Всероссийская научно-практической конференции «Россия и язычество: мифы и реальность»

15 марта 2013 года

13 марта 2013 года в 10.00 в конференц-зале государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина открылось пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции «Россия и язычество: мифы и реальность». Работу форума возглавил митрополит Омский и Таврический Владимир.

В приветственном слове глава Омской митрополии отметил, что форум «Россия и язычество: мифы и реальность» неслучайно проходит накануне Святой Четыредесятницы.

«Великий пост – не только время воздержания от пищи; это время нашей особой духовной борьбы с силами тьмы. Пост – это время врачевания себя и своих близких словом, исходящим из уст Божиих – Евангельскими заповедями о любви, а также теплым словом молитвы, слезным словом покаяния», – говорит владыка митрополит.

Однако покаяние и внутреннее изменение себя – это тяжелый духовный труд. Тем более сложно вступить на этот путь, когда вокруг так много соблазнов «превратить камни в хлеб», считает митрополит Владимир.

«Знахари, ворожеи, "народные целители", колдуны, экстрасенсы, книги заговоров, курсы белой, черной и прочей разноцветной магии, разные места с "особой энергетикой", куда особые "посвященные" водят на поклонение целые толпы... Что они все предлагают? Все то же, что более двух тысяч лет назад предлагал искуситель в пустыне Христу. Удовлетворить свои желания, превратить камень в хлеб и тем насытить, ублажить, успокоить свою плоть. Вместо поста и молитвы повторить некое заклинание – и вот уже камень вроде бы становится хлебом: как бы исцеляются болезни, как бы разрешаются семейные проблемы, как бы прекращаются денежные затруднения… До времени. А сколько потом этих мнимо исцеленных оказывается в больнице с еще более тяжелым диагнозом… Сколько их приходит потом в Церковь, умоляя спасти их: "исцелившись" от какой-то телесной болезни, они вдруг начинают страдать какими-то навязчивыми идеями, галлюцинациями, в доме у них начинает происходить что-то непонятное», – напоминает архипастырь.

Митрополит Владимир отмечает, что некоторые маги и экстрасенсы обещают исцеление с помощью молитвы: «Конечно, молитвенное слово обладает особой силой. Но, спрашивается, для чего тогда обращаться к кудесникам? Все эти молитвы есть в любом православном молитвослове; возьми и читай, повторяй, молись!»

В этом году Русская Православная Церковь отмечает 1025-летие Крещения Руси. Крещение – это длительный, многовековой процесс, и, как показывают приведенные случаи, как вообще показывает то, что мы сегодня проводим с вами эту конференцию, – дело Крещения Руси не завершено. И нам еще много предстоит потрудиться на этом поприще, заключил омский архипастырь.

На пленарном заседании выступили омские специалисты и гости из других городов. В частности, сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Сергий Матюшин представил участникам встречи общую позицию Русской Православной Церкви по взаимодействию с представителями этнических верований. Он подчеркнул, что церковное священноначалие выступает против агрессивного отношения к так называемым неоязычникам. Формой общения с людьми других убеждений может быть открытый и честный диалог, а также молитва за ближних, отступивших от Христа.

«Святейший Патриарх подчеркивает, что в нашем диалоге с любыми оппонентами мы должны стараться поступать со смирением, возможностью объяснять. Победа должна быть именно победой добра, победой любви, к чему и призваны христиане», – сделал акцент отец Сергий.

Большой интерес у гостей конференции вызвало выступление доцента кафедры культурологии и социальной коммуникации Национального исследовательского Томского политехнического университета Д.Е. Крапчунова на тему «Русская традиционная культура: Православие или язычество».

«Народная культура как проявление народного духа в последние семьдесят лет намеренно уничтожалась. В связи с этим многие смыслы были утрачены или истолкованы неправильно. Перед этнографами в советские годы ставилась задача: срочно найти языческие древности. И за этим поиском мы теряли ценности христианские, которые тогда еще можно было во множестве обнаружить», – говорит Даниил Евгеньевич.

Изучением элементов русской обрядовой культуры и восстановлением их истинного значения и занимается ученый уже много лет. Одна из иллюстраций в его докладе – о праздновании Масленицы.

«Сейчас многие говорят, что это "исконно языческий праздник". В таком случае, почему дата празднования главного языческого праздника зависит от главного православного праздника – Пасхи? Дальше. Нам подают: блин – это символ Масленицы, символ поклонения солнцу… Буквально позавчера мы были в экспедиции в Калининградской области, расспрашивали бабушек: Блины на Масленицу пекли? – Пекли. А на другие праздники блины пекли? – Пекли. А не на праздники блины пекли? – Пекли. А масленичные блины как-то отличаются от всех остальных? – Нет, такие же… Солнце с блином впервые сравнил Куприн. Но это художественный образ, ничего общего с язычеством не имеющий! Что еще? Чучело… На самом деле во многих областях, например, в Новгородской области, сжигали не чучело, а просто кучу мусора. Где-то чучела вообще не было. А в Сибири чучело – это был мужик с трубкой, т.е. изначально негативный, страстный образ», – рассказал Даниил Крапчунов.

Об опыте миссионерской работы в Окунево летом 2012 года рассказал настоятель исилькульского храма Новомучеников и исповедников Российских иерей Александр Лемешко. По его наблюдениям участники этнофестиваля «Сонцестояние» настроены на диалог, легко вступают в беседу.

«Это обычные русские люди, которые ищут чего-то духовного, исторического, интересного. Там есть искренние люди, честные в своих убеждениях», – поделился отец Александр.

Но, к сожалению, отметил священник, у многих наших соотечественников нет твердых духовных ориентиров, и поэтому «они сегодня к бабаджистам приехали, завтра в храм пойдут. Как говорит протодиакон Андрей Кураев, любимое блюдо русского интеллигента – каша в голове». С такими людьми нужно разговаривать, рассказывать им о своей вере, пытаться их понять, убежден священник.

Конференцию продолжил круглый стол, 14 марта прошла работа секции и методического семинара.

По материалам сайта http://omsk-eparhiya.ru

Фотоальбом

 

 

 

 

 

 

На главную страницу