XXII Кирилло-Мефодиевские чтения открылись в Томске

16 мая 2012 года

15 мая 2012г. в Актовом зале Администрации Томской Области состоялось Пленарное заседание XXII Духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

С приветственным словом к собравшимся обратился губернатор Томской области Сергей Анатольевич Жвачкин. Он напомнил присутствующим, что 2012 год в России объявлен «Годом истории». Именно в этом году мы будем отмечать 1150-летие зарождения Российской государственности, 400-летие окончания смутного времени в 1612 году, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. «И все эти великие даты мы имеем возможность отмечать только благодаря православной культуре и традициям», — подчеркнул Губернатор.
«Исторически именно Православие стало мощным фундаментом в формировании русской нации и Российского государства. Именно ему мы обязаны высочайшими достижениями в области культуры и образования, — отметил в своем приветствии Губернатор. — На Томской земле первая школа была основана при Богородице-Алексиевском монастыре. И это пример совершенно обычный для России. Ведь именно Церковь была источником просвещения и образования. Просвещение – это главная заслуга святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Мы чтим их как создателей славянской письменности и спустя многие века собираемся под сенью их имен, чтобы совместно обсудить вопросы духовности, истории, образования, воспитания детей». Сергей Анатольевич пожелал всем участникам и организаторам XXII Дней славянской письменности и культуры успешной и плодотворной работы.
Далее с приветственным словом выступил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Владыка выразил глубокое убеждение в том, что отечественная культура есть та духовная скрепа, которая позволяет нашему народу представлять единое целое. Поэтому первый в стране Церковно-государственный праздник — Дни славянской и письмености и культуры — напоминает нам об этом единстве. А основой не только русской, но и европейской культуры, является Евангелие. Владыка отметил: «Сколько бы ни развивалась духовная культура человечества, никогда им не превзойти той высоты и моральной культуры, которой сияет Евангелие». Архиепископ Ростислав подчеркнул, что ежегодно обращаясь к прошлому, к подвигу святых Кирилла и Мефодия, ко времени зарождения славянской письменности и культуры в рамках Чтений мы заботимся и о сегодняшнем дне, и о будущем России. Если обрубить корни у дерева, то дерево погибнет. А корни нашего государства, нашего народа лежат в православной истории. И наша задача сберечь их, чтобы государство наше процветало во всех его сферах.
На Заседании выступил гость Кирилло-Мефодиевских чтений Игорь Витальевич Метлик, доктор педагогических наук, заведующий научно-методическим кабинетом ОРОИК Русской Православной Церкви. Он зачитал доклад «Церковь, государство и общество в развитии православного образования и духовно-нравственного воспитания детей в российской школе». В частности, Игорь Витальевич в своем выступлении отметил: «Образование должно включать в себя знание религии и культуры того народа, который живет в стране. И Церковь должна представлять и представляет интересы православного народа в органах государственной власти и системе образования». Первоочередной задачей он считает разрушение мифов и стереотипов, прочно осевших в сознании людей со времен советской власти: Церковь и государство отделены друг от друга, но они должны образовать некую симфонию, сотрудничая в деле просвещения, образования и культуры.
В завершение Пленарного заседания свой доклад «Православный код русской словесности» представил Иван Андреевич Есаулов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета, директор Центра литературоведческих исследований. Профессор убежден, что изучение русской классики в отрыве от христианской веры и культуры невозможно. Именно, так называемая, «Кириллическая цивилизация» и есть та отправная точка, отталкиваясь от которой существовала и существует наша общественность.
Во всех произведениях русской классики Христоцентричность является фундаментом, на котором и зиждутся творения писателей того времени. Это было заложено в «культурном бессознательном» каждого писателя. Они видели наивысший идеал – Христа, и благодаря этому так ярко и глубоко ими были описаны несовершенства падшего человека. Но основной нитью любого произведения была любовь к человеку в ее истинном христианском понимании. Писатель не вставал на место судьи, не лишал своих героев главного – надежды на спасение – вплоть до последнего их вздоха. Темы любви, прощения, нравственного падения и взлета всегда рассматривались с точки зрения идеала, данного нам в Новом Завете. А потому, утверждает профессор, литература должна изучаться исходя из той традиции, в которой жили и творили писатели.

По материалам сайта pravoslavie.tomsk.ru

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу