Постимся с детьми: Навстречу Празднику!
6 апреля 2012 года
Подходит к концу благословенное время Четыредесятницы. Впереди самые главные дни года, в которые стараются поститься даже те, кто не делал этого раньше, а постившиеся стремятся усилить свой пост. Попробуем поговеть и мы, мамы маленьких детей, только, как и прежде, немного по-своему, по-детски.
А как вы расскажете чаду о смысле грядущего Праздника? Мой рассказ до недавнего времени ограничивался красочным описанием куличиков и яичек. Но что значит «Христос воскресе!» - наше традиционное пасхальное приветствие, которое малыш будет слышать в храме еще долгое время на каждой службе? Чтобы говорить о Воскресении, нужно объяснить, что такое смерть. А я боялась это сделать.
Не нужно бояться говорить с ребенком о смерти. Эта мысль, которая прозвучала в ответах нескольких мам, с которыми я общалась, готовя этот материал. Разговор о смерти должен иметь место. Если малыша не познакомить с этой неизбежностью, то с ней его познакомит сама жизнь. Митрополит Антоний (Сурожский) писал: «Дадим ли мы детям возможность воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?» В своей проповеди, посвященной смерти, владыка утверждал, что дети воспринимают смерть гораздо спокойнее нас, взрослых, ведь для них смерть – всего лишь утрата, невозможность пребывания рядом с человеком. Она лишена того ужаса, которым наполнена в нашем поощренном страшными реальными и выдуманными примерами чужой смерти воображении.
Если мы еще не говорили с ребенком о смерти, то рассказ о Крестной смерти Спасителя, возможно, будет лучшим началом общения на эту тему. Ведь этот пример ясно показывает: смерть – не конец, а лишь начало жизни вечной, на которую мы все надеемся. «В этом разговоре заключен важный педагогический момент, - утверждает многодетная мама Анна. – Ведь за Крестной смертью неизбежно следует Воскресение, а значит – говорим мы ребенку – даже если все очень плохо, после все равно будет хорошо».
Ну и конечно, постарайтесь хоть немного, хоть урывками, но все же побывать на богослужениях этой удивительной недели. Каждое из них исполнено глубокого смысла, каждое из них приближает к Господу, в пребывании с Которым, а не в количестве покрашенных яиц, и измеряется в конечном счете радость предпасхальных и пасхальных дней. Не нужно думать, что все это для малыша еще непонятно и «не по возрасту». Все, что читается и поется в храме в эти дни, настолько выпукло, почти осязаемо, что не хватает лишь эффектов 5D – жаркого ветра в лицо и песка под ногами – чтобы оказаться в Иерусалиме две тысячи лет тому назад. С вечера Великого Четверга посреди храма возвышается Крест на Голгофе, и огонек от лампадок у этого Креста отправляется к нам домой, освящает наше жилище, каждую минуту напоминает нам, что и ее мы должны посвятить не житейскому попечению, пусть и благочестивому, а пребыванию мыслями с Распятым и Погребенным Богом. Начиная с вечерни Страстной Пятницы посреди храма располагается Плащаница – образ пребывающего во Гробе Господа, и никогда так ясно – да простят меня поборники чистоты богословской мысли! – не ощущается присутствие Бога в православном храме, как в день Великой Субботы, ведь перед нашими глазами – Сам Спаситель, так мирно спящий в Своем Гробу, что хочется попросить: «Пойте тише, не мешайте Ему спать, Он ведь так устал». К этому богослужению освящение пасхальных угощений хоть и приятный, но все же довесок.
Однако в ожидании Радости не будем отступать от сложившейся традиции и продолжим насыщать наши будни креативом.
Лабораторный практикум Понедельника
Хотя это и не соответствует уставным чтениям Великого Понедельника, предлагаю уделить достойное внимание ветхозаветным отрывкам, читаемым в храме всю неделю, а особенно – в Великую Субботу. Дело в том, что переход от образа к образу, органично происходящий на богослужении, может перегрузить воображение малыша, особенно в сочетании с недавним пребыванием у Голгофы.
Прочитайте паремии Великой Субботы вместе с ребенком заранее, в начале Страстной недели, нарисуйте переход через Чермное море, пророка Иону, проглоченного китом, трех отроков, стоящих в огне. И ничего, что малыш воспримет эти рассказы так же, как обычную сказку, ведь для него сказка всегда – не вымысел, а чистая правда.
Две смоковницы
Притча о бесплодной смоковнице, читаемая в церкви во второй день Страстной недели, прекрасно ляжет на детское восприятие. Проиллюстрируем ее следующим образом. Нарисуем два одинаковых дерева. Крону удобно раскрасить кусочком поролона (например, отрезанным от старой губки для мытья посуды). Обмакните его в гуашь и предоставьте малышу раскрасить деревья.
На одно из них, по выбору ребенка, будем приклеивать пластилиновые плоды – смоквы (объясните малышу, что смоквы – это инжир, можете на досуге даже попробовать сушеные плоды инжира, это вкусно и полезно!). Когда работа будет закончена, спросим у ребенка, какое дерево принесло плоды, а какое – нужно срубить, раз оно ничего не принесло. Отрежем указанное дерево.
