Выступление протоиерея Владимира Воробьева на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защите материнства
11 апреля 2012 года
Почему сегодня кризис переживает не только невоцерковленная, но и православная семья, и почему в христианской семье должна поощряться образованность, рассказал на прошедшем 6 апреля 2012 года первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства член комиссии, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Все мы, конечно, надеемся на то, что с возвращением нашего народа к православной вере в нашей стране начнется нормальная жизнь по христианскому нравственному закону, возродится православная семья, в которой радостным подвигом будет рождение и воспитание детей. Вернется русский патриотизм, честный труд, известная всему миру русская доброта, непобедимая русская армия, — все то, что имело своим корнем православную веру и православное воспитание.
Но не следует быть мечтателями: глядя правде в глаза, мы должны признать, что и в православной среде мы все чаще наблюдаем неспособность семьи противостоять современным искушениям, которые с огромной силой «выманивают» детей из православной семьи, из православной школы, даже из православного храма, в который они ходят с детства. Сами дети, подрастая, объясняют это примерно так:
«домашнее православие» надоело, скучно, а там — новая жизнь, столь вожделенная для молодого поколения;
религиозные догмы, каноны, запреты из прошлых веков современные люди воспринимать всерьез уже не могут и не воспринимают: практикующих христиан во всем мире исчезающе мало, и нет причин уподобляться таким «ископаемым» предкам;
слова родителей, «училок» и «батюшек» не убедительны, не вызывают доверия, старшее поколение безнадежно отстало, что теперь уже весь мир живет по-другому, и ничего страшного при этом не происходит, поэтому пора менять стереотипы поведения.
Сказанное можно обобщить таким образом: современное поколение родителей не способно или не умеет явить образ Православия, авторитетный для своих детей. Не умеет передать им свою веру, убедить их в правильности своего видения мира, своих оценок развивающихся в мире губительных тенденций. Это является следствием «обрыва» в преемстве поколений, может быть, — самого страшного из плодов длительных гонений на православную веру. Те, кто сегодня стали православными родителями, сами выросли в неверующих семьях, и поэтому не имеют опыта жизни в православной семье, не знают, как нужно воспитывать детей в Православии. Если в таких условиях мы даже научимся преодолевать демографический кризис, то останется вопрос: кто вырастит из наших детей? Какую жизнь смогут они построить? Мы оказываемся перед альтернативой: удастся ли нашему народу снова привиться к своему историческому корню, или это останется несбыточной мечтой, и тогда его ждет неминуемая гибель?
Что же сегодня мы должны сделать, чтобы помочь этому возвращению в свою историю, в свой дом, чтобы спастись от уже начавшейся деградации и исторической смерти?
Прежде всего наша Церковь должна (потому что только она одна это может сделать) благословить и вдохновить всех своих клириков, всю свою паству на войну ради спасения семьи и детей. Это война не с людьми, а с грехом и преступлением, но воевать нужно «не на жизнь, а на смерть». Наш народ должен понять, что отступать нам некуда — за нами наши дети. Если ты член Церкви, то отдай себе отчет, что ты сделал для спасения своего народа?
Итак, должен прозвучать церковный призыв: «Все на фронт! Всеобщая мобилизация».
Это значит, что каждый приход, приходская община должна в центр своей жизни поставить заботу о семье, о детях, о воспитании и родителей, и детей. Каждый из нас обязан знать, чтобы употребить на деле, следующее:
1. Первое, что необходимо для воспитания ребенка, это — любовь к нему. Любовь не вообще, а именно каждого конкретного ребенка должен кто-то очень любить: родители, духовник, учитель. Если есть у нас «трудные» дети, которые под действием внутреннего конфликта уходят из Церкви, приобщаются к каким-то порокам и т.д., — это значит, что ребенку не хватило любви. Может быть, трудная семейная жизнь тому причиной, может быть, в школе не сложились отношения с учителями и товарищами, может быть, взрослые — родители и учителя не сумели договориться между собой.
2. Для передачи веры новому поколению необходим подвиг старшего поколения. Не теплохладное, «удобное», «комфортное» христианство, а именно подвиг веры. Это абсолютная непримиримость к греху, прежде всего в самом себе. Только тогда дети могут воспитаться в христианской нравственности, когда впитают с молоком матери эту нравственность, христианскую стойкость по отношению к греховным влечениям, христианскую «неразвратимость»
3. Третье — это культура, образованность. Дети в христианских семьях должны на опыте знать, что христианская вера разумнее, «научнее» любого другого мировоззрения. Они должны знать, что в Церкви, и в своей православной школе, и в семье они всегда найдут убедительные ответы на все вопросы. Наша вера это — не старушечьи суеверия, а «зрячая», умная вера, самая убедительная, непротиворечивая, потому что — истинная. Наша вера — это историческая колыбель культуры, науки, всей европейской цивилизации.
4. Говоря о волонтерах, занятых в социальной сфере, мы часто забываем подвиг, с глубокой древности известный на Руси: помощь многодетным семьям. Таким семьям всегда было нелегко, а в наше время жизнь многодетной семьи часто становится запредельно трудной. Нужно, чтобы женщины, девушки, даже старшие девочки на приходе прежде всего стремились помогать таким семьям. Это должно быть почетным, престижным делом. Опыт приходской жизни свидетельствует о том, что такие девушки становятся самыми востребованными невестами, а потом — самыми лучшими женами и матерями. Не должно остаться ни одной многодетной семьи, которой приходская община не оказывала бы всестороннюю действенную помощь.
5. Дети должны расти в христианской общине — в большой христианской, любящей семье. У этой общины должен быть духовник, духовный отец, способный спаять детей в сильную православную дружину, имеющую свою жизнь, свои важные дела: свои богослужения со своим хором, добрые дела помощи ближним, свои путешествия, свои трудовые лагеря, свои праздники, свою верную на всю жизнь дружбу. Дети должны воспитываться в активной деятельности, сами должны созидать православную жизнь и, в известной мере, отвечать за нее.
6. Первоочередная забота Церкви и государства — это забота о детских садах, о школе. Детям необходимы талантливые педагоги, которые способны сделать обучение в школе интересным, которые способны личным примером воспитать в ребенке трудолюбие, послушание, смирение, уважение к старшим, нравственную чистоту. Все это воспитывается, прежде всего, подвигом учителя. Семья и школа должны стать главными приоритетами в России. Для них должен быть создан режим наибольшего благоприятствования.
7. Это значит, прежде всего, что необходима система подготовки качественных преподавательских кадров. В педагоги должны идти не по остаточному принципу, а по призванию. Престиж преподавателя школы должен быть поднят на самый высокий уровень. Школы должны иметь возможность выбирать самых талантливых педагогов, а не брать, кого попало, лишь бы закрыть дырку в штатном расписании. Плохой, бездарный педагог приносит огромный вред детям.
8. Прежде всего, необходима качественная подготовка педагогов, имеющих христианское мировоззрение и соответствующее христианское образование, — именно они могут быть носителями христианской нравственности. Для этого необходимо как можно скорее расширять уже созданную систему теологического образования всех видов: и основного, и дополнительного, и повышения квалификации, и вечернего, и заочного, и интернет-образования. Для этого необходимы согласованные действия Церкви и государства.
По материалам сайта www.patriarchia.ru