Священнослужители об образовательном стандарте
29 июня 2012 года
Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов вскоре после вступления в должность, подписал документ «Об образовательных стандартах», который несколько лет обсуждался при Фурсенко.
Школа предоставляет возможность формирования индивидуальных учебных планов, включая обязательные предметы, в том числе интегрированные учебные курсы, например, «Естествознание», дополнительные предметы (не более трех). Всего государство финансирует 37 часов в неделю.
«Образовательное учреждение... обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально¬экономический, технологический, универсальный). Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: “Русский язык и литература”, “Иностранный язык”, “Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия”, “История” (или “Россия в мире”), “Физическая культура”, “Основы безопасности жизнедеятельности», - говорится в документе.
Эксперты отмечают, что в последней версии по-прежнему отсутствуют четкие критерии того, какие знания и навыки должен демонстрировать выпускник. «Эпоха, когда школа просто обучала, должна уйти в прошлое. Сейчас главное - концепция воспитательной работы», - говорит Валентина Иванова, председатель Всероссийского педагогического собрания.
По мнению доцента кафедры словесности НИУ-ВШЭ Татьяны Базжиной, одна из целей разработчиков нового закона - довести школьное образование до состояния, чтобы основная масса школьников перешла учиться в школы платные, и таким образом свести к минимуму количество бюджетных школ: «Судите сами, если школьник захочет изучать математические предметы и выберет алгебру с геометрией, то учить бесплатно информатику он уже не сможет. Или он выберет геометрию и информатику, но тогда за алгебру ему придется платить (так как можно выбрать всего два предмета из одной категории). То есть даже по избранному профилю ребенок оказывается недоучкой».
Корреспондент Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать эту реформу образования.
клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках
Это же может произойти и с православием. Его подменят каким-нибудь модернизированным, проэкуменическим православием. И это будет диверсия против нашей страны, потому что там, где экуменизм, там и космополитизм, равнодушное отношение к Отечеству, предательство и измена. Все ориентиры будут на Запад. Ни о каком патриотическом воспитании тогда не будет и речи.
Важно, чтобы все предметы давали цельную картину мира. Важно, как они будут взаимодействовать друг с другом, что будет доминировать.
Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
Строится такая модель общества, о которой сейчас не говорят вслух, но она угадывается по тем действиям, которые активно предпринимаются. Такого будущего хотят для нас и для наших детей.
Протоиерей Александр Ильяшенко
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской
В первую очередь, должна быть ясна цель. А цель, которую ставили перед собой разработчики, все-таки непонятна. Что является причиной такой реформы образования? К каким результатам она стремится? Зачем, собственно, все это делается?
Физкультура, конечно, тоже нужна. Но особое внимание должно обращаться на обучение детей избегать травм, искусству падать. Сколько ног и рук переломано из-за незнания элементарных правил! Но я категорически против такого странного предмета, как ОБЖ. Это что-то противоестественное. Что это вообще такое? И история, и литература дают массу примеров, когда люди выходили из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Зачем сливать предметы в какой-то компот, якобы по профилю? Раньше была очень четкая структура.
Все-таки существовавшая у нас система образования была одной из лучших в мире. До сих пор сохраняются и ее хорошие качества. А вот резкое реформирование ставит под вопрос квалификацию педагогов. Им придется резко перестраиваться. Если что-то менять, то только в направлении улучшения и очень постепенно. Не лучше ли в условиях недостаточного финансирования сократить управляющий, контролирующий, вообще, бюрократический аппарат системы образования? Это чистое паразитирование.
Священник Андрей Постернак
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
На мой взгляд, главное –сохранить то, что является отличительной чертой нашего образования: его фундаментальность. По крайней мере, в том, что касается основных дисциплин, которые формируют блоки точных, гуманитарных и естественных наук. Такие базовые дисциплины, как математика, русский язык, литература, история, биология, конечно, должны остаться в учебном плане. И я думаю, что наше образование все-таки сохранит высокий уровень.
Исмаил-хаджи Бердиев
председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана, имам-хатыб Апанаевской мечети Казани
Траты на образование – это инвестиции в наше будущее, которые принесут не только духовный, но и материальный плюс. Такого рода решения свойственны, по-моему, нищим странам, которые переживают финансовое банкротство, но не для нашей страны, которая доказала свою состоятельность.
И я просто не понимаю мотивов чиновников, которые проталкивают такого рода странные решения. Это просто непродуманная ошибка, которую надо исправить. Мы столько усилий приложили, чтобы поправить демографическую ситуацию, у нас появляется все больше детей. Мы же увещеваем женщин рожать не для того, чтобы потом лишать детей образования.
Чиновники исходят из неверных предпосылок, те, кто принял это решение, мне кажется, сами являются духовно и интеллектуально нищими.
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России, раввин