Митрополит Владимир: «Святитель Николай соделался любимым святым русского народа»
19 декабря 2011 года
19 декабря отмечается память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай ‒ один из самых почитаемых на Руси святых, практически во всех храмах Русской Православной Церкви в этот день совершаются праздничные богослужения, и особенно торжественные ‒ в храмах, освященных в честь этого угодника Божия.
В Омске таковыми являются Свято-Никольский Казачий собор, Свято-Никольский собор на ул. Труда и Свято-Николо-Игнатьевский храм. Никольский придел имеется в Успенском кафедральном соборе. Множество паломников сегодня принимает Свято-Никольский мужской монастырь с. Большекулачье, как и монастырь в Саргатке. Также в ряде приходских храмов в разных уголках Омской области на Николин день приходится престольный праздник. Сибирское казачество отмечает свой Войсковой праздник и чествует святителя Николая как своего небесного покровителя и заступника.
Предлагаем Вашему вниманию Слово на праздник митрополита Омского и Тарского Владимира.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Великий угодник Божий, святитель Николай просиял святостью и прославился чудесами в далеких Мирах Ликийских, в краю, овеваемом теплым морским ветром, где зимой созревают фрукты и зеленеет трава. А на российских просторах в тот декабрьский день, когда мы празднуем память святителя Николая, обычно лежит глубокий снег, воет вьюга и трещит мороз. Почему же нет в Русской Церкви ни одного храма, где не было бы особо чтимой иконы святого Николая, нет ни одной благочестивой семьи, не хранящей в домашней божнице образ Чудотворца Мирликийского? Какими таинственными путями соделался Святитель Николай, грек малоазиатского происхождения, любимым святым русского народа?
Из жития святителя Николая мы знаем, как часто спасал он попавших в беду скитальцев, как милостив был к узникам. И вот с высот Небесного Царства взглянул милосердный угодник Божий на Русь, увидел, какие долгие мучительные скитания предстоят русским людям, какие страшные узы придется им перенести – и сжалился над русским народом, ступил на Землю Русскую, принявшую христианство, и обошел ее от края до края.
Первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя святителя Николая. Не довелось Николаю-Аскольду просветить светом Христовым свое Отечество – князь погиб от коварной измены. Через десять веков после него падет жертвой предательства и носивший то же имя последний российский самодержец, благочестивый император Николай II. Над могилой Аскольда равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Свято-Никольский храм. А через недолгое время в другой церкви, посвященной святителю Николаю, в городе Корсуни (нынешний Севастополь) был крещен великий просветитель русского народа, святой равноапостольный князь Владимир, внук святой княгини Ольги. Так еще у колыбели Русской Церкви стоял Чудотворец Мирликийский, святитель Николай.
Чувствуя в Святителе Николае могучего Небесного покровителя, молодая Русская Церковь потянулась к нему. И если во время земного жития святитель Николай, торопясь, бежал туда, где мог защитить невинных и облегчить участь страдающих, то уже из Горнего Царства на легких благодатных крыльях летел он к ждущим его заступления. Мирликийский чудотворец оберегал русские города и села от бедствий и нашествий. Так было с городом Можайском: в память явленного там чуда на знаменитой Можайской иконе святитель Николай изображен держащим в одной руке охраняющий меч, а на ладони другой – спасенный им город со всеми его башнями и домами.
А скольких скитальцев сохранил милосердный святитель от дорожных невзгод. Стоило застигнутым бураном странникам взмолиться к святителю Николаю об избавлении – и над снежными заносами появлялась фигура светлого старца в архиерейском облачении, указывавшего верный путь. Стоило погибающим в бурных волнах мореходам помянуть Николу-угодника – и по водам спешил к ним святитель Николай, утихомиривая разбушевавшуюся стихию. В свое время Мирликийский архипастырь немало постранствовал по морям, потому особенно заботился о моряках и рыбаках, и русский народ дал ему ласковое прозвище «Никола Мокрый». Своим покровителем считали его и ремесленники – так, московская кузнечная слобода воздвигла церковь Николы в Кузнецах, ныне в этом храме один из лучших приходов первопрестольного града.
