Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодёжи: актуальные практики

13 ноября 2025 года

11 ноября 2025 года в Институте развития образования Омской области прошла важная встреча — заседание секции «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодёжи: актуальные практики», организованное в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений для педагогов. Мероприятие собрало представителей образовательной сферы региона, заинтересованных в эффективном внедрении методов патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Открывая встречу, проректор института Альбина Павловна Сухарева подчеркнула значимость разговора о патриотизме, поскольку именно формирование духовного фундамента определяет будущее молодого поколения. Патриотизм, согласно её словам, начинается с глубокого понимания национальной культуры, уважения к историческому наследию и способности сопереживания своему народу.

Следующее выступление было протоиерея  Димитрия Олихова, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии,  посвящённое патриотизму как нравственному фундаменту и объединяющей силе российского общества. Отец Димитрий раскрыл тесную связь духовной традиции и народного сознания, подчёркивая особую роль православия в становлении русской идеи патриотизма. Его доклад вызвал живой отклик среди слушателей и стимулировал обсуждение важности религиозных ориентиров в процессе воспитания патриотически настроенных молодых россиян. Он подчеркнул, что патриотизм - это религиозно-географическое понятие, относящееся к ценности «выше жизни». Умирают за Родину, а не за государство. И любовь к Родине взращивается через национальное и культурное воспитание, которое тесно связано с религиозной идентичностью. В данном случае «толерантность» относительно Российской многонациональности - дурной тон. Да, мы разные, но это не проблема, а наше преимущество. И  мы на политическом и гражданском поле работаем вместе.

Александр Васильевич Богдашин, заведующий кафедрой правоведения Омского государственного педагогического университета, участник Федерального проекта «ДНК России», продолжил обсуждение темы, представив ключевые направления и методы патриотического воспитания молодого поколения. В своём выступлении он подчеркнул, что воспитание любви к Родине начинается с уважения к её культуре и историческому наследию.

Александр Васильевич обратил внимание на глубокий смысл понятий: когда-то слово «событие» звучало как «со-бытие» — совместное бытие, объединяющее людей. Он призвал чаще задаваться вопросами: «Кто я?» и «Кто мы?», ведь именно через осознание общности, консолидацию и соборность формируется гражданская идентичность. Особую роль в этом процессе, по словам докладчика, играет семья — первая школа любви, труда и самопожертвования. Завершая выступление, он отметил, что духовные ценности должны стоять выше материальных.

Особое внимание было уделено культурным проектам, реализованным школами региона. Заместитель директора по воспитательной работе Елены Игорьевны Лавровой и директор творческого объединения Юрия Евгеньевича Тетерина раскрыли потенциал творческой активности в деле укрепления патриотических чувств и уважительного отношения к отечественным традициям. Их опыт показал эффективность совместных мероприятий, способствующих развитию патриотического сознания у подростков. Вообще некоторые способы, благодаря которым Юрий Евгеньевич (студия "Сказ") предлагает достучаться до детей, очень интересны:

1. восемь диорам относящихся к истории Омска, Омской области и России;

2. через творчество, например, деревянные фигурки, где обязательно есть фигурка в русском костюме, русская культура образующая ;

3. настольные игры (4 шт.), такие как например, "1716 +" (про Омск) и "Я шагаю по родному краю" (про Омскую область) ;

4. показ   собственного фильма.

Подобные способы донесения истории родного края, России  захватывают детей,  эффективны в усвоении материала.

Выступления педагогов из Антоновской средней школы Ольги Ивановны Алпатовой и Оксаной Владимировной Шааф были особенно интересны. Они затронули важную тему взаимодействия семьи и школы в воспитании патриота и гражданина, доказывая, что успех образовательного процесса возможен лишь при согласованной работе учителей и родителей.

Интересный факт: Антоновская школа малокомплектная, всего 54 ученика, но в этой школе есть театральная студия, волонтёрство, телемост,  drom реслинг, они за время военных действий сплели 254 защитные сети Авангард размерами 3×6 м по сложной системе "G"  и научили этому весь районный центр.

Лина Анатольевна Дергач и Кирилл Вячеславович Менько познакомили аудиторию с возможностями музейной педагогики, показав уникальный опыт школьной экспозиции «Наследие» как инструмента формирования семейной и патриотической идентичности.

Татьяна Владимировна Дубинец рассказала о практике формирования патриотических ценностей у младших школьников посредством изучения героических страниц Великой Отечественной войны.

Людмила Ивановна Чворда поделилась своим богатым опытом организации военно-патриотических мероприятий, которые помогают учащимся осмыслить значение героических подвигов предков. Удивительна Новоомская школа ещё и тем, что основные должности в районе и в школе занимают выпускники этой школы, 50% учителей - это бывшие ученики Новоомской школы.  Истории школы в кратком изложение отображена на стенде с названием «Вчера ученик - сегодня учитель». Изюминкой данной школы является несколько детских общественных объединений, где лидер педагог и лидер ученик объединяют детей разных возрастов по их интересам, работая круглый год. Так появились волонтёрские объединения, казачьи, юнармейский отряд и пр. Команды добровольцев помогают матерям и семьям погибших воинов, наподобие тимуровского отряда, приносят воду, заготавливают дрова и т. д.

В помощь бойцам плетут сети, делают свечи, пишут письма, отправляют на фронт гуманитарную помощь. Данная школа имеет самоуправление, а ещё интересный факт, 36 человек из школы побывали в детских лагерях «Артеке»,  13 в «Океане» благодаря активной командной работе, участие в олимпиадах, конкурсах и т. п. Хотелось бы отметить, что школа находится  рядом с "Центром Казачьей культуры", мемориальным комплексом, храмом во имя Царственных страстотерпцев  и  это всё в общей совокупности влияет на патриотическое отношение детей  к Родине, любовь к собственной культуре, традициям, ответственное отношение к ближнему и пр.

Завершая работу секции Рождественских Чтений, педагоги БОУ города Омска «Гимназия № 75» Янна Валерьевна Сунцова и Татьяна Ивановна Лобова рассказали об опыте разработки и проведения увлекательного марафона «Знатоки истории Отечества».

Таким образом, проведённая секция позволила участникам не только поделиться собственным опытом, но и обогатиться новыми методиками, направленными на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей. 

Пресс-служба Омской епархии

на главную страницу