100 КНИГ ДЛЯ ШКОЛЬНИКА: МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
30 января 2012 года
В своей статье «Россия: национальный вопрос» Владимир Путин, в частности, отметил, что следует повысить роль в образовании таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история.
«В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведем опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы. Не вызубрить в школе, а именно самостоятельно прочитать. И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или по крайней мере дадим молодым людям возможность проявить свои знания и свое мировоззрение на олимпиадах и конкурсах», - говорится в статье.
Отметим, что в последние годы тенденция была скорее обратная: роль русского языка и русской литературы в школе падала, а сочинение уходило из экзаменационной практики: по-видимому, умение внятно, связно и грамотно изъясняться кому-то показалось лишним для выпускника и абитуриента.
«Как вы относитесь к предложению Владимира Путина сформировать «культурный канон» из 100 обязательных к прочтению книг? Реалистично ли оно? Какие книги, на ваш взгляд, туда непременно должны войти?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.
В опросе читателей портала Superjob.ru первая пятерка названных произведений выглядит так: 1. «Война и мир» Толстого; 2. «Мастер и Маргарита» Булгакова; 3. «Преступление и наказание» Достоевского; 4. «Евгений Онегин» Пушкина; 5. «Тихий Дон» Шолохова.
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты протоиерей Всеволод Чаплин рад, что эти слова прозвучали.
«Причем они давно должны были прозвучать. Что в школе снижался объем преподавания русского языка, истории и особенно литературы, - это очень плохо. Теперь важно, чтобы эти слова Путина воплотились в конкретные указания в адрес Минобрнауки - а если нужно, то и в законодательные изменения. Боюсь, правда, что недостаточно поменять образовательные стандарты и программы», - сказал он.
«Прагматически полезные знания и навыки, конечно, нужны. Но при отсутствии правильной связи с духовной культурой народа, непонимании истинных целей жизни человек может употребить все эти навыки и знания во вред своему народу и своим ближним, а, значит, и во вред себе», - отметил протоиерей.
«Реализовать прозвучавшие предложения вполне возможно. Была бы воля. База для преподавания русского языка, истории и литературы у нас все еще мощная, хотя ее и пытались разрушить. Ее можно восстановить быстро и эффективно», - считает отец Всеволод.
«Я бы назвал немало книг, которые, по моему мнению, должны входить в школьную программу. Среди них я бы выделил «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона; сборник житий русских святых (в том числе в варианте, адаптированном для инаковерующих и неверующих людей, чтобы была возможность выбора); «Капитанскую дочку» Пушкина, которую Святейший Патриарх назвал одним из самых христианских произведений русской литературы. Кроме того - «Бесы» Достоевского, поэзия Тютчева, Карамзина, Державина, тех же Пушкина и Лермонтова, «Собачье сердце» Булгакова, публицистика Достоевского и Солженицына… Список может быть очень длинным», - заключил он.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, согласился, что в данном случае Америка подает хороший пример.
«Мне кажется, это интересное предложение», - сказал он.
«Книг можно назвать очень много, так что список надо обдумать как следует. Прежде всего, это, конечно, русская классика – это фундамент. Но и в ХХ веке много всего интересного: такие знаковые вещи, как «Мастер и Маргарита», например; «В окопах Сталинграда» В.Некрасова, безусловно; Солженицын: что-то из «Красного колеса» и «Один день Ивана Денисовича»… А вот одолеют ли подростки «Архипелаг ГУЛАГ» даже в адаптированном для школы виде – это вопрос», - сказал протоиерей.
«Другое дело, что эта мера может восприниматься как носящая уже некий музейный характер. Ведь жизнь современной молодежи протекает уже совсем в других реалиях. Это реалии интернета, свободного доступа к любой информации, часто агрессивного характера, угрожающей сознанию молодых людей. Предложение высказано, конечно, хорошее, но важно, чтобы оно было адекватно воспринято, чтобы молодые люди поняли, что им это нужно не для галочки. Тогда будут и положительные результаты», - считает отец Борис.
«Понятно, что сейчас это предложение вызвано во многом политической конъюнктурой и не учитывает всей сложности культурного и социального контекста. Чтобы оно реализовалось, требуется, конечно, очень серьезная и кропотливая работа», - заключил он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, самое идею «культурного канона» одобрил.
«Что на эти важнейшие для развития личности предметы наконец-то обратили внимание, - момент, безусловно, положительный. Сама идея мне очень нравится. Важно только избежать навязывания и не опуститься до профанации», - сказал он.
«Дело, конечно, не в числе книг, а в качестве. Это действительно должны быть образцы высочайшей культуры. Но важно, чтобы люди сами тянулись к этим образцам. Это должно быть и в семье, и в школе. Это должно прививаться с самого юного возраста, чтобы человек постоянно ощущал, что он находится в культурной среде, чтобы естественное стремление к культуре могло реализоваться», - отметил протоиерей.
