Третью версию законопроекта об образовании планируется внести в Правительство России
30 декабря 2011 года
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" планируется в ближайшее время внести в Правительство России. Ожидается, что текст проекта может быть внесён на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации в весеннюю сессию.
"Идея нового закона об образовании обсуждается уже довольно давно. Проделана огромная работа. Но невозможно всю жизнь обсуждать законопроект, на каком-то этапе мы должны остановиться, принять на себя ответственность и соответствующий документ передать законодателю и, после обсуждения и принятия закона, начать его реализовывать", - отметил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко на заседании коллегии Министерства 27 декабря 2011 года.
По словам Министра, закон имеет огромное общественное значение и именно поэтому он должен приниматься при достаточно серьёзном общественном согласии. "Вряд ли кто-то скажет, что по этому закону не было возможности высказать точку зрения. Многие пожелания были учтены", - подчеркнул А.Фурсенко.
Первая рабочая версия законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" была размещена в мае 2010 года на официальном сайте Минобрнауки России и вызвала большой интерес как у профессионального сообщества, так и у обычных граждан, которые представили значительное число замечаний и предложений к тексту. Большое количество предложений поступило также по результатам слушаний в Государственной Думе, Совете Федерации и Общественной палате Российской Федерации.
На основании представленных замечаний и предложений законопроект был доработан и по поручению Президента России размещён 1 декабря 2010 года на специальном сайте в сети Интернет zakonoproekt2010.ru. На сайт поступило более 10 000 замечаний и предложений к тексту законопроекта; для их рассмотрения была создана комиссия, которую возглавил советник Президента России В.Яковлев.
Третья доработанная версия законопроекта была размещена 15 июля 2011 года на сайте Министерства, обсуждалась на региональных педагогических совещаниях, кроме того, граждане могли принять участие в непосредственной доработке и редактировании текста текущей редакции законопроекта на сайте edu.crowdexpert.ru.
"Надо принять такой закон, который, с одной стороны, обеспечивал бы реализацию Конституции, а с другой стороны, не отрывался бы от реальной действительности и был бы реально обеспечен имеющимися в обществе ресурсами", - подчеркнул Вениамин Яковлев. Он отметил, что "к работе над данным законопроектом удалось привлечь лучшие силы нашего общества", обсуждение было в целом профессиональным и конструктивным. "Мы достигли такого уровня обсуждения, когда можно завершать, ставить точку, дабы не испортить тот текст, который получился на сегодняшний день", - подчеркнул В.Яковлев.
По оценке члена Общественной палаты Ефима Рачевского, "нынешнее образовательное законодательство напоминает криптограмму", очень трудно для восприятия, а текст последней редакции законопроекта "простой и понятный, и нужно это сохранить". Е.Рачевский особо подчеркнул важность поддержки в законопроекте дошкольной ступени образования, от качества которого во многом зависят результаты в средней школе.
Директор Департамента правового обеспечения деятельности Министерства Марина Лукашевич отметила, что "на данный момент уже 46 субъектов Российской Федерации согласовали текст законопроекта в третьей редакции, 34 субъекта в целом поддержали законопроект, при этом представили свои предложения по его доработке". Также М.Лукашевич сообщила, что "со всеми федеральными органами исполнительной власти, представившими свои замечания, были проведены согласительные совещания по законопроекту, по результатам которых большинство разногласий были урегулированы".
Подготовка проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" осуществляется во исполнение Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года. Концепция и техническое задание на разработку законопроекта были утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 1 июня 2009 г. Комиссией была создана рабочая группа по подготовке законопроекта и утверждён её состав. В состав рабочей группы вошли представители большинства федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, научного, педагогического, ректорского сообщества, работодателей.
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" разработан в целях совершенствования законодательства в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Принятый в 1992 году базовый законодательный акт системы образования - Закон Российской Федерации "Об образовании" в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования. В последние годы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением. Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс.
Законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закреплённые действующим законодательством об образовании и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования, и др.).
Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в законопроекте уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, обеспечивающих возможность как инклюзивного, так и интегрированного образования. Также с учётом предложений федеральных органов исполнительной власти законопроектом регулируются вопросы реализации образовательных программ в отдельных сферах (например, в сферах обороны и безопасности, медицины и фармацевтики, спорта, искусства и культуры).
Законопроект направлен на:
- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования, расширение образовательных возможностей граждан;
- комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования;
- обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и её законодательных основ.
По материалам сайта mon.gov.ru