы и бизнес – это не перепродажа товара или выкачивание ресурсов из России, а изобретение и производство.
преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска
Советская школа учила не просто математике – надо было не вычислить площадь квадрата, а узнать, сколько потребуется краски, чтобы отремонтировать комнату. Это практико-ориентированный подход. А сегодня дети учат логарифмы, но не знают, как их применять в жизни. Практические примеры только в начальной школе, а дальше только уравнения, задачи.
Кроме того, непонятно, что подразумевается под финансовой грамотностью, когда вся финансовая система основана на математике. Зачем изобретать велосипед? И это же еще надо теперь подготовить специалистов-педагогов, которые будут преподавать новый предмет. У нас и так не все хорошо с образованием: дети не могут сдать ЕГЭ по русскому языку и математике, потому что их пичкают непонятными предметами, отбирая время у основных.
Как-то проводилось международное исследование на тему того, в каких странах дети больше ориентированы на успех. Так вот на первом месте оказался Китай, потому что дети со школы знают, для чего они будут применять полученные знания в жизни. Надо перенять зарубежный опыт, так мы сэкономим деньги, получим резкий скачок в развитии и вернем наше образование на высокий международный уровень.