«Понятно, что это задание по «внеклассному чтению» может растянуться на всю жизнь. Что-то будет нормально восприниматься и в юном возрасте (может быть даже в адаптированном виде), а что-то – только в зрелом. Самое главное, чтобы это было органично, чтобы у человека не пропадал к этому интерес», - добавил он.
«Выбор авторов и произведений, конечно, будет субъективным. Но хрестоматийная классика и так всем хорошо известна. Это, в первую очередь, наш «Золотой век». Но хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось и древнерусской литературе (это должна быть именно хрестоматия), и литературе XVIII века. Обязательно должны быть и Бунин, и Лесков. Отдельный и очень сложный вопрос – культура и литература ХХ столетия. Здесь важно не «переборщить», иначе живой интерес может смениться резким неприятием. Это, кстати, относится и к религиозной литературе», - заключил отец Александр.
Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, назвал мысль Путина «в принципе верной».
«История и литература - это базовые предметы, которым особенно сейчас нужно уделять как можно больше внимания. Совсем необязательно, что это будет список именно из 100 книг. Важно, чтобы это были книги, формирующие внутреннюю культуру и мировоззрение человека», - сказал он.
«На первое место я бы поставил Священное Писание. Из своих любимых книг, которые я бы также рекомендовал прочитать каждому, назову творения русских духовных писателей: святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Тихона Задонского. Кроме того, наша русская классика во главе с Пушкиным. Я бы обязательно внес и любимую мною историческую прозу И.И. Лажечникова, - например, «Ледяной дом». Это писатель, стоящий на христианских позициях, что очень важно. К сожалению, многие русские писатели, придерживающиеся христианских взглядов, не входят в канон, сформированный еще при советской власти. Эту ошибку нужно исправлять», - считает отец Сергий.
«В числе обязательных для чтения я вижу «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. К сожалению, до сих пор за рамками школьной программы остаются многие замечательные русские писатели ХХ века. Очень рекомендую произведения атамана П.Н. Краснова, чьи книги учат любить Родину. Необходимо знать и изучать русскую религиозную философию. Но в этот список я бы не постеснялся включить и классические произведения западной литературы», - добавил игумен.
«Безусловно, нужно поднимать уровень культуры и образования, причем не только у подрастающего поколения. Чему хорошему научат своих детей малокультурные и необразованные родители?» - заключил он.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Калитниках, напротив, считает, что никакого канона не нужно.
«Получится очередной рейтинг типа «100 лучших фильмов», - скептически сказал он.
«Есть школьная программа. А хорошие книги нужно читать постоянно, и это должно поощряться. Хороших книг очень много, но самые важные человек выберет для себя сам. Вот Библию, например, можно читать всю жизнь и постоянно находить в ней новые глубины и смыслы», - заявил священник.
«Просто должны быть нормальные условия для образования. И государство не должно на этом экономить. Собственно школа и должна выпускать из своих стен человека образованного и культурного, способного к духовному и интеллектуальному развитию. Но для этого качество образования должно быть на достаточно высоком уровне, а культурные и интеллектуальные ценности должны быть доступны. Например, сейчас, по-моему, большой дефицит качественной научно-популярной литературы», - сказал отец Александр.
«Безусловно, у каждого должна быть возможность читать и изучать Библию и вообще религиозную литературу. Может быть, это нужно закрепить и законодательно. Но составлять какой-то список обязательной литературы и, тем более, заставлять читать эти книги занятие, по-моему, бессмысленное и бесполезное. Гораздо важнее привить человеку вкус к чтению и размышлению над прочитанным», - заключил он.
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана Валиулла-хазрат Якупов согласен с инициативой Владимира Путина: «Безусловно, мы поддержим все, что будет способствовать развитию образования».
«Раньше мы гордились тем, что наша страна – самая читающая в мире. Но сегодня мы теряем этот статус, что вызывает у всех беспокойство. Разумеется, надо стремиться к увеличению культурного образования нашей молодежи. Молодое поколение просто обязано познакомиться с самыми лучшими образцами мировой классической литературы», - говорит он.
«Мы как мусульмане хотели бы включить в «золотую сотню» классические произведения литературы Востока, начиная с Корана. Поэты татарского народа и народов Кавказа известны всему миру», - заявил Валиулла-хазрат.
«Вообще необходимо провести широкое обсуждение, поскольку страна у нас многонациональная и многоконфессиональная, - именно своеобразный перекресток культур и религий породил такое количество литературных шедевров, признанных во всем мире. Думаю, список можно и расширить, главное, чтобы эти произведения помогали понять нашу великую культуру», - подытожил Валиулла-хазрат.
Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов посетовал, что Владимир Путин немного запоздал со своими предложениями: «Я говорил уже не раз: мы потеряли статус самой читающей страны в мире».
