Священнослужители о едином учебнике по истории

26 февраля 2013 года

19 февраля президент России Владимир Путин на заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям предложил разработать единые учебники истории для средней школы, которые будут на конкретных примерах показывать, что «судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».

Он также подчеркнул, что «учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований». Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам", - уточнил президент. 

Как заявил глава государства, такие учебники должны быть "рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого". "Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур", - указал Путин. 
Глава государства предложил также сформировать календарь исторических дат, связанных с единением народов России, на период с 2013 до 2025 годы. «Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российский земель в одно многонациональное мощное государство, а не разного рода околонаучные ангажированные спекуляции на эту тему», — уверен президент. 
С другой стороны, многие события отечественной истории встречают очень разное отношение в разных слоях общества – достаточно указать на советский период, отношение к которому варьируется от полного неприятия до полного восторга. В этих условиях единый взгляд, предлагаемый школой, будет восприниматься всеми сторонами как идеологическое насилие. 
«Как вы относитесь к идее создать единые школьные учебники по истории? Возможен ли сейчас общеприемлемый взгляд на территориальное расширение России, на советский период и другие события, вызывающие идеологическую полемику? Если нет, что должны в этих условиях делать школа и государство в целом?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

Представляется мне сомнительной возможность создания такого учебника, потому что для этого необходима общая идеология. Интерпретация исторических событий зависит от мировоззренческих оснований. 
И пока в нашей стране православное христианское учение не будет положено в основу жизнедеятельности, целей и задач человеческого бытия, питать иллюзии о создании общего удовлетворительного для всех учебника, в котором бы была представлена чистая наука и только факты, не стоит.

Протоиерей Андрей Спиридонов

клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве

Как раз в этом и проблема: где взять единый идейный взгляд? Если у государства нет внятной собственной внутренней идеологии, то проблематично и учебники такие писать. Конечно, у нас уместна идеология христиански ориентированная, поскольку мы тысячу лет живем в православии. Или у нас все же идеология, которая ориентирована на светскую западную модель, идеологию потребления, базирующуюся на отказе от христианских ценностей? 
У нас нет единой официальной оценки исторических периодов, - того же советского времени, например. Если фашизм в общемировых масштабах получил осуждение, то коммунистической идеологии оценка никогда не давалась. А ведь эта идеология привела к миллионным жертвам в пути за большими достижениями. Начиная с убийства царской семьи, вообще искоренения царской династии, коммунизм привел к миллионам жертв, среди которых были представители не только аристократии и духовенства, но и крестьян. Столкновение фашисткой с коммунистической идеологии привело к одной из кровопролитнейших войн… 
Поэтому пока нет внятной позиции самого государства по отношению ко всем этим вопросам, как можно написать такого рода учебник? Он должен выражать интересы каких авторов? Это должен быть коллектив талантливых авторов, имеющих еще и литературный дар, сверх того это должен быть коллектив если не единомышленников, то, по крайней мере, они должны быть историками, находящимися в едином идейном согласии, а для этого должно быть согласие внутри самого общества.

Фатых-хазрат Гарифуллин

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Создать такой учебник крайне необходимо. Учитывая, что Россия многонациональное и многоконфессиональное государство, в учебнике истории надо предоставить место всем народам, которые внесли вклад и оставили должный след, народ должен знать это. 
К примеру, мало кому известно, что первое Знамя Победы над Рейхстагом установил татарин из Башкирии Гази Загитов. 30 апреля 1945 года во второй половине дня, когда еще шел серьезный бой, советские бойцы, рискуя своей жизнью, поднялись на крышу Рейхстага, и раненый Загитов установил знамя. И он оставался у знамени до утра, охранял его на крыше, несмотря на ранение. Но Загитова героем Советского союза не признали, а Кантарию и Егорова, которые установили знамя на куполе, когда бой был уже окончен, знают все. Почему в учебниках об этом не говорится? 
Среди других ярких примеров можно назвать бесстрашные башкирские полки во время войны с Наполеоном, - именно эти полки были удостоены чести войти одними из первых в побежденный Париж. Так же и о подвигах Дикой дивизии говорится редко или вообще ничего. Но все эти подвиги достойны, чтобы быть на страницах учебников. Я вот горжусь, что именно на войне с Наполеоном храбро сражались башкиры. 
Благодаря сплоченности и взаимопониманию народов России наша страна выходила победителем во всех войнах. И если быть объективными и руководствоваться архивными документами, то единой учебник создать можно.

Зиновий Коган

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин

Да, учебник истории для школьников должен быть единый. Внутри каждого исторического события, которое дети будут изучать, можно давать более полно те противоречия, которые рождались в процессе этих исторических событий. Например, чтобы были позиция генерала Ермолова и позиция Шамиля. И так во всем. 
Генеральной линией должно быть то, что сегодняшняя Россия признана всем миром, это единое многонациональное государство. Не надо скрывать противоречия и борьбу – это наша история, без этих противоречий мы бы не смогли добиться того, что у нас есть сегодня. И об этом тоже надо говорить. И обязательно описание любого исторического события должно быть связано с нынешним временем, чтобы дети видели эту связь времен и исторических эпох. 
Безусловно, учебник должен быть написан хорошим языком, он должен быть интересным, чтобы на уроках не было скучно, ведь знания должны приносить ребенку радость.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

Такой учебник необходим. Дружба народов, о которой так усиленно твердили в советском обществе, что даже казалось, будто это продукт бюрократических решений, сложилась исторически. Даже некоторые прибалтийские государства, которые считались у нас более продвинутыми, сейчас поняли, что можно было добиться большего на мировой арене, являясь частью великого Советского союза. 
Если мы родились в этой стране, то история должна изучаться как объединяющий фактор. Надо изучать историческое единство всех народов. 
В истории любого государства и любой империи не все гладко. И на нас лежит обязанность преподнести подрастающему поколению нашу историю, в которой каждая нация проявляла героизм именно в формировании и становлении нашего государства. 
И я очень рад, что глава государства выступил с таким предложением. Это не его прихоть, это потребность нашей страны. Должна быть история с единым восприятием. И я абсолютно уверен, что представители всех этносов, религиозных традиций России в будущем будут благодарны тому, что они изучали историю, которая объединяет народы. Именно история должна формировать гордость за свою страну, начиная со школьной скамьи.
По материалам сайта http://regions.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу