Литература в школе и целостность государства, - Мнения священнослужителей
8 июня 2012 года
На встрече с Владимиром Путиным Наталья Солженицына, вдова знаменитого писателя, заявила, что сокращение часов литературы в школе (с пяти до двух в неделю) ставит под удар единство государства. "То, что литературу теснят, — это на самом деле колоссальная опасность для единства страны. Выкинули ее, а что ввели? Литературу надо бы вернуть", — сказала она.
Путин попытался объяснить своей гостье, что в образовании сейчас идут непростые процессы. "Вот они непростые идут, и все не в пользу литературы", - ответила Солженицына.
Однако президент оговорился, что скорого решения поднятой вдовой писателя проблемы может и не произойти. По мнению главы государства, в образовании навязывать инициативы сверху неправильно. Владимир Путин уверен, что нужно советоваться с профессиональным сообществом.
Напомним, что еще в 2008 году председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин дал интервью вестнику «Россия. Третье тысячелетие» сказал:
«Именно культура делает людей нацией. Не будь, например, русской гуманитарной культуры - не было бы, возможно, и современного российского многонационального государства. Когда люди разных наций, социальных статусов, возрастов и верований обмениваются, общаясь, цитатами из книг и понимают друг друга - это и есть культура в действии… Между мальчиком, не знающим Пушкина, и нелетающим истребителем существует прямая связь. Парадокс в том, что без Достоевского и Пушкина, Чайковского и Скрябина, Репина и Врубеля инновационную экономику не построишь. Гуманитарная и техническая культуры неразделимы, как нерасторжимы культура и нравственность, культура и образование».
Как уже сообщали Regions.Ru, в июле преподаватели русского языка и литературы обратились к Минобрнауки с просьбой отменить новый стандарт образования и разработать процедуру общественной экспертизы масштабных образовательных проектов. Среди их основных претензий к идущим реформам одна из главных – как раз полное неуважение Минобразования к мнению профессионального сообщества.
«Зачем, по-вашему, нужна литература в школе? Согласны ли вы, что «вымывание» ее из учебной программы опасно для единства страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
Литература в настоящее время осталась фактически единственным предметом, который раньше наряду с историей связывал воедино все смысловое пространство. Теперь и историю преподают везде по-разному, несмотря на все разговоры о борьбе с фальсификацией. А вот литература, безусловно, важнейший предмет – и невозможно не подписаться под каждым словом Натальи Солженицыной. Это важный предмет с точки зрения приобретения навыков к размышлению, осмыслению. Ни один другой этого не заменит. Именно литература представляет поле для дискуссии, нахождения общих точек взаимопонимания и т .д., этот предмет должен быть стержневым.
Еще бывший министр образования Андрей Фурсенко говорил, что надо формировать грамотного потребителя, а не человека-творца. То есть речь идет не о стратегически грамотно выверенных системах образования, а о каких-то сиюминутных дерганьях, которые не приводят ни к чему, кроме как к разрушению.
клирик храма мученицы Татианы при МГУ
Отлучение от русской литературы может привести к утрате культурного единства народа, следовательно, к утрате единства страны.
Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
Вопрос, нужна ли литература в школе, кажется даже немного странным. Очевидно, что это базовый предмет, посредством которого человек формируется как личность, как гражданин своей страны, как человек, имеющий свой взгляд и на историю своей страны, и на самого себя. И все-таки так серьезно, ребром, насколько я знаю, вопрос о резком сокращении часов на литературу пока не ставился.
Безусловно, вымывание этого предмета из школьной программы грозит единству страны. Великая русская литература - часть нашего менталитета. Это то, благодаря чему сформировался характер современного русского человека. Поэтому люди, которые не будут знать русской литературы, не будут стремиться сохранить единство, и их вообще трудно будет назвать русским народом.
Священник Андрей Алексеев
клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове
Если человек не имеет представления о собственной культуре (а литература - одна из важнейших ее составных частей), если его сознание заполнено ложными образами - всем чужим и чуждым, поверхностным и малоценным, - он раб, не стремящийся выйти из рабства. И мы видим, как из школьной программы последовательно удаляются культурообразующие элементы, формирующие личность.
Я считаю, что это подрывная, своего рода террористическая, работа - потому что это фактически вымывание культурной традиции, без которой мы исчезнем как нация.
клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края
Безусловно, наша жизнь станет во многом беднее без литературы. Есть вещи, которые на первый взгляд не нужны, но являются основополагающими. Так же, как и религия, кстати. Литература останется жива, но будет уделом немногих.
Если в школу вернут прежние часы литературы, я не говорю, что все сразу облагородятся и кинутся читать Достоевского. Но без литературы нельзя, это та вещь, которая внешне бесполезна, но ее надо сохранять. Это такой стратегический взгляд в завтрашний день: если мы сейчас уберем такие важные вещи, то уничтожим корешок растения, который понадобится в будущем.
председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России
руководитель международного отдела Совета муфтиев России
Безусловно, сегодня необходимо изучать и литературу и историю. Сегодня в помощь этим предметам введены еще «Основы религиозной культуры и светской этики». Надо всерьез заниматься воспитанием патриотизма в нашем обществе, чтобы представители разных национальностей чувствовали, что это их государство, что они живут вместе в многонациональной стране.
магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института
Мне, например, кажется, что ставка на классиков несколько поспешна. Нужно учитывать современное клиповое сознание. Современный молодой человек, за редкими исключениями, классику читать не может. Навязывание только отвратит его от серьезной литературы. Для современного молодого или даже маленького человека, живущего в агрессивной информационной среде, нужно сначала выстроить лесенку, которая привела бы его к пониманию и изучению классики. А ему фактически навязываются некие общие и однозначные схемы в понимании классических произведений. Это неправильно и глубоко порочно.
Что касается подбора изучаемых произведений - к изучению предлагаются прекрасные и сложные произведения классиков, да еще полностью. Может быть, лучше брать какие-то отдельные образы. Может быть, стоит брать какие-то современные вещи и подавать их так, чтобы они служили ступенькой к классикам. Нужно искать, как выстроить такую лесенку.
доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета
Без нее мы потеряем не только возможность строить общество в согласии с моралью, - не станет людей, хорошо говорящих на русском языке, потому что нормативный язык невозможен без литературы.
Я считаю, президент отреагировал достаточно положительно на эти замечания, привел в пример какие-то уроки по коммуникации и этике, но, как справедливо заметила Наталья Солженицына, как улыбнуться и подать руку - люди сами разберутся, а если будут упущено духовно-нравственное содержание нашей литературы, мы не сможем нормально воспитывать наше поколение.
Я веду на «Народном радио» передачу «Духовные уроки русской литературы», и судя по слушателям, у людей просто литературное голодание. Более того, есть люди, которые готовы преподавать внеклассное чтение и какие-то факультативы бесплатно или почти бесплатно – они занимаются с детьми, замечательно их готовят, потому что понимают, что это необходимо.
Литературе нужно вернуть хотя бы прежние часы. И что президент услышал об этой проблеме, дает надежду, что ситуация исправится. Все образованные люди, и не только гуманитарии, но и математики, должны поднять свой голос за возвращение литературы, - в ней наши духовно-нравственные корни, а государство, в котором не знают своих корней, - слабое государство.