«Библиотеки раньше были полны – прежде всего школьниками и студентами, а сегодня все заменили интернет и компьютер, которые упрощают жизнь настолько, что молодежь растет безграмотной. Министерство образования постоянно принимает какие-то новые стандарты, но дети от этого только хуже развиваются. Никакие ЕГЭ не позволят научить детей правильно излагать свои мысли. Необходимо вернуть сочинения в качестве экзаменов», - говорит имам.
«Кстати, я категорически против перехода на электронные книги. Живая книга дает гораздо больше пользы в осмыслении жизни, познании культуры – уже тем, что она обязывает к аккуратному обращению с ней», - добавил он.
«Думаю, в сотню лучших книг в первую очередь должны войти произведения русских классиков, поскольку формировать мировоззрение могут только произведения, проповедующие истинные духовно-нравственные ценности. И все эти произведения мы с вами прекрасно знаем со времен советской системы образования. Необходимо теперь вернуть эти знания нашим детям», - заключил Ришат-хазрат.
Фатых-хазрат Гарифуллин, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России, считает предложение Владимира Путина крайне своевременным: «Дети сегодня практически ничего не читают, а ведь именно школьные и студенческие годы – время, когда надо впитывать знания, как губка: после этого не позволит сделать семья и работа».
«Мы должны сохранить статус самой читающей страны, людей надо поощрять к чтению. Молодые люди сегодня сидят за компьютерами, убивая большую часть времени на всякую ерунду. Они еще не понимают в силу возраста, что именно чтение классиков позволяет сформировать свое представление о жизни, а то и определить дальнейшую судьбу, - говорит он. – В качестве яркого примера расскажу о своем отце, который в 30-е годы прошлого века попал в число «врагов народа», т.к. был сыном «кулака». Но отец был очень грамотным, работал директором школы. Так вот он поехал в Москву и добился встречи с Надеждой Крупской. Она была восхищена образованностью и эрудицией моего отца, благодаря чему его восстановили в правах и в должности. А Крупская в резолюции написала, что таких людей надо оберегать, поскольку страна крайне нуждается в образованных людях».
«Безусловно, в сотню лучших книг должны войти «Война и мир» Льва Толстого, «Евгений Онегин» Пушкина. Обязательно должны быть зарубежные классики, к примеру, Оноре де Бальзак, Джек Лондон. Думаю, не составит труда составить список обязательной к прочтению литературы. Мы прекрасно знаем, какие произведения себя зарекомендовали не только в российском, но и мировом масштабе», - подытожил Фатых-хазрат.
Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ, считает, что все перечисленные предметы у нас и так преподавались всегда хорошо, поэтому изобретать тут ничего не придется.
«Есть у нас и списки литературы обязательные к прочтению. Другое дело, что в последние годы эти предметы стали «выдавливать» из школьной и университетской программы. Поэтому молодое поколение не может сегодня похвалиться таким же знаниями, какие получали их ровесники, скажем, 20 лет назад», - говорит он.
«В программе русской литературы всегда обязательным к прочтению были наши классики: Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Достоевский и другие. Только из них легко можно набрать сто произведений. И я не вижу в предложении премьер-министра особой новизны. По сути, это ни к чему не обязывающие слова, которые можно расценить как призыв к тому, чтобы вернуть прежнюю систему образования», - заключил Виктор Петрович.
Всероссийского православного общества, доктор исторических наук, профессор Светлана Зубанова удивилась, что Владимир Путин только сегодня озаботился проблемой образования.
«Именно в период его руководства страной произошла полная деградация системы образования. Еще недавно обсуждался проект, в котором одним из главных школьных предметов являлась физкультура, а не русская литература. И тогда Владимир Путин никак не комментировал происходящее. А теперь перед выборами он решил поговорить «на злобу дня». И это, честно говоря, не очень приятно», - с сожалением говорит она.
«Что касается совершенствования образования, то я обеими руками «за», потому что грамотность и общий интеллектуальный уровень упали ниже некуда, наша молодежь абсолютно не знает своей истории и культуры. Но не надо принимать скоропалительных решений. На протяжении десяти лет рушилась наша система образования, восстановить ее за два месяца до выборов нереально», - убеждена Светлана Геннадьевна.
«Разумеется, надо сделать так, чтобы русский язык и литература были широко представлены в образовательной программе. Что касается сотни произведений, то я бы внесла в нее всю ту классику, которая была в списке учебной литературы 70-80-х годов прошлого века. Без полного собрания сочинений Пушкина, Достоевского, Толстого русская литература не может быть литературой. Сейчас все сокращено до минимума: на изучение «Войны и мира» отводится всего три урока, разве это нормально? И еще я бы не стала загружать детей новой литературой. Например, я бы не рекомендовала изучать произведения Солженицына в большом объеме. Только после освоения классики можно предлагать современную литературу», - подытожила она.
По материалам сайта www.regions.ru