В Смоленской духовной семинарии прошел семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на

12 ноября 2011

8-9 ноября 2011 года в Смоленской православной духовной семинарии под председательством главы Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения состоялся семинар «Методическое обеспечение учебного процесса духовных школ в условиях перехода на новые образовательные стандарты».

Цель семинара — оказание консультативной и методической помощи в процессе лицензирования и аккредитации семинарий и в условиях перехода на государственный образовательный стандарт «Теология» второго и третьего поколения.

В работе семинара приняли участие представители практически всех духовных школ России.

Первый день работы открыл доклад заместителя председателя Учебного комитета священника Михаила Вахрушева «Порядок и документационное сопровождение процесса лицензирования духовных учебных заведений». В выступлении были приведены статистические данные о состоянии процесса лицензирования духовных школ на современном этапе. Прозвучали рекомендации относительно поэтапной схемы лицензирования учебных заведений, а также даны разъяснения относительно оформления документов, необходимых для лицензирования образовательной деятельности.

Выступление проректора по учебной работе Смоленской семинарии О.Г. Ребизова было посвящено планированию учебного процесса в духовной семинарии в рамках образовательных стандартов второго и третьего поколения. Докладчик ознакомил присутствующих с особенностями стандарта «Теология» второго и третьего поколения, с учебным планом семинарии, составленным в соответствии с данными стандартами. Также был рассмотрен вопрос об организации режима учебной деятельности семинарии в соответствии с требованиями учебного плана, лицензионными и аккредитационными требованиями.

Руководитель учебно-методического отдела Смоленской семинарии Л.Н. Урбанович рассказала об организации деятельности отдела в связи с подготовкой к аккредитации и о приведении нормативной учебно-методической базы в соответствие с требованиями Госстандарта. Л.Н. Урбанович подробно остановилась на принципах разработки и содержании рабочих программ в соответствии с новыми требованиями стандарта. Особое внимание было уделено семинарским и практическим занятиям, количество которых в рамках третьего стандарта возрастает до 60 % от аудиторной нагрузки, и существенному повышению в целом требований к современным формам обучения в вузе. Для учебного заведения, реализующего программу высшего профессионального образования, важной составляющей является управляемая и контролируемая самостоятельная работа студентов. Были подробно освещены и представлены виды самостоятельной работы студентов, способы ее организации и формы контроля в Смоленской семинарии. Особую заинтересованность аудитории вызвали планирование и организация учебных и производственных практик в духовных семинариях в рамках реализации госстандарта «Теология» второго и третьего поколения.

Участники семинара имели возможность познакомиться с рабочими программами дисциплин и практик Смоленской семинарии, а также с изданными учебно-методическими пособиями по дисциплинам: библеистике (Ветхому Завету и Новому Завету), каноническому праву, гомилетике, педагогике и психологии, методике преподавания христианской теологии, христианским мотивам в русской литературе, науке и религии и др. Гости имели возможность приобрести представленные учебно-методические материалы.

Авторы пособий представили свои материалы и указали содержательные и структурные особенности учебно-методических пособий, отметив определенные сложности при их разработке.

Развитию интерактивных подходов к образовательному процессу в духовных семинариях были посвящены выступления завкафедрой Смоленской ДС профессора М.М. Казакова и проректора по воспитательной работе игумена Тарасия (Ланге).

М.М. Казаков подробно остановился на видах, функциональных особенностях, принципах создания и преимуществах электронного учебника, а также представил свой учебный сайт по истории христианской письменности и патристике. Игумен Тарасий (Ланге) рассказал об обеспечении студентов заочного отделения учебными материалами путем организации специального раздела на сайте семинарии, продемонстрировал электронные учебные пособия по ряду предметов, созданные на основе различных программных ресурсов, а также познакомил гостей с возможностями обеспечения учебными материалами студентов очного отделения путем использования локальной сети учебного заведения.

Второй день работы семинара открыло выступление архиепископа Верейского Евгения. Говоря об аккредитации духовных школ, владыка Евгений подчеркнул, что главной целью церковных учебных заведений является подготовка церковных кадров. Вместе с тем государственная аккредитация призвана способствовать повышению качественного уровня образовательного процесса в духовных учебных заведениях и является фактом признания государством соответствия образования, получаемого в семинарии, требованиям государственного стандарта. Отдельное внимание владыка уделил вопросам, часто поступающим в Учебный комитет, а также ответил на многочисленные вопросы присутствующих.

Главный специалист Отдела по лицензированию и аккредитации Учебного комитета Русской Православной Церкви Л.А. Шамаро рассказала о работе отдела, сложностях процесса лицензирования и аккредитации, проблемах, возникающих на этом пути, и способах их решения. Л.А. Шамаро дала рекомендации конкретно-практического характера, которые необходимо учитывать при подготовке к лицензированию и аккредитации.

Протоиерей Георгий Урбанович остановился на вопросах, связанных с подготовкой и проведением итоговой аттестации студентов. Ректор Смоленской ДС особо отметил важность для прохождения лицензирования и аккредитации методически правильной и содержательно глубокой подготовки студентами курсовых и выпускных квалификационных работ, а также указал на особенности планирования и проведения комплексного государственного экзамена по теологии для выпускников семинарий.

Участниками семинара был высказан ряд конкретных предложений по улучшению качества образовательного процесса. Так, например, было предложено ввести учебно-методические кабинеты в структуру духовных школ, а также создать в рамках сектора по теологии методические объединения по учебным модулям с целью оказания помощи при разработке нормативных учебно-методических материалов. Участники отметили высокую эффективность и практическую значимость состоявшегося мероприятия и выразили слова благодарности организаторам семинара.

По материалам сайта Патриархия.ru

 

 

На главную страницу