Неоправданное вмешательство государства в дела семьи вызывает тревогу РПЦ
26 ноября 2012 года
Кризис института семьи в России часто требует вмешательства государства в дела семьи вплоть до изъятия ребенка, однако неоправданное применение этих мер вызывает тревогу Русской Православной Церкви.
Это мнение отражено в документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции», принятом на Пленуме Межсоборного присутствия 23 ноября в Москве, сообщает «Православие и мир».
«Тревогу Церкви вызывает неоправданное вмешательство государства и других внешних по отношению к семье сил в ее внутренние дела и конфликты», — рассказал корреспонденту портала «Православие и мир» ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», секретарь комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Сергей Чапнин.
По его словам, сегодня известны факты изъятия детей из семьи государством на основании расплывчатых и необъективных критериев, например, «недостаточный уровень материального благосостояния», «низкое развитие ребенка» или «ненадлежащее воспитание».
«Церковь предостерегает, что необъективные критерии, где возможен волюнтаризм органов опеки, недопустимы. Расплывчатые нормы должны быть заменены на конкретные. Субъективной интерпретации закона быть не должно. Закон должен предельно четко прописывать и критерии и механизмы изъятия детей», — отметил ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии».
В документе, принятом на Пленуме Межсоборного присутствия, также говорится о том, что передача негосударственным организациям властных полномочий в семейной сфере считается недопустимой. Только государство должно принимать решение, изымать ли ребенка из семьи и в каких случаях.
«Вместе с тем Церковь призвана вести диалог с государством и совместно с государственными учреждениями выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки», — подчеркнул Сергей Чапнин.
Особый акцент в документе сделан на роли Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, в который призваны обращаться те, кто столкнулся с конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.
Также понятие «ювенальная юстиция», смысл которого долгое время оставался непроясненным, получило свою однозначную интерпретацию в документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Документ был принят на Пленуме Межсоборного присутствия 23 ноября в Москве и передан для рассмотрения на Архиерейском соборе в феврале 2013 года.
«Ювенальная юстиция – это, во-первых, совокупность правовых норм в отношение несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников и, во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, которые осуществляют защиту детей», — сказал Сергей Чапнин.
Термин «ювенальная юстиция» был раскрыт в специальной короткой технической преамбуле к документу. Поводом для этого стало отсутствие единого понимания термина «ювенальная юстиция», в котором помимо собственно юридического смысла оказался заложен и идеологический, как правило, негативный смысл.
«Подчеркну еще раз: есть и другие толкования этого термина, но в нашем документе он понимается так и только так», — заявил ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии».
Разработка документа в профильной комиссии Межсоборного присутствия шла около двух лет, и первоначально он был посвящен исключительно проблемам ювенальной юстиции. Однако впоследствии члены комиссии признали, что эти вопросы должны быть помещены в более широкий контекст, поэтому в окончательном виде документ получил название «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции».
По материалам сайта http://www.nravstvennost.info