Внедрение казачьего компонента в образовательные программы дошкольных образовательных организаций

06 декабря 2025 года

04 декабря в детском саду № 279, состоялась завершающая уже восьмая секция регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений. Она прошла в форме  круглого стола «Внедрение казачьего компонента в образовательные программы дошкольных образовательных организаций».

04 декабря в России отмечают День казачки-матери. Он приурочен к православному празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Казачки занимали особое положение среди народов России благодаря своей самобытности, храбрости и верности традициям. Их образ жизни формировался веками, сохраняя культуру казаков.

Внедрение казачьего компонента в дошкольное образование означает включение элементов казачьей культуры, истории и традиций в образовательный процесс, что способствует патриотическому, духовно-нравственному и гражданскому воспитанию детей.

Это осуществляется как часть формируемой участниками образовательных отношений, так и в рамках национально-регионального компонента основной образовательной программы, формируемой на основе традиций региона и семьи.

Казачий компонентсодержания образования рассматривается как система элементов социального и творческого опыта добровольческой деятельности, обеспечивающая освоение первичных военных знаний, опыта служения Отечеству, воспитание милосердия, формирование гражданско-патриотической и духовно-культурной компетентности.

В детском саду 279 собрались представители  детских садов, входящих в региональный кластер непрерывного казачьего образования – детские сады №№ 51, 119, 140, 258, 279, 342 . Пришли и педагоги-воспитатели из других детских садов, чтобы перенять опыт.

Сообщество на секции собралось солидное. В работе приняли участие первый заместитель атамана Омского отдельского казачьего общества Владимир Иванович Матюхин, начальник отдела дополнительного образования департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития системы образования Министерства образования Омской области Елена Геннадьевна Полежаева,представитель Министерства региональной безопасности Омской области Евгений Анатольевич Орлов, ведущий инспектор отдела дошкольного образования департамента образования Администрации города Омска Светлана Васильевна Селиванова, заведующий сектором поработе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии Светлана Петровна Баранцева, главный специалист казённого учреждения Омской области «Казаки Сибири» Михаил Сергеевич Худяков, главный специалист по патриотическому воспитанию и работе с молодежьюказённого учреждения Омской области «Казаки Сибири» Веселина Евгеньевна Новокрещенова, методист бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр духовно-нравственного воспитания "Исток"» Ольга Игоревна Клепцова. Все они – специалисты высокого уровня компетенции.

На заседании круглого стола  состоялся очень обстоятельный и результативный обмен мнениями. Были выделены успехи дошкольных организаций. Все присутствующие поделились своими лучшими наработками. И их немало! Детские сады, присутствующие на круглом столе, не раз были победителями региональных и межрегиональных конкурсов.

Так, например, старший воспитатель детского сад № 279 Ольга Владимировна Остапченко в 2023 году была победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а в ноябре 2025 года коллектив детского сада вышел в финал всероссийского конкурса «Лучшая казачья дошкольная организация» и уже 05 декабря едут в Москву. В списках их конкурентов – Кубань, Краснодарский край, где казачество развивается давно. А из Сибирского региона едет один детский сад – наш!

Евгений Анатольевич Орлов, поблагодарил детские сады и вручил педагогам благодарственные письма Губернатора Омской области Виталия Павловича Хоценко за большую благотворительную работу, за гуманитарную помощь участникам специальной военной операции.

Конечно же, поговорили и о проблемах. Основные проблемы внедрения казачьего компонента в ДОУ включают недостаточную подготовку кадров, слабую методическую базу и отсутствие учебных материалов, сложности со взаимодействием с отдельными родителями детей и непонимание ими целей такого компонента, а также недостаток ресурсов. Также возникают сложности, связанные с необходимостью адаптировать традиционные казачьи обычаи к современным условиям и особенностям детского сада, а также с интеграцией казачьего компонента в общую образовательную программу, проблемы преемственности с переходом детей в общеобразовательные школы. Для решения этих вопросов тут же было создано творческое методическое объединение, и первая встреча его участников состоится уже в январе 2026 года.

Фоторепортаж

Светлана Баранцева

на главную страницу