Священнослужители о едином учебнике по истории
26 февраля 2013 года
19 февраля президент России Владимир Путин на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям предложил разработать единые учебники истории для средней школы, которые будут на конкретных примерах показывать, что «судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».
Он также подчеркнул, что «учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований». Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам", - уточнил президент.
Глава государства предложил также сформировать календарь исторических дат, связанных с единением народов России, на период с 2013 до 2025 годы. «Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российский земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему», — уверен президент.
С другой стороны, многие события отечественной истории встречают очень разное отношение в разных слоях общества – достаточно указать на советский период, отношение к которому варьируется от полного неприятия до полного восторга. В этих условиях единый взгляд, предлагаемый школой, будет восприниматься всеми сторонами как идеологическое насилие.
«Как вы относитесь к идее создать единые школьные учебники по истории? Возможен ли сейчас общеприемлемый взгляд на территориальное расширение России, на советский период и другие события, вызывающие идеологическую полемику? Если нет, что должны в этих условиях делать школа и государство в целом?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета
клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве
Поэтому пока нет внятной позиции самого государства по отношению ко всем этим вопросам, как можно написать такого рода учебник? Он должен выражать интересы каких авторов? Это должен быть коллектив талантливых авторов, имеющих еще и литературный дар, сверх того это должен быть коллектив если не единомышленников, то, по крайней мере, они должны быть историками, находящимися в едином идейном согласии, а для этого должно быть согласие внутри самого общества.
муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России
Среди других ярких примеров можно назвать бесстрашные башкирские полки во время войны с Наполеоном, - именно эти полки были удостоены чести войти одними из первых в побежденный Париж. Так же и о подвигах Дикой дивизии говорится редко или вообще ничего. Но все эти подвиги достойны, чтобы быть на страницах учебников. Я вот горжусь, что именно на войне с Наполеоном храбро сражались башкиры.
Благодаря сплоченности и взаимопониманию народов России наша страна выходила победителем во всех войнах. И если быть объективными и руководствоваться архивными документами, то единой учебник создать можно.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин
Безусловно, учебник должен быть написан хорошим языком, он должен быть интересным, чтобы на уроках не было скучно, ведь знания должны приносить ребенку радость.
Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии
В истории любого государства и любой империи не все гладко. И на нас лежит обязанность преподнести подрастающему поколению нашу историю, в которой каждая нация проявляла героизм именно в формировании и становлении нашего государства.
И я очень рад, что глава государства выступил с таким предложением. Это не его прихоть, это потребность нашей страны. Должна быть история с единым восприятием. И я абсолютно уверен, что представители всех этносов, религиозных традиций России в будущем будут благодарны тому, что они изучали историю, которая объединяет народы. Именно история должна формировать гордость за свою страну, начиная со школьной скамьи.