Отметим, что плоды – это добрые качества – честность, доброта, дружелюбие - и добрые поступки.
Дайте маме пять минут!
Давайте опустим руководства к приготовлению пасхальных брашен, которые уже описаны гораздо лучше, чем может предложить автор данной публикации. Посмотрим, что еще нужно успеть в четвертый день Страстной недели. Великий Четверг – традиционно день всевозможных приготовлений к Празднику, в том числе и день предпраздничной уборки. Не переносите ее на субботу, рассчитывая на помощь родных. В Великую Субботу мы буквально обязаны (по уставу) отдыхать, ожидая встретить Воскресшего Бога.
Давайте попробуем сделать уборку вместе с малышом! Чем нам может помочь кроха?
1. Утилизировать остатки красок для яиц. Вооружите чадо остатками растворенных красителей для яиц, пипеткой и белыми плотными листами бумаги. Красители удобно перелить в формочки для льда или какие-либо другие неглубокие и небольшие емкости. Предложите малышу набирать пипеткой краситель одного цвета и на бумаге смешивать его с другим. Объясните, что некоторые краски в сочетании могут давать новый цвет. На ткани краски будут растекаться совсем по-другому. Можно раскрасить белую ткань – например, кусочек старой простыни, из которой впоследствии сделать ширму для домашнего кукольного театра.
2. Помыть собственные игрушки. Для этого понадобится тазик с водой и решимость мамы убрать за своим малышом, когда помывка игрушек будет завершена. Поверьте, то время для спокойной уборки и те счастливые детские глаза, которые вы в результате получите, компенсируют все. Итак, необходимый реквизит: тазик с водой, губки и щетки, пена для ванны, любые, кроме мягких, игрушки. Малыш может устроиться в ванной, если ее габариты позволяют. Но можно расстелить посреди комнаты клеенку. Желаю только, чтобы все содержимое тазика не оказалось на полу. Чтобы предотвратить наводнение, наберите в тазик минимальное количество воды.
3. Разобрать ящики комода – вытащить оттуда все вещи. В лучшем случае еще и сложить обратно. В худшем – вам самим придется их сложить. Но ведь вы давно собирались навести порядок в этом ящике, и надо было только начать. Спасибо малышу!
4. Рассортировать все, что угодно: от грязного белья в корзине до книжек на полке.
Уже по четырем имеющимся пунктам вы можете выкроить для уборки не меньше 30-40 минут. Но этот список далеко не полный. Думаю, что в процессе совместной уборки найдется еще немало разнообразных и интересных занятий для вашего чада.
Постарайтесь лишь к вечеру закончить свои попечения. Страшно в Великую Пятницу оказаться на периферии того, что будет происходить в храме.
Голгофа
Эту идею подсказала одна из участвовавших в подготовке сегодняшнего материала мам. Возьмите стаканчик от йогурта или любой другой невысокий пластмассовый стаканчик, немного соленого теста, горсть чечевицы или фасоли, заранее подготовьте крестик из связанных веточек.
Облепите тестом крестик. Облепив тестом стаканчик, предложите малышу вдавить в тесто чечевицу. Вставьте крестик в дырочку в дне стаканчика, залепите тестом. Чуть подсохший крест можно раскрасить гуашью.
«Пасха, двери райския нам отверзающая…»
Нарисуйте рай. Объясните ребенку, что рай – это самое лучшее место на свете. Пусть в раю, который вы нарисуете, будет то, что больше всего любит ребенок. Наш «рай», например, не смог обойтись без дельфинов.
Теперь сделайте вторую часть композиции: дверь в рай, на которой нарисован Крест. Вырежьте дверь с трех сторон. На двери изобразите Крест.
Теперь приклейте райскую дверь, ключ к которой – Крест Христов. Объясните малышу, что раньше ни один человек не мог попасть в этот чудесный рай, а теперь, благодаря Спасителю и Его Крестной смерти, туда может войти каждый человек – если примет на себя этот Крест (для малыша пока будет достаточно и нательного крестика, который он носит на себе).
Чем заняться в Великую Субботу?
Суббота пусть так и останется днем покоя. Все очень устали за Пост и Страстные дни. Отдохните. Вы хорошо поработали. Не стоит в этот день загружаться и загружать свое не менее уставшее чадо развивающими занятиями. Просто будьте вместе, читайте Священное Писание, слушайте и пойте песни, например, такие:
Исполнитель - Андрей Байкалец
Страстная неделя, необычайно напряженная, пролетает незаметно, вот уже на пороге – Праздников Праздник. Мы с коллегой по творческим занятиям поздравляем вас с этими удивительными днями, к которым мы шли день за днем вместе! В заключительном материале нашего цикла, который выйдет в Великую Субботу, мы поговорим о том, чем можно заняться с малышом в дни Светлой седмицы, которые, к сожалению, для многих из нас – будние.
До встречи!
По материалам сайта www.taday.ru