Советы родителям перед школой

24 августа 2011

22 августа, информационно-аналитическая служба Русская народная линия опубликовала статью архимандрита Георгия (Шестуна), в которой священник даёт советы родителям, собирающим детей в школу.

Дети растут, и наступает момент в семье, когда их надо учить. В идеале должна быть единая цепочка: Церковь, семья, школа. У ребенка очень большое доверие к учителю, особенно в начальный период. И если учитель говорит совершенно противоположное тому, что говорили ему родители, - это может разрушить все то, что родители создавали предыдущие семь лет. Такова проблема секуляризованной школы, когда педагоги не желают видеть детей православными, христианами, духовными, чистыми, целомудренными. Школа по содержанию сейчас выдает худшие образцы материализма. Поэтому правильно ориентированная школа - та, в которой дух, содержание преподавания не противоречат Православию.

Нужно знать учителя, к которому собираешься вести ребенка. Важно, чтобы учитель не был атеистически настроенным материалистом. Поэтому надо заранее сходить в школу и познакомиться с будущим педагогом. Или хотя бы собрать информацию об этой школе, спросить других родителей. Православие - это не только церковность; в школе Православие - это дух, это отношение миролюбия, любви, нравственности, научной объективности. Надо выбирать такие школы, где детьми занимаются. И родители должны контролировать процесс образования, бывать на уроках, встречать, провожать своих детей, стараться ограждать их от дурного влияния, а не так, чтобы отдал на весь день и неизвестно, кто с ним занимается и чем. Родители должны участвовать в школьной жизни.

В наши дни многие дети не имеют интереса к учебе. Время сейчас такое, что ценности изменились и образование стоит далеко не на первом месте. Интерес к учебе бывает тогда, когда образование ценится, ценится профессия. Все опять от семейного воспитания зависит.

Школа не может закладывать интерес к учебе, если этого нет в семье. Если в семье создана атмосфера труда, почитания книги, то, как правило, и у ребенка есть интерес к учебе. Современные дети, к сожалению, отвыкают от книги. Они привыкают к телевизору, компьютеру. А при чтении особый способ мышления вырабатывается. Молодежи все труднее учиться, потому что она от книги отпадает. Если в семье сохранилась любовь к книге, к чтению, в этих семьях детям легче стать образованными. Человеку, которого не приучили читать, конечно, очень трудно учить уроки.

Причины плохих оценок у детей могут быть разные. Поэтому нужно сначала причину выяснить. Одно дело, если ребенок не может учиться лучше. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что ему грамотность не давалась. По молитвам монаха-схимника Господь открыл его разум для познания книжной мудрости. То же самое было со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он со слезами молился, чтобы Господь помог ему в учении. Жития святых подтверждают, что все в руке Божией. Поэтому нужно молиться за детей и не бранить за плохую успеваемость по причине неспособности. Другое дело, когда по лени дети плохо успевают. Бывает, что плохие оценки появляются из-за конфликта с учителем. То есть причина оценки разная, нельзя сказать, что она всегда отражает уровень знаний ребенка. Нужно смотреть, как по отношению к себе трудится, работает ребенок, а не сравнивать его с другими, потому что мы все разные. Главное, чтобы он учился в меру своих возможностей, не ленился.

Не нужно подогревать у ребенка стремление быть первым. Ни перед кем не нужно себя утверждать. Во всем должно быть смирение, отсутствие азарта. Если ребенок достиг успеха - не следует говорить, что он лучше всех. Должны быть другие характеристики: хорошо или плохо он сделал, полезно это или не полезно. Он должен понимать, что любое дело нужно делать хорошо. А успехи его и неуспехи надо соотносить с его возможностями. Иногда даже «тройки» получает, но он старается, лучше не может. Для него это успех. А для некоторых «четверка» - не успех, а лень. Святитель Феофан Затворник говорит, что оценивать ребенка нужно не по учебным успехам, а по благочестию, по старанию, по духовным дарованиям, которыми ребенок обладает. Почему-то у нас привыкли оценивать по количеству знаний, по оценкам, а что при этом в душе творится, каков нравственный облик ребенка - этого не замечают. Душевный ли ребенок, смирный, покладистый, любвеобильный - вот это самый главный успех воспитания, школьного и семейного.

Старцы говорят: «Не ищи, чадо, мудрости, а ищи кротости, найдешь кротость - получишь мудрость. Мудрый не тот, кто много знаний имеет, а тот, кто много добра творит». Подлинная мудрость приходит через кротость. «Знания надмевают», - говорят святые отцы, ими питается гордость. Когда человек понимает свое несовершенство, он движется постепенно и таким образом постоянно развивается. Главное - рост должен быть постоянным до конца жизни. Если человек в гордость впадает - он останавливается.

Архимандрит Георгий (Шестун),доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары.

По материалам сайта "Нравственность в образовании"

 

 

На главную страницу