Паломническая поездка слушателей курсов повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры Православия»

24 мая 2024 года

С 17 по 19 мая  2024 года состоялась паломническая поездка слушателей курсов повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры Православия» в Ачаирский Крестовый монастырь.

Поездки в монастырь входят в практическую часть курсов и проводятся регулярно.  Совместная молитва,  труд, посильная помощь монастырю, участие в богослужении духовно сближают людей, поэтому слушатели курсов,  которые проходили  практику ранее также присоединяются  к поездке.

Игуменья Таисия  приветливо встретила всех и пригласила на богослужение. Так на практике паломники  узнали,  что такое крестный ход, послушали  и приняли участие в «Величании Богородицы» и после совместной трапезы отправились на источник.  Но окунались   в него не просто, а с пением «Тропаря Пасхи».

На следующий день в 6 утра все были на богослужении, затем выполняли послушание. Благое дело  сблизило, усталости от физического труда не ощущалось, всем было радостно. Чтение  утренних и вечерних  молитв, подготовка к Таинствам Исповеди и Причастия тоже были совместными. Трое слушателей курсов сделали первый шаг на пути к Богу и впервые исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн.

В день отъезда для слушателей была проведена экскурсия,  в ходе которой экскурсанты узнали историю создания монастыря, побывали в музее, ознакомились с особенностями храмовой архитектуры, истории часовен, побывали  в   крипте Успенского собора,  побывали   на монастырском погосте.

Вашему вниманию отзывы слушателей курсов:

«В трудах, душеполезных беседах, совместном участии в богослужениях время прошло незаметно

Благодаря практике на курсах «Основы духовно-нравственной культуры Православия» сбылась моя давняя мечта. Несколько лет думала о том, как выбрать момент, чтобы пожить в монастыре, оказать посильную помощь, отдохнуть от городской суеты, в тишине подумать о своей жизни.

В день поездки очень волновалась, ведь неизвестность всегда волнительна. Но все волнения оказались  напрасны. С удовольствием выполняла послушание: работала с топором и в то же  время  молилась: «Господи, помилуй».  Как городской житель, топор в руках я держала впервые в жизни. С Божьей помощью всё удалось.

Очень запомнились богослужения. Они успокаивали душу. Было необычно и волнительно слушать «Величание Богородице», принимать участие в Крестном ходе. В дни пребывания в  монастыре мне стало более понятно, что такое молитвенная жизнь, молитвенный настрой.

Благодарю  Тамару  Викторовну Похитайло, куратора курсов за проведенную экскурсию. Очень тронуло сердце посещение музея и монастырского погоста. Все, кто нашел там упокоение,  по-своему уникальны. Большой неожиданностью и радостью стало для меня посещение могилы первой настоятельницы Ачаирского монастыря матушки Веры.  Статью о ней я читала в газете и была просто поражена  её жизненной историей, её мужеством, её безграничным  милосердием. Рассказывала о ней на мероприятиях, которые провожу в библиотеке. Очень надеюсь, что эта поездка была не последней»

Марина Владимировна Овчаренко

«Поездка позволила закрепить теоритические знания, полученные в ходе изучения программы курсов. Но главное, что такое паломничество — это уникальная возможность познакомиться с монашеской жизнью. Обедать в трапезной совместно с монахинями и ночевать в кельях, трудиться на территории монастыря — это бесценный опыт.

Я впервые посетила монастырь и ничего не знала о нем ранее. Территория монастыря восхищает своими красотой и просторами, а храмы и колокольня своей величестенностью. Удивительно, что на территории монастыря никто, никуда не торопится и не спешит - чувствуется спокойствие и благодать этого места.

Отличным завершением нашего паломничества стала экскурсия. Монастырское подворье — это удивительное и особенное место. Тамара Викторовна познакомила нас с уникальной историей монастыря и подробно рассказала о всех его храмах и часовнях, о колокольне и целебном источнике.

Что немаловажно за время паломничества все участники группы смогли ближе узнать друг-друга и по-настоящему сдружиться».

Алина Мубараковна Боктикова, БОУ г. Омска «Средняя  общеобразовательная школа № 60»

«В Ачаирский монастырь поехала с искреннем желанием потрудиться и помолиться во Славу Божию. Что-то получилось, что-то не очень. Я поняла, что монастырю нужна помощь, ему нужны рабочие руки.  Будет возможность, потружