Участники Архиерейского Собора ознакомились с комплексом проектов по развитию религиозного образования в Церкви
3 февраля 2013 года
В соответствии с Патриаршим поручением, прозвучавшим в докладе на Архиерейском Соборе 2011 года, в настоящее время ведется разработка Образовательной концепции Русской Православной Церкви.
Данный документ должен «сформулировать позицию Церкви по вопросам развития образования всех уровней: школьного, духовного, теологического», проинформировал участников Архиерейского Собора Святейший Патриарх Кирилл. Он также добавил, что работа над текстом близка к завершению; в ближайшее время он будет вынесен на широкое обсуждение.
«За межсоборный период было предпринято много усилий по созданию корпуса методических и нормативных документов в области религиозного образования, организации деятельности воскресных школ, катехизации, — отметил Святейший Владыка. — Это, в частности, документы по подготовке катехизаторов и стандарты для церковно-приходских школ. Данные документы призваны помочь нам существенно улучшить религиозно-образовательную деятельность, которая не всегда развивается должным образом, — впрочем, при уже многочисленных примерах серьезной работы».
Как подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви, «применение закрепленных в данных документах положений на практике должно осуществляться постепенно, применительно к реальной ситуации на местах».
В числе еще нереализованных, но весьма актуальных планов Святейший Владыка назвал создание адаптированного к современным условиям курса «Закона Божия» для воскресных школ и учебно-методического комплекта к нему.
«Важной задачей является реформирование Международных Рождественских образовательных чтений. Региональный этап чтений (с сентября по декабрь), предшествующий международному, должен отныне иметь с ним общую тематику и быть подготовительным к нему», — подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Также Предстоятель Русской Православной Церкви обратил внимание на вопросы развития курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
«С 1 сентября 2012 года началось преподавание во всех регионах России Основ православной культуры в составе учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Вопреки прогнозам скептиков, апробация не привела к росту конфликтных настроений и разделений среди детей по религиозному признаку, что во многом стало возможным благодаря активному межрелигиозному сотрудничеству, в частности, по вопросам подготовки педагогов и экспертизы учебных пособий по религиозным культурам», — отметил Предстоятель Русской Церкви, выступая 2 февраля 2013 года перед архиереями в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
В связи с принятием в декабре прошлого года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «практика преподавания ОРКСЭ получила надлежащее правовое закрепление», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. По словам Его Святейшества, «в нормах российского законодательства появились положения, предусматривающие преподавание в рамках основных образовательных программ государственных и муниципальных школ учебных курсов и предметов, направленных на получение учащимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях Православия и иных мировых религий или альтернативных им учебных курсов и предметов светской этики».
«Принципиально важным является положение закона, согласно которому родителям учащихся предоставлено право выбора одного из таких учебных курсов и предметов, — сказал далее Святейший Владыка. — Закон содержит нормы, обеспечивающие проведение централизованными религиозными организациями конфессиональной экспертизы примерных образовательных программ по ОРКСЭ на предмет их соответствия вероучению традиционных религиозных организаций. Согласно новым правилам, централизованные религиозные организации будут привлекаться также к учебно-методическому обеспечению курсов и предметов ОРКСЭ».
Святейший Патриарх Кирилл считает необходимым продолжать обсуждать развитие курса ОРКСЭ совместно с представителями государственных структур федерального и регионального уровня. «Такие принципиальные вопросы, как подготовка и аттестация педагогов и учебных пособий, обеспечение свободы выбора предмета по религиозной культуре, расширение преподавания предметной области ОРКСЭ по ступеням и годам общеобразовательной школы, должны решаться при участии представителей Церкви и православного педагогического сообщества», — добавил Предстоятель.
«Перед нами продолжает стоять вопрос об обеспечении равных прав для детей, обучающихся в православных негосударственных школах, с учащимися муниципальных и государственных школ. В принятом законе "Об образовании" нормы о государственном финансировании частных образовательных организаций сформулированы недостаточно четко. Вместе с тем в законе прямо установлено, что частные дошкольные и общеобразовательные организации будут финансироваться за счет субсидий субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным субъектами Федерации для муниципальных образовательных организаций. Эти нормативы включают расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Норматив будет определяться в расчете на одного обучающегося с учетом типа образовательной организации», — сообщил Святейший Патриарх.
«Таким образом для школ, гимназий, лицеев будут установлены разные нормативы финансирования, — говорится в Патриаршем докладе. — Финансирование в части реализации федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания, обеспечения образовательными материалами — условие, без которого школа не может нормально работать. Однако, к сожалению, в настоящий момент многие православные школы лишены государственной поддержки, равной поддержке других образовательных учреждений».
В своем докладе Святейший Патриарх затронул и другие вопросы, касающиеся воспитания и образования.
Говоря о поручениях Собора 2011 года, Его Святейшество остановился на теме церковных приютов: «В соответствии с соборным постановлением при Патриархе была образована Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях. Комиссией проведена паспортизация 60 расположенных в 34 епархиях России церковных детских приютов различных организационно-правовых форм. Считаю, что аналогичная работа должна быть проделана и в других странах, а в самоуправляемых Церквах — аналогичными структурами».
«Промежуточные итоги паспортизации свидетельствуют о необходимости организовать обучение руководителей и сотрудников церковных приютов, обеспечив повышение их квалификации в административно-правовой, социально-педагогической и психолого-педагогической областях. Комиссией были разработаны Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви. В настоящее время документ находится на рассмотрении Высшего Церковного Совета», — сообщил Предстоятель Русской Церкви участникам Архиерейского Собора 2013 года.
Также Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что осенью 2011 года был образован Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства, позднее переименованный в Патриаршую комиссию. К началу 2013 года разработаны предложения по организации церковной работы по поддержке семьи, предусматривающие создание структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах, центров поддержки семьи в муниципальных районах и городских округах, регионального, то есть на уровне митрополии, или, там, где это возможно, епархиального центра поддержки семьи и сети, включающей пункт вещевой помощи, службу юридического консультирования, детский сад, структуры дополнительного образования детей, а также приют для беременных женщин и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, курсы подготовки к родам, детский сад для детей-инвалидов, школу приемных родителей.
«Эти предложения нуждаются в более детальной проработке с учетом возможностей разных епархий», — подчеркнул Святейший Владыка.
По материалам сайта http://www.otdelro.ru