Состоялся очередной семинар в рамках проекта «Педагоги Омска – за нравственный город».

24 сентября 2011

22 сентября в актовом зале храма святой мученицы Татианы при ОмГУ им. Достоевского состоялся очередной семинар в рамках проекта «Педагоги Омска – за нравственный город», реализуемого ОООД «Содружество «София» совместно с Администрацией города.

Семинар провела кандидат искусствоведческих наук, доцент кафедры Истории и Теории Мировой Культуры ОмГУ Комарова Елена Эрнестовна. Заявленная тема – «Духовно-нравственное воспитание средствами православной музыкальной культуры» – была раскрыта через осмысление содержания самих музыкальных произведений.

В зале собралось более 30 педагогов из различных школ города, многие из которых уже не в первый раз посещают семинары, проводимые «Содружеством «София». Эта встреча была посвящена музыкальной культуре как средству духовно-нравственного воспитания. Педагогам были предоставлены учебные пособия по теме семинара; были представлены музыкальные произведения, слайд-фильмы. Самой интересной оказалась содержательная сторона беседы: Елена Эрнестовна Комарова представила краткий (чуть более полутора часов – крайне мало для раскрытия столь богатой темы), но емкий экскурс в историю музыки, а точнее – в историю религиозных мотивов в музыке, в том числе и светской.

Елена Эрнестовна начала свой рассказ с развития духовной музыки, с древних церковных песнопений. Для сравнения приводились традиционные песнопения Римско-католической и Русской Православной церквей. Основной тенденцией для обеих церквей можно назвать постепенный переход от одноголосого пения к полифоническому, к многоголосию. При этом на западе, начиная с XIIвека, многоголосие стало приобретать более чувственные черты, в то время как в России оно появилось только в XVIвеке и во многом отличалось от западного.

Религиозным мотивам в светской музыке лектор уделила особое внимание. Светская музыка, по словам Елены Эрнестовны, научилась без слов передавать замысел, мотивы и идеи. Примером тому служат классические произведения, не только проникнутые христианскими мотивами, но и способные оказывать сильное влияние на слушателя, втягивать его в самую суть передаваемой атмосферы, идеи и замысла. Из числа западных композиторов были выделены Иоганн Себастьян Бах и Вольфганг Амадей Моцарт, о произведениях первого из которых последовал увлекательный рассказ. Из числа русских композиторов речь шла о Сергее Васильевиче Рахманинове и Петре Ильиче Чайковском, в чьих произведениях звучат не только скрытые указания, но и прямые заимствования из церковного канона.

Используя уже сформированные средства художественной выразительности, композиторы способны навести слушателя на определённую мысль, а точнее – передать ему определённое состояние мысли. Это может быть указание на Евангельское событие или размышление о жизни и смерти, счастье и трагедии – так или иначе, музыка великих композиторов содержит в себе мотивы, способствующие адекватному и целостному развитию личности. Церковная музыка, в свою очередь, выполняет ещё более высокую функцию – возведение человеческой души к познанию Бога.

Рассказ человека, увлечённого предметом разговора, оставляет сильное впечатление. Еленой Эрнестовной были изложены не методические указания, а само содержание музыки и возможности её влияния на детей. Судя по всему, услышанное оказало немалое влияние и на самих педагогов. По окончании семинара многие остались для того, чтобы задать вопросы лектору или организаторам. Это была предпоследняя встреча педагогов в рамках второго этапа вышеназванного проекта; следующая встреча станет итоговой.

Материал подготовил Митин Евгений.

 

 

На главную страницу