Из педагогического наследия Архиепископа Фаддея (Успенского)

20 октября 2011

Последние годы отечественной педагогической мысли ознаменовались повышением интереса к педагогическому наследию. Исторический опыт свидетельствует, что преемственность в образовании, которое призвано сохранить единство прошлого и настоящего, является залогом процветания.

Происходящие в мире социально-культурные процессы серьезно воздействуют на все сферы жизни человека. Чтобы сохранить свою культурную уникальность, нужно сохранять свои духовные и культурные традиции. Известно, что наша культура и образование в своей основе имеют христианское происхождение. И в связи с этим становится актуальным опыт дореволюционного духовного образования, который был незаслуженно забыт в советский период, и только сейчас начинает исследоваться.

Современным педагогам и ученым практически неизвестно имя священномученика Архиепископа Фаддея (Успенского), который внес немалый в клад в дореволюционную педагогическую мысль. Священномученик Фаддей (Успенский) занимает важное место среди христианских педагогов, много потрудившихся на ниве воспитания молодого поколения. Этому делу святитель посвятил всю свою жизнь, считая его важнейшим.

Святитель Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился в 1872 году в селе Наруксово Нижегородской губернии в многодетной семье священника. Закончил Нижегородскую Духовную семинарию, а затем и Московскую Духовную Академию в 1896 году со степенью кандидата богословия. В 1901 получил степень магистра богословия за работу «Единство книги пророка Исайи».  

Еще в 1897 году он принимает монашество под влиянием известного церковного деятеля, будущего митрополита Антония (Храповицкого), который был тогда инспектором академии, с именем Фаддея, одного из 12 ближайших учеников и апостолов Господа.

С первых годов после окончания Московской Духовной Академии Фаддей (Успенский) стал заниматься педагогической деятельностью. Был преподавателем логики, философии и дидактики в Смоленской семинарии, Священного Писания в Минской семинарии, догматического и нравственного богословия в Уфимской семинарии, в 1902 году стал ректором Олонецкой семинарии.

Много времени уделял воспитательной деятельности, преподавая на педагогических курсах, посещая школы. В 1898 г. им были организованы первые курсы для учителей церковно-приходских школ. При этом он ставил перед собой задачу «дать возможность учителям и учительницам отнестись к своему делу сознательно и разобраться в массе многочисленных, нередко неправильных теорий и взглядов на дело воспитания и обучения». Постоянно разрабатывал и вводил новые приемы дидактики, методики, совершенствовал программы курсов, чтобы облегчить преподавательский труд.

С 1908 года Фаддей (Успенский) стал проходить епископское служение. Святитель Фаддей последовательно нёс архиерейское служение на Владимиро-Волынской, Владикавказской, Астраханской, Саратовской и Тверской кафедрах. И в своём святительском служении являл образ истинного пастыря Христова, много проповедовал и пользовался любовью паствы.   

Летом 1937 года в Твери, где служил архиепископ, как и повсюду, начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство епархии. 20 декабря был арестован и сам святитель Фаддей (Успенский) по обвинению в контрреволюционной деятельности. На допросах в тюрьме Владыка держался мужественно, сохраняя спокойствие и отрешенность даже в самых критических ситуациях. 31 декабря 1937 года Владыка Фаддей был казнен.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

В феврале 1997 года - причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Память о архиепископе Фаддее и почитание его как святого сохранились среди верующих Твери до нынешнего времени.      

Много интересных и полезных идей, посвященных образованию, содержится у святителя Фаддея (Успенского).

Итогом его педагогической деятельности стало написание труда по педагогике – «Записки по дидактике», который увидел свет в 1902 году, и переиздана только в 2002 году.  В ней рассматриваются различный спектр вопросов педагогического характера: общую дидактику, методику преподавания Закона Божиего, методику преподавания церковно-славянского языка, предлагаются примерные конспекты уроков по Закону Божьему и церковно-славянскому языку. В книге архиепископа Фаддея (Успенского) основательно затронуты наиболее важные вопросы учебно-воспитательной деятельности учителей.

Одной из главных идей, изложенной в книге «Записки по дидактике», является неразрывность процессов образования и воспитания. Владыка Фаддей пишет, что «неправильно было бы думать, что на обязанности учителя лежит лишь первоначальное научение чтению, письму и счету… развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли не только не менее, но даже более важно, чем развитие ума». Образование, по мысли Фаддея (Успенского), без воспитания не имело бы успеха: «никогда не следует забывать, что грамота без христианского просвещения бесполезна».  

Из всех разнообразных видов воспитания детей единственно правильным для Владыки Фаддея является воспитание христианское, как сообразное с природою человека. Владыка писал, что «только христианство указывает для воспитания цель самую правильную, высокую и наиболее соответствующую природе человека». И эта цель заключается в преодолении последствий грехопадения, повредившего природу человека. Причем отсутствие должного внимания к этому факту способно привести к дисгармонии в воспитании.   

Воспитание, которое имеет своей целью счастье или пользу обучаемого, по мнению Владыки, никак не может быть верным, потому что ведет к эгоизму и отчужденности людей. Все это происходит вследствие того, что понимание счастья и пользы может быть разным у людей и не всегда согласовываться с христианскими ценностями.   

Архиепископ Фаддей (Успенский), опираясь на святоотеческий опыт в воспитании молодого поколения, ясно показывает, что через христианское воспитание человек может приобщиться к истинному счастью, воспитать в себе гуманность, стать цельным человеком, потому что христианство обнимает все силы души и тела.

Указывая на необходимость христианского воспитания, святитель рассмотрел и само понятие воспитания, и его виды. Под воспитанием он понимает прежде всего «развитие сил воспитанника». Виды воспитания были выделены следующие:

1.    воспитание телесное;

2.    воспитание духовное (воспитание сердца, ума и воли).

Как замечает архиепископ Фаддей (Успенский), во второй половине XIX века «...школа утратила прежний строго церковный характер и перестала воспитывать в духе благочестия – ослабела живая непосредственная вера, ослабела и прежняя строгость жизни и нравов». Отсюда идёт следующая мысль архиепископа о том, что обязанность учителя – не просто воспитывать, а воспитывать в духе христианского благочестия. В Древней Руси истинное воспитание было неразрывно связано с православной традицией. Целью педагогики выступало приобщение человека к Богу, направление его на путь истинный, на путь спасения.

Особое значение в школе Древней Руси имело обучение чтению Священных Книг, а в частности Псалтыри. Этому моменту святитель тоже уделяет немаловажное значение, потому что «считали ее книгою весьма назидательною и душеспасительною». И когда эта книга Священного Писания практически была исключена из воспитательного и образовательного процесса, это, по мнению Фаддея (Успенского), привело и к падению церковности школы. Здесь очевидна связь между воспитанием и христианством, и необходимость влияния последнего: чем сильнее влияние христианства на процесс воспитания, тем выше уровень воспитания.

Педагогические воззрения архиепископа Фаддея (Успенского) только начинают изучаться, и это свидетельствует о том, что происходит возврат к отечественной педагогической мысли, основанной на Православной Вере.

Ныне почивший патриарх Алексий II подчеркивал, что «история последних лет показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству».

Материал  подготовил Алексей Дьяков

При использовании материала частично или целиком обязательна интерактивная ссылка на сайт: http://sofia-sfo.ru

 

 

На главную страницу