Выступление митрополита Меркурия «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы"

27 января 2013 года

25 января 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений прошла секция «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы».

На секции с докладом выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий.

С 1 сентября 2012 года модуль «Основы православной культуры» в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики» начал изучаться во всех регионах Российской Федерации. И пусть пока это только 4-й класс, и введение курса не во всех регионах идет гладко, но апробация 2009-2011 гг. в 21 регионе нашей страны явилась важным примером того, каким образом постепенно, не сразу, улучшаются взаимоотношения светской и церковной систем образования, казалось бы, даже в самых безнадежных случаях.

Специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации осуществляют непрерывный диалог с коллегами из Министерства образования и науки Российской Федерации, а также из федеральных институтов, ответственных за разработку Концепции расширения курса ОРКСЭ на ближайшие годы по вопросам расширения курса на среднюю и старшую ступени школы. Уже сейчас мы можем говорить о предварительных договоренностях поэтапного расширении курса со 2-го по 10 классы включительно.

Достигнуты важные договоренности с Федеральным институтом развития образования относительно учебных планов программы бакалавриата по курсу «Религиозная культура» для педагогических вузов. Важно, что наши светские коллеги согласились с Церковной позицией, согласно которой педагог будет специализироваться только на одном предмете в рамках религиозной культуры, имея при этом необходимый багаж знаний для того, чтобы в случае необходимости быть способным преподавать любой другой модуль.

В конце декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был подписан новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отражены важные позиции, касающиеся церковно-государственного взаимодействия в рамках преподавания религиозной культуры в светской школе.

В 87-й статье закона отражено право духовных образовательных учреждений реализовывать программы среднего профессионального и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, иными словами преподавателей Основ православной культуры теперь можно будет готовить в православных вузах и духовных семинариях; в статье говорится о том, что традиционные конфессии России имеют право участвовать в подготовке и экспертизе учебных программ по религиозной культуре, осуществлять конфессиональную экспертизу учебных пособий.

Еще одной важной вехой, отмеченной в законе, стало право родителей школьников самим выбирать, какую именно религиозную культуру будут изучать их дети, невзирая на удобство или неудобство модуля для учебного заведения. Раньше эта норма была подтверждена только поручением Президента, теперь же она прописана в Федеральном законе.

Все это стало возможным благодаря слаженной работе многих и многих людей, трудившихся как в регионах России, так и здесь — в ее столице.

Но есть и проблемы.

Одна из главных — недостаток взаимопонимания между участниками проекта ОРКСЭ относительно его главных задач и перспектив, и как следствие — отсутствие активной заинтересованности ответственных за развитие практики духовно-нравственного воспитания в наших школах как со стороны органов управления образованием, так и со стороны представителей традиционных религиозных конфессий. Подтверждение тому, нулевой процент выбравших конфессиональные модули в ряде национальных регионов.

Пока не выработана единая терминология (понятия из области религиозной культуры подчас в светской трактовке приобретают совершенно иной, секулярный смысл, отличающийся от традиционного для той или иной религиозной конфессии). Подготовка педагогов пока ведется в экспериментальном формате, т. е. в виде курсов повышения квалификации. (нужна полноценная вузовская подготовка педагога-специалиста).

Существует тенденция к объединению всех предметов по отдельным религиозным культурам в единый курс, очень часто несколько модулей по религиозным культурам преподаются одним педагогом — вариант допустимый в рамках эксперимента, но не в режиме штатного, повсеместного преподавания курса.

Нет четкого взаимодействия с вновь образованными епархиями. Как и в апробации его нужно выстраивать через обмен информацией, взаимодействие, совместное участие в региональных мероприятиях.

Закон принят, но еще не выработан механизм проведения конфессиональной экспертизы учебников по ОПК. (нужна активизация нашего участия в этом направлении).

Тоже можно сказать и по процедуре выбора предмета по религиозной культуре. Безусловно, есть позитивные изменения, но пока этот процесс не до конца отлажен необходимо пошаговое участие представителей Церкви на каждом этапе, в каждой отдельной ситуации.

Важно знать и использовать лучшие региональные методические наработки, особенно там, где преподавание религиозных культур раньше не велось, вырабатывать собственные подходы к решению возникающих проблем, а также развивать взаимодействие с Синодальным отделом, по всему спектру наиболее важных вопросов обеспечения качественного преподавания ОПК.

О перспективах преподавания православной культуры.

Самое главное и актуальное очевидно для всех нас — вопрос о расширении преподавания православной культуры в основной, обязательной части школьной программы.

