Литература в школе и целостность государства, - Мнения священнослужителей

8 июня 2012 года

На встрече с Владимиром Путиным Наталья Солженицына, вдова знаменитого писателя, заявила, что сокращение часов литературы в школе (с пяти до двух в неделю) ставит под удар единство государства. "То, что литературу теснят, — это на самом деле колоссальная опасность для единства страны. Выкинули ее, а что ввели? Литературу надо бы вернуть", — сказала она. 

"Люди могли говорить друг с другом цитатами из литературных произведений и понимали друг друга, а сейчас не так", - отметила Наталья Солженицына. 
Путин попытался объяснить своей гостье, что в образовании сейчас идут непростые процессы. "Вот они непростые идут, и все не в пользу литературы", - ответила Солженицына. 
Однако президент оговорился, что скорого решения поднятой вдовой писателя проблемы может и не произойти. По мнению главы государства, в образовании навязывать инициативы сверху неправильно. Владимир Путин уверен, что нужно советоваться с профессиональным сообществом. 
Напомним, что еще в 2008 году председатель Счетной палаты Российской Федерации Сергей Вадимович Степашин дал интервью вестнику «Россия. Третье тысячелетие» сказал: 
«Именно культура делает людей нацией. Не будь, например, русской гуманитарной культуры - не было бы, возможно, и современного российского многонационального государства. Когда люди разных наций, социальных статусов, возрастов и верований обмениваются, общаясь, цитатами из книг и понимают друг друга - это и есть культура в действии… Между мальчиком, не знающим Пушкина, и нелетающим истребителем существует прямая связь. Парадокс в том, что без Достоевского и Пушкина, Чайковского и Скрябина, Репина и Врубеля инновационную экономику не построишь. Гуманитарная и техническая культуры неразделимы, как нерасторжимы культура и нравственность, культура и образование». 
Как уже сообщали Regions.Ru, в июле преподаватели русского языка и литературы обратились к Минобрнауки с просьбой отменить новый стандарт образования и разработать процедуру общественной экспертизы масштабных образовательных проектов. Среди их основных претензий к идущим реформам одна из главных – как раз полное неуважение Минобразования к мнению профессионального сообщества. 
«Зачем, по-вашему, нужна литература в школе? Согласны ли вы, что «вымывание» ее из учебной программы опасно для единства страны?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

Литература в настоящее время осталась фактически единственным предметом, который раньше наряду с историей связывал воедино все смысловое пространство. Теперь и историю преподают везде по-разному, несмотря на все разговоры о борьбе с фальсификацией. А вот литература, безусловно, важнейший предмет – и невозможно не подписаться под каждым словом Натальи Солженицыной. Это важный предмет с точки зрения приобретения навыков к размышлению, осмыслению. Ни один другой этого не заменит. Именно литература представляет поле для дискуссии, нахождения общих точек взаимопонимания и т .д., этот предмет должен быть стержневым. 

В школьной программе, действительно, происходят серьезные перемены. С одной стороны, не слышно голосов экспертов. А с другой стороны – общий смысл реформ был выражен очень точно премьер-министром Дмитрием Медведевым на его недавнем совещании, где было сказано, что основной упор надо сделать на математику, поскольку эта область до сих пор является конкурентоспособной на мировом рынке. Может это и оговорка, но, как говорится, «оговорка по Фрейду». То есть мы должны производить специалистов, которых купят на мировой арене. 
Еще бывший министр образования Андрей Фурсенко говорил, что надо формировать грамотного потребителя, а не человека-творца. То есть речь идет не о стратегически грамотно выверенных системах образования, а о каких-то сиюминутных дерганьях, которые не приводят ни к чему, кроме как к разрушению.

клирик храма мученицы Татианы при МГУ

Кажется, я догадываюсь, что имела в виду Наталия Дмитриевна. Ведь русская литература была для русского общества и парламентом, и общественной трибуной. В ней сконцентрированы все русские вопросы. Это и отношения человека и религии, и отношения человека и государства, это и глубочайшие нравственные проблемы - все в ней нашло отражение. 
Она заставляет размышлять о смысле жизни, оценивать поступки и мысли положительных и отрицательных героев. Она стала одним из самых важных элементов, сформировавших русскую ментальность, которую пытались разрушить и во время революции, и в советские годы. 
Отлучение от русской литературы может привести к утрате культурного единства народа, следовательно, к утрате единства страны.

Священник Андрей Постернак

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук

Вопрос, нужна ли литература в школе, кажется даже немного странным. Очевидно, что это базовый предмет, посредством которого человек формируется как личность, как гражданин своей страны, как человек, имеющий свой взгляд и на историю своей страны, и на самого себя. И все-таки так серьезно, ребром, насколько я знаю, вопрос о резком сокращении часов на литературу пока не ставился. 

В нашей системе образования постоянно проводятся какие-то реформы. Но все равно ключевая роль будет принадлежать педагогу, который в любой ситуации найдет возможность уделить такому важному предмету должное внимание. 
Безусловно, вымывание этого предмета из школьной программы грозит единству страны. Великая русская литература - часть нашего менталитета. Это то, благодаря чему сформировался характер современного русского человека. Поэтому люди, которые не будут знать русской литературы, не будут стремиться сохранить единство, и их вообще трудно будет назвать русским народом.

Священник Андрей Алексеев

клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове

Если человек не имеет представления о собственной культуре (а литература - одна из важнейших ее составных частей), если его сознание заполнено ложными образами - всем чужим и чуждым, поверхностным и малоценным, - он раб, не стремящийся выйти из рабства. И мы видим, как из школьной программы последовательно удаляются культурообразующие элементы, формирующие личность. 

Таким образом происходит смена ориентиров. Получается объект, которым можно манипулировать. Потому что в его душе уже нет примеров для подражания и образов, которые усваивались многими поколениями носителей культуры. 
Я считаю, что это подрывная, своего рода террористическая, работа - потому что это фактически вымывание культурной традиции, без которой мы исчезнем как нация.

клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края

Иногда утверждают, что литература - удел немногих, она не должна быть массовым воспитателем, да и какой в ней смысл, когда мы живем в мире торжествующего материализма? Вот сейчас все помешаны на конце света, который ждут в декабре. И, кажется, впервые при таких ожиданиях человечество его себе представляет апофеозом материальности. Те, кто верит в конец света, думают не о спасении души и даже не о том, как повеселее провести оставшиеся дни, а о том, сколько купить соли и спичек. Кому тогда нужен томик Чехова или Толстого? При таком подходе, кстати, первыми должны умереть литераторы и священники. 
Если Россия хочет и дальше идти по этому пути, литература и не должна играть большую роль, достаточно знать основную классику в кратком изложении. Какая-то мелочь из этого в огромном гипермаркете под названием «Жизнь» может и пригодится: например, при поступлении в вуз. Но в принципе литература не нужна в предельно материальном мире. 
Безусловно, наша жизнь станет во многом беднее без литературы. Есть вещи, которые на первый взгляд не нужны, но являются основополагающими. Так же, как и религия, кстати. Литература останется жива, но будет уделом немногих. 
Если в школу вернут прежние часы литературы, я не говорю, что все сразу облагородятся и кинутся читать Достоевского. Но без литературы нельзя, это та вещь, которая внешне бесполезна, но ее надо сохранять. Это такой стратегический взгляд в завтрашний день: если мы сейчас уберем такие важные вещи, то уничтожим корешок растения, который понадобится в будущем.

 

председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

Сокращать часы преподавания литературы не надо: когда еще у школьников будет возможность читать классику? После школы – вуз по специальности, семья, дети, работа… Именно в школе надо осваивать литературу, которая действительно объединяет наш народ. Мы изучаем литературу разных народов, узнаем о традициях, богатстве духовного мира других этносов. 
Лев Толстой восемь раз переписывал «Войну и мир», а некоторые даже одного раза не могут прочитать это великое произведение, шедевр русской литературы, в котором говорится, в том числе, о великом историческом событии – войне 1812 года. В такой многонациональной стране как Россия надо понимать, что сила заключается не в бесконечных полезных ископаемых, а в том, что мы разных национальностей и конфессий и живем в дружеских взаимоотношениях. К тому же, именно при изучении литературы у людей появляется гордость за свою родину, растет чувство патриотизма.

руководитель международного отдела Совета муфтиев России 

Безусловно, сегодня необходимо изучать и литературу и историю. Сегодня в помощь этим предметам введены еще «Основы религиозной культуры и светской этики». Надо всерьез заниматься воспитанием патриотизма в нашем обществе, чтобы представители разных национальностей чувствовали, что это их государство, что они живут вместе в многонациональной стране. 

Именно литература может им рассказать, как в России вместе на протяжении многих веков в добрососедстве жили представители разных народов и религий. В произведениях литературы это отражается, и об этом надо чаще говорить и рассказывать. И чем просвещеннее и образованнее будет молодежь, тем крепче будут наши взаимоотношения.

магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института

Литература в школе нужна, чтобы будущие граждане страны не становились роботами. Умение читать, смотреть и слушать - точки опоры человеческой личности, отличающие ее от механизмов. Это как минимум. 
Конечно, неприятно, что предмет сокращается, но вопрос все-таки не в количестве. Речь ведь не идет о полном удалении литературы из школьной программы. На самом деле и двадцать часов в неделю не способны решить проблему единства государства. Проблема в ином – в качестве чтения и подборе того, что изучается на уроках. 
Мне, например, кажется, что ставка на классиков несколько поспешна. Нужно учитывать современное клиповое сознание. Современный молодой человек, за редкими исключениями, классику читать не может. Навязывание только отвратит его от серьезной литературы. Для современного молодого или даже маленького человека, живущего в агрессивной информационной среде, нужно сначала выстроить лесенку, которая привела бы его к пониманию и изучению классики. А ему фактически навязываются некие общие и однозначные схемы в понимании классических произведений. Это неправильно и глубоко порочно. 
Что касается подбора изучаемых произведений - к изучению предлагаются прекрасные и сложные произведения классиков, да еще полностью. Может быть, лучше брать какие-то отдельные образы. Может быть, стоит брать какие-то современные вещи и подавать их так, чтобы они служили ступенькой к классикам. Нужно искать, как выстроить такую лесенку.

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

Я полностью согласна с Натальей Солженицыной и с теми учителями, которые поднимают эту тему. «Вымывая» литературу из школы, - и не только из школы, но и из вузов, - мы теряем важнейший инструмент воспитания нравственности и патриотизма, - ведь русская литература всегда ими отличалась. 

Без нее мы потеряем не только возможность строить общество в согласии с моралью, - не станет людей, хорошо говорящих на русском языке, потому что нормативный язык невозможен без литературы. 
Я считаю, президент отреагировал достаточно положительно на эти замечания, привел в пример какие-то уроки по коммуникации и этике, но, как справедливо заметила Наталья Солженицына, как улыбнуться и подать руку - люди сами разберутся, а если будут упущено духовно-нравственное содержание нашей литературы, мы не сможем нормально воспитывать наше поколение. 
Я веду на «Народном радио» передачу «Духовные уроки русской литературы», и судя по слушателям, у людей просто литературное голодание. Более того, есть люди, которые готовы преподавать внеклассное чтение и какие-то факультативы бесплатно или почти бесплатно – они занимаются с детьми, замечательно их готовят, потому что понимают, что это необходимо. 
Литературе нужно вернуть хотя бы прежние часы. И что президент услышал об этой проблеме, дает надежду, что ситуация исправится. Все образованные люди, и не только гуманитарии, но и математики, должны поднять свой голос за возвращение литературы, - в ней наши духовно-нравственные корни, а государство, в котором не знают своих корней, - слабое государство.
По материалам сайта http://regions.ru

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу