Закон о соцпатронате в РФ требует доработки, считает Астахов
7 октября 2012 года
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов считает, что законопроект о соцпатронате нужно серьезно доработать и вынести на широкое обсуждение с родительской общественностью, чтобы благая идея сопровождения неблагополучных семей не обернулась произвольным вмешательством государственных органов в семью на основе субъективных оценок.
Правительственный законопроект о введении в России института социального патроната предполагает новую форму индивидуальной профилактической работы с детьми из неблагополучных семей и родителями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Социальный патронат предполагает оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.
На прошлой неделе Госдума приняла законопроект в первом чтении, однако ко второму чтению парламентарии намерены всерьез поработать над его формулировками, чтобы устранить все опасения в обществе. Первый зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина заявила, что в Госдуме будет создана рабочая группа по доработке формулировок в документе, чтобы они не толковались двояко, и не было какого-либо недопонимания.
Проблема субъективизма
"Прежде чем вынести законопроект на следующее чтение, его необходимо серьезно доработать и, главное, - вынести на максимально широкое обсуждение с участием родительской общественности. Закон должен быть гуманным, понятным, справедливым и четким, дабы максимально защитить семьи с детьми от малейшего произвола чиновников и их "усмотрения"", - цитирует пресс-служба слова Астахова.
По мнению детского омбудсмена, благая в своей основе идея установления социального патроната (сопровождения, поддержки, опеки, заботы) над неблагополучной семьей может превратиться в абсолютный антипод, создавая правовые возможности для произвольного вмешательства государственных органов в семью на основе субъективных оценок и нарушения установленного частью 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Астахов считает, что хорошо зарекомендовавшие себя в некоторых регионах РФ меры социальной поддержки и реабилитации так называемой неблагополучной семьи должны быть использованы и распространены на всю страну.
"Нет смысла убеждать тех, кто сам прочувствовал, что государство может не только наказывать, отбирать и запрещать, а становится помощником, другом и партнером в важнейшем деле - возвращении неблагополучных или попавших в трудную жизненную ситуацию семей с детьми к нормальной жизни, восстановлению в них здорового нравственно-психологического климата, исправлению кризисного материального положения", - сообщает пресс-служба уполномоченного.
Астахов привел в пример Белгородскую и Тюменскую области, Краснодарский край, где действуют программы помощи семье, попавшей в ситуацию социального неблагополучия.
Размытые формулировки
"Однако реализация этой вполне здравой и положительно зарекомендовавшей себя идеи воплощена в законопроекте в крайне непродуманных формулировках, предоставляющих возможность государственного вмешательства в семью на основании субъективных оценок органов опеки и попечительства, по первому обращению, в том числе от самих детей в возрасте старше 10 лет", - подчеркнул уполномоченный.
По его словам, в законопроекте используются неопределенные, допускающие неоднозначное толкование термины: "семья, находящаяся в социально опасном состоянии", "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении", "нормальное воспитание и развитие", "отрицательное влияние на поведение" несовершеннолетнего, "достаточные" основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.
"Отсутствие четких определений этих ключевых терминов, определяющих судьбы детей и их родителей, неразработанность объективных критериев их оценки могут повлечь необратимые для семьи последствия, привести к ее окончательному разрушению, обречь детей на сиротство", - цитирует пресс-служба слова Астахова.
Детский омбудсмен считает, что такие "сырые законодательные формулировки способны вновь сделать многие семьи заложниками субъективного мнения конкретного чиновника из муниципальных органов опеки и попечительства".
"Такая практика уже доказала свою несостоятельность, а "усмотрение" опеки часто становится главной проблемой в разрешении ситуации с проблемной семьей", - убежден Астахов.
Четкий механизм работы чиновников
По мнению детского омбудсмена, в законе необходимо предусмотреть максимально детализированный механизм всех действий чиновника, осуществляющего вмешательство в семью, чтобы избежать необоснованного или чрезмерного вмешательства в частную жизнь семьи.
"А при наличии объективных оснований для такого вмешательства - закрепить в законодательстве обязательный порядок осуществления видео-фотосъемки при обследовании семьи и строго регламентированную процедуру проведения такого обследования", - цитирует пресс-служба слова уполномоченного.
Астахов убежден, что принятие законопроекта в сегодняшней редакции может лишь усугубить и так нелегкую ситуацию с российскими семьями, которые испытывают проблемы материального, социального и просто человеческого характера и нуждаются не в деструктивном вмешательстве, а в конструктивной помощи и действенной поддержке государства.
По материалам сайта http://ria.ru