Чудотворец Николай был первым святым, о котором узнавали русские дети, он становился их защитником и хранителем. К числу самых известных чудес святителя Николая принадлежит случай, когда он воскресил утонувшего ребенка и положил его перед своим образом на хорах киевского Софийского собора. В Ташкентской епархии уже в новейшее время им было явлено умилительное чудо – в городе Бишкеке упавшего с балкона третьего этажа мальчика подхватил на руки «дедушка с иконы» ‒ святитель Николай.
Всенародная любовь к великому Святителю нашла отражение в установлениях Русской Православной Церкви. Воспоминание о нем вошло в состав недельного богослужебного круга, каждый четверг наша Церковь особо прославляет память святителя Николая. Когда мощи Мирликийского чудотворца были перенесены в итальянский город Бари (Бар-град), памяти об этом дне не сделала своим праздником ни одна Поместная Церковь, кроме Российской.
Во времена римских гонений неколебимый исповедник Имени Христова, святитель Николай претерпел заключение в темнице, и там явился он мудрым утешителем своих братьев по узам. С тех пор он ободряет и дарует надежду людям, томящимся в неволе. Издревле в России узники острогов и каторг ставили свечи, возносили молитвы пред образом святителя Николая.
В большевицких лагерях не было ни икон, ни свечей, но сколько заключенных там полегло в безымянные могилы, храня на груди маленькие образки Чудотворца Николая, с надеждой на воскресение в блаженной вечности.
Святая Церковь именует великого Мирликийского архипастыря образом кротости. Да, истинный последователь и подражатель Христа Спасителя, Святитель Николай, подобно Божественному Учителю, был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 26).
Если нам с вами и доведется сделать какое-то доброе дело, то мы обязательно похвастаемся этим или уж, по меньшей мере, погордимся в сердце своем. Не таков был угодник Божий святитель Николай. Вот, со страниц его жития перед нами предстает фигура какого-то человека, который крадется по ночному городу, осторожно оглядываясь. Наверное, это вор, злоумышленник, заговорщик, боящийся расплаты за преступления? Нет, это святой Николай только что бросил деньги в окно дома бедняка и теперь страшится, как бы об этом не узнали. Как другие бегают от чумной заразы, так бежал угодник Божий от мирской славы и чести. Раздав свое богатое наследство нуждающимся, становясь все более известным своим воздержанием и благочестием, он скрылся из родных мест от этой известности. В Миры Ликийские, где никто его не знал, святой Николай пришел как бесприютный нищий. Так, в смиренных лохмотьях нищеты вошел он в Мирликийскую церковь, но вышел из храма в архиепископском облачении, повинуясь непреложной воле возвеличивающего его Господа.
Приняв церковную власть над Ликийской митрополией, святитель Николай остался так же скромен и тих, кроток и смиренномудр. С готовностью он прощал и миловал, терпеливо увещевал грешников, любовно наставлял паству. Уста его, изливавшие благодатную проповедь слова Божия, житие называет медоточивыми.
Однако мягкость образа кротости в святой душе Мирликийского архипастыря сочеталась с незыблемой твердостью правила веры. И на Никейском Соборе, когда святитель Николай противостал еретику Арию, в его речах был уже не мед увещевания, но огонь праведного гнева. Так велико было его негодование, что святитель Николай даже ударил совратителя Христова стада по щеке. Поступок этот показался участникам Собора столь диким, что они решили лишить Мирликийского Святителя архиерейства. Но в ту же ночь многим епископам было видение: Христос Спаситель и Матерь Божия возлагают на святителя Николая омофор – и все поняли, что гнев его был священным.
Мы знаем, что святитель Николай миловал своих врагов, ходатайствовал перед Господом о прощении даже тех, кто замышлял убийство невинных. Почему же так непримирим был кроткий архипастырь к Арию – человеку, известному чистотой своей жизни, остротой ума, и виновному «только» в том, что имел «особое мнение» о христианстве и распространял его?
Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать... бойтесь того, кто... может ввергнуть в геенну... того бойтесь (Лк. 12, 4–5), – говорит Господь наш Иисус Христос. Раскольники и еретики, разрушая единство Церкви, тем самым посягают на Пречистое Тело Спасителя, пытаясь растерзать Его на куски. Подобно древним богоубийцам-фарисеям, они длят и длят страдания распятого за нас Сына Человеческого, обрекая аду множество искупленных Им душ. Тонкая отрава лжеучений опаснее грубых приманок порока, ибо она может соблазнить и увлечь в вечную пагубу даже тех, кто взыскует истины и праведности.
Находящийся в прелести высокоумия Арий был не просто грешником, еще способным к покаянию. Возгордившись своими талантами, он превратился в слепое орудие диавола. Вот почему столь пламенно восстал на него святитель Николай – так мужественный пастырь защищает свое стадо от кровожадного волка.
А разве ныне в наших городах и селениях не явились во множестве новейшие арии и нестории, еретики, раскольники и сектанты? Повсюду – в клубах и на стадионах, в домах и на улицах заражают эти волки в овечьих шкурах ядом лжеучений нашу паству, совращают с пути спасения наших братьев и сестер, а что же мы? Конечно, и речи нет о том, чтобы раздавать пощечины – чтобы иметь право на подобное деяние, надо обладать святостью Мирликийского подвижника, а мы слабы и обременены грехами.
Но для чего доверено нам слово Божие, зачем вверены устои Святой Церкви Православной? Как далеко нам до пламенной ревности по Бозе, явленной святителем Николаем, как равнодушны мы, осмеливающиеся называть себя христианами, к сокровищу веры и душам наших ближних. Нам «недосуг» углубиться в изучение Священного Писания, без чего невозможна полемика с еретиками. Нам «некогда» познакомиться с противосектантской духовной литературой. Нам лень разомкнуть уста для проповеди слова Божия, и оттого место православного учения в людских умах занимают его протестантские суррогаты. Не к нам ли относится грозное предостережение Божие: как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 16)? Да вразумит нас Господь, да ниспошлет нам хоть толику той огненной ревности и каменной крепости, с какими отстаивал веру Христову святитель Николай Мирликийский!
Дорогие во Христе братья и сестры!
В душе святителя Николая, как в чистейшем зеркале, отразились все христианские добродетели. В земном житии он был щедрым благотворителем и мужественным исповедником, молитвенником и постником, опорой слабых и защитником обиженных, любвеобильным многознающим наставником. Та величавая простота, с которой проходил земной путь святитель Николай, является вдохновляющим примером для всего рода христианского.
В далеком итальянском городе Бари покоятся мощи святителя Николая, чудотворца Мирликийского. Вот уже более шестнадцати веков источают святые его останки благоуханное миро. И после окончания земного своего странствия продолжает святитель Николай посрамлять тех суемудров, которые искажают догматы веры, отрицают чудеса Господни, отвергают почитание святых угодников Божиих. А для верных последователей Господа нашего Иисуса Христа это непрекращающееся чудо мироточения – знак неоскудевающей благодати Божией, готовой излиться на каждого, прибегающего ко Спасителю с верой и надеждой.
Возблагодарим же Господа за то, что сподобил нас называться чадами Невесты Христовой, Церкви Православной, находящейся под Покровом Пречистой Богородицы и покровительством святых угодников Божиих. И ныне, в день памяти одного из славнейших подвижников Господних, святителя Николая Мирликийского, обратимся к нему с теплым прошением: О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех, с верою притекающих к твоему заступлению, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков, губящих е; огради и сохрани нас святыми твоими молитвами. Аминь.
Из книги «Слова в дни памяти особо чтимых святых» (М., 1997-1999)
Публикуется в сокращении
По материалам сайта www.omsk-eparhiya.ru