Рассмотрен вопрос о преподавании учебного курса ОРКСЭ
29 декабря 2012 года
20 декабря 2012 года состоялось заседание Консультативного совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Губернаторе Омской области, на котором был рассмотрен вопрос о преподавании в общеобразовательных учреждениях Омской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской жизни»
На заседании приняли участие представители власти, национально-культурных автономий, религиозных конфессий, ученые, общественники.
Центральными вопросами заседания стали преподавание в школах Омской области предмета «Основы религиозных культур и светской этики», состояние и развитие этноконфессиональных отношений в молодежной среде.
Открывая встречу, Первый заместитель Председателя Правительства Омской области Юрий Гамбург подчеркнул, что одна из важнейших задач Консультативного совета - укрепление гражданского мира и развитие конструктивного сотрудничества общества и власти. Юрий Гамбург призвал собравшихся принять активное участие в обсуждении вопросов, от качественного решения которых сегодня зависит гармоничное и стабильное будущее не только многонационального Омского региона, но и всей страны: «Мы все граждане России, от гражданского единства которой во многом зависит наше будущее и будущее наших детей. Не конфликты, а взаимное обогащение культур, активное участие в жизни общества, совместное решение социальных проблем определяют нашу общую судьбу».
С 1 сентчбря 2012 года предмет Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) включен в обязательную часть образовательной программы 4 класса (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р, Письмо Минобрнауки Росии от 04.04.2012 № 03-249 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»).
Так, в соответствии с Письмом Минобрнауки РФ от 08.07.2012 №МД-883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ», Письмом Минобрнауки РФ от 24.10.2012 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося, определять какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Как сообщила первый заместитель Министра образования Омской области Татьяна Дернова, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был в начале этого учебного года введен в школах региона. Пока он значится лишь в расписании 4-х классов. Основная проблема, с которой пришлось столкнуться - подготовка преподавателей этого предмета. По словам Татьяны Дерновой, курс подготовки прошли более девятисот учителей. Поскольку содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями, а преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян нравственных ценностях и нормах, членами Консультативного совета было отмечено, что акцент в обучении был сделан именно на культурологическую составляющую. Такие уроки обязательны для четвероклассников. Основная цель занятий - познакомить ребят с религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями.
С отдельным докладом выступил протоирей Дмитрий Олихов, и.о. ректора Омского епархиального духовного училища.
Епископ Савватий в своём выступлении отметил :
«… Ещё в древней Греции считалось очень важным дать нравственные ориентиры обществу, и тем более детям. В частности, Сократ говорил, что человек грешит по неведению. Если бы человек знал, то он бы не совершал не благовидные поступки.
Сенека же, в свою очередь, продвигался ближе к истине в этой проблеме. На вопрос учеников: «почему вы учите совершенству и гармоничной жизни, люди же идут не к вам, философам, а к Гетерам?». Синек ответил: «это очень просто, потому, что мы призываем людей идти вверх, а Гетеры призывают людей идти вниз».
В том-то и цель науки и религии, чтобы противопоставить низменным желаниям, мыслям, убеждениям высшие ценности, просветить и открыть путь в красоту жизни добродетельной. Поэтому Ломоносов в своё время говорил, что наука и религия – две дочери одной Матери-Церкви. Хоть наука, хоть религия, если дезориентированы в смысле добра, зла и истины, то они просто теряют свой смысл.
В наше время, когда мы все считаем, что отсутствует идеология, что человек не освобождён от мощного идеологического воздействия, которое покажется на первый взгляд стихийным, мы должны приложить усилия…
В обращении Президента от 12.09.12. сказано о том, что Россия подвергается информационному и идеологическому воздействию неких заинтересованных внешних сил. Но даже если бы эту стихийную информацию никто не формировал, даже если бы этого и не было, тем не менее, как говорил Ганичев Председатель Союза писателей России, наш земляк, житель Омской области: «…идеология в наше время это сумма мнений, имеющих идеи хождения в обществе». И сумма этих мнений в стихийной среде, как мы видим, вовсе не направлена на созидание, творчество, гуманизм, терпимость и нравственность.
На брошенной земле сами собой вырастают только сорняки, так и на почве сердца человеческого или на почве ума человеческого сами собой возникают идеи или желания только «хлеба и зрелищ». Но они отнюдь не созидают, ни личности, ни семьи, ни общества. И поэтому, мы должны просветить людей, дать им ориентиры.
Ведь, как известно, наша юриспруденция европейской цивилизации берёт начало от Синайской горы, то есть от десяти заповедей Евангельских. И даже в богоборческие времена, не смогли отказаться от этой системы координат. Исключив заповеди о любви к Богу, но оставили заповеди по отношению к человеку. И поэтому, очень большую важность имеют неизменяемые ориентиры, которыми как раз, располагают Мировые религии. И эти ориентиры мы имеем от сотворения Мира, кои сначала давались через совесть, потом через заповеди на горе Синай. Потом уже сам Бог-Истина пришёл на землю, Рождество которого мы с вами будем отмечать. Бог-Слово, Бог-путь и истинная жизнь воплотился и пожил на земле. И поэтому очень важно преподавание основ Православной культуры в светской школе не как религиоведческой.
Хочу подчеркнуть то, что религиоведческое преподавание Православия представляется недопустимым, прежде всего, с точки зрения Церкви. Потому, что практиковать религию и учить религиозной практике должны те, которые сами учились от Церкви, а не педагоги, не светские преподаватели. А вот культурологическая составляющая Православия вполне допустима для преподавания в светской школе. Во-первых, такой образ преподавания не навязывает своих взглядов, и Православие изучается как бы со стороны. Ребёнок как захочет, так соответственно сам или же с родителями, со Священнослужителями сделает выбор и продолжит это изучение.
Будем помнить, что наша культура за 100.000 лет впитала в себя всё важное и всё необходимое. Культурологическое изучение основ Православной культуры даёт чёткие ориентиры в нравственности, духовности и этого вполне достаточно, чтобы ребёнок мог сделать свой выбор.
Кроме того Русская Православная культура достаточно привлекательна, чтобы у ребёнка возникло желание преодолеть себя, свою инертность, преодолевать силы увлекающие человека к низменным жизненным ориентирам, низменным потребностям, чтобы задать этот вектор сил и стремиться к совершенству, к возвышенным ценностям.
Для более продуктивной работы в области преподавания основ религии прошу поддержать отдел образования катехизации Омской Митрополии в создании соглашения с Министерством образования и Координационным советом для того, чтобы при преподавании этого предмета учитывались все стороны и интересы общества и Церкви.
Вторым на заседании Консультативного совета обсуждался вопрос о состоянии и развитии конфессиональных отношений в молодёжной среде. Докладчиком был зам. Министра по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области Варакин Александр Александрович. Участники обменялись мнениями.
Хочется добавить то, что при обсуждении национальных вопросов важно иметь цели, направленные не только на предотвращение межнациональных или же межрелигиозных конфликтов, а прежде всего на ценность самих национальных культур для русской цивилизации. Данилевский в своих работах говорил о том, что этнокультурный тип или цивилизация, чем более многообразнее, тем устойчивее. Поэтому, нужно развивать этнокультурные отношения, и прежде всего те направления, которые взаимно обогащаются, а не только имеют собирательный или статистический характер о явлениях в культурной и национальной жизни».
Ведущий заседания Первый заместитель Председатель Правительства Омской области Гамбург Юрий Викторович, согласившись с конструктивными предложениями и, поручив выработать определённые решения, пожелал всем дальнейшей и плодотворной работы.
По материалам сайта http://tara-eparhiya.ru