Мы всегда рассматривали предложенный Министерством в 2009 году формат преподавания всего лишь в объеме примерно 30 учебных часов как экспериментальный формат, как первый шаг, за которым должно следовать введение преподавания по всем ступеням школы, годам обучения.

Вы знаете, что принципиальные решения о расширении преподавания были приняты после успешного окончания эксперимента еще в 2011 году, Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве России. И соответственно этому в принятом государственном Плане работ по обеспечению введения ОРКСЭ на 2012-2013 годы, в 2012 году было запланировано разработать концепцию ОРКСЭ по всем ступеням школы.

Такой документ был подготовлен в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, которая является главным исполнителем работ по этому Плану и согласован у нас в Синодальном отделе, наши специалисты приняли участие в его доработке.

Вторым перспективным направлениям я выделю подготовку учителей, профильную подготовку школьных учителей православной культуры. На этом направлении также согласно указанному Плану работ по обеспечению введения ОРКСЭ в 2012 году в Федеральном институте развития образования подготовлена программа педагогического образования (бакалавриат), предусматривающая возможность по выбору вуза готовить профильных специалистов, преподавателей православной культуры в школе. В этой работе также приняли участие наши сотрудники, Синодального отдела, и специалисты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, специалисты по высшей школе, педагогическому образованию.

Мы понимаем, что эти вопросы связаны друг с другом. Готовить учителя в вузе для преподавания курса на 30 часов бессмысленно. И образовательные, воспитательные результаты такого краткого курса конечно минимальные. Учителя надо готовить для преподавания по всем годам обучения и курс должен быть такой же. И подготовка должна быть профильной, это тоже наша принципиальная позиция — учитель не должен преподавать все религиозные культуры, он может преподавать неконфессиональные модули и близкую ему религиозную культуру, это максимально. Но не все религиозные культуры одновременно.

Эти оба документа были переданы заказчику — в Министерство образования и науки еще в начале декабря прошедшего года.

Мы естественно ожидаем, что они должны быть реализованы и, не затягивая этот процесс, потому что концепция расширения ОРКСЭ предусматривает начало работ по ней уже с начала 2013 года. Подготовку необходимых материалов для преподавания ОРКСЭ, в том числе православной культуры по выбору согласно этой разработанной концепции можно было бы начинать уже сейчас, так она предусматривает.

Это расширение преподавания в начальной школе с 4 на 2-4 классы, — вводный пропедевтический курс по основам православной культуры. Затем основной, систематический курс православной культуры по выбору в 5-9 классах. На старшей ступени в 10 классе обобщающий курс, и в 11 классе возможность выбрать проектную работу по православной культуре, по желанию самого школьника. При этом введение пропедевтического курса в начальной школе и основного систематического курса на основной ступени может осуществляться параллельно, т.е. реально к 2017 году, через 5 лет мы могли бы иметь преподавание уже по всем ступеням школы. По этой модели у нас остается пока первый класс без ОПК в основной части учебного плана, мы на это согласились сейчас, поскольку в 1 классе нет ресурса учебной нагрузки в существующем сейчас базисном учебном плане. И в 11 классе — не обязательно, а по желанию школьника, как я сказал.

Все вопросы о соотношении этих курсов с существующим сегодня курсом ОРКСЭ на 4 класс и модулем ОПК в его составе, их решение также предусмотрены концепцией. Но пока она не будет официально принята в Министерстве, она не может начать реализоваться. Объективных препятствий к введению такой модели нет.

Так что здесь нужно фактически не профессиональная педагогическая работа сейчас, профессионалы свое дело сделали, а политическое решение, чтобы преподавание было расширено. И не только имея в виду православную культуру, конечно, а и другие религиозные культуры, и светскую этику как альтернативный также воспитывающий курс.

Все опросы показывают, что и родители, и педагоги и школьники хотят в большинстве своем, чтобы преподавание не было ограничено одним годом. Везде и всюду сейчас спрашивают — ну и что дальше. Поучились в 4 классе и все, забыли, больше ничего дальше? Учителей, что готовим для проведения 30 уроков, и все? Надо чтобы в Министерстве тоже услышали эти голоса, поэтому может быть надо сейчас чтобы они активнее и громче прозвучали. В том числе из разных регионов.

Еще одним перспективным направлением нашей работы в части преподавания православной культуры на 2013 год выделю подготовку документов и материалов в связи с принятием нового закона об образовании. Это и возможное наше участие, по крайней мере, в форме обсуждений, консультаций в подготовке необходимых подзаконных нормативных актов, а также подготовка непосредственно церковных документов в связи с принятием закона.

Например, Положение о церковной общественной аккредитации учителя для преподавания учебных курсов, предметов, модулей по православной культуре в общеобразовательном учреждении. Это в связи с принятием нормы закона о возможности такой аккредитации в новом законе, в статье 87, часть 12.

Вопрос о закреплении обязательной конфессиональной экспертизы основных учебников по православной культуре для школы, которые включаются в Федеральные перечни. Прямой нормы об обязательности такой экспертизы там нет, к сожалению, но есть норма об экспертизе примерных основных образовательных программ в части наших курсов, предметов, модулей по православной культуре, в части 3 статьи 87. Мы полагаем, что этого даже достаточно, чтобы наконец ввести официальную процедуру конфессиональной экспертизы учебников, ведь речь идет фактически о материалах государственных образовательных стандартов в части содержания образования по православной культуре. Будем добиваться решения этого вопроса.

В этом нас поддерживают и другие религиозные организации, были и обращения официальные в министерство и переговоры. Мы считаем, что учебники по ОПК основные должны проходить у нас конфессиональную экспертизу, и педагогическую экспертизу в Российской академии образования. Надеюсь, что эту проблему мы решим в этом году, принимая во внимание и новый закон об образовании.

Там в новом законе не все еще нас устраивает, не все наши предложения были учтены в принятой редакции и этой статьи и закона в целом, и по этой теме и по другим (равное финансирование негосударственных школ, в частности). Но уже основа все-таки заложена для нормального взаимодействия, сотрудничества с государственными структурами на прочной правовой основе в обеспечении преподавания православной культуры в светской школе.

От всего сердца благодарю Вас за уже понесенные труды и желаю помощи Божией в их продолжении — на благо Матери Церкви и Отечества нашего!

По материалам сайта http://www.patriarchia.ru

Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию.

Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь свою и девстве и целомудрии, невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою н порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой [1] и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом.
Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал [2], и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр, на царский престол возвели Александра [3], юного шестнадцатилетнего отрока. Его матерью была христианка по имени Маммея; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им, как древним богам римским. В его дворце находились изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея[4] и многих других. Сам Александр как сын христианки не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли их. Так как Александр был слишком молод, то управление государством поручили некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх [5] Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит [6] Виталий, кувикулярий [7] Васс, доместик [8] Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили - подвергали мучениям и предавали смерти.
В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу. Она же поклонилась истинному Богу, н вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол, обитавший и идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ее железными крючьями. Вскоре сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения, они говорили, что они сами больше страдают, чем сия святая и невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов, окружавших святую, услышали глас с небес, бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения». Все они (их было восемь человек) уверовали во Христа и восприняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.
На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран, вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась во время этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец, девять из них умерло, пораженные ангельской десницей, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их - бездушные идолы.
Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и ангелы Божии славословили вместе с ней. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их - Диане [9]. Святая дева сделала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?» Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор [10], подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание.
На утро святую Татиану привели в цирк [11] и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его.
Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям, и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все эти явные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли ей волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса [12]. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования.
Два дня провела святая заключенной в этом храме. Небесный свет, который всегда ее осиял, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом [13]. Вместе с ней казнили отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь.
Примечания:
[1] Обязанности диакониссы состояли в посещении больных женщин и уходе за ними, в приготовлении женщин ко крещению, в "служении пресвитерам при крещении женщин для благоприличия", в надзоре за назначенными для женщин входами в богослужебные собрания и т.п.
[2] Антоний Гелиогабал, римский император, царствовал с 218 по 222 год; был крайне развращенным человеком, поэтому скоро навлек на себя презрение солдат. Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севира, но когда в этом раскаялся и стал покушаться на жизнь нареченного сына, был умерщвлен солдатами.
[3] Александр Севир царствовал с 222 по 235 год.
[4] Апполон почитался богом солнца и просвещения, а также общественного благополучия и порядка, охранителем закона и божеством предсказания будущего. Орфей - герой греческих мифов, сила пения которого была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей.
[5] Епарх - начальник крепости, комендант.
[6] Комит - высший чиновник при императоре.
[7] Кувикулярий - царский постельничий.
[8] Доместики - стража римских императоров.
[9] Диана (Артемида) - греческая богиня луны и охоты.
[10] Претор - судебное место, где заседал начальник римский или судья.
[11] Цирком называлась площадь, отгороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собой и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан, а потом выпускали хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках.
[12] Зевс (Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.
[13] Св. мученица Татиана пострадала во время гонения, воздвигнутого на христиан на четвертом году царствования Александра Севира, в 226 году.
Источник: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Книга 5, часть 1

По материалам сайта www.sedmitza.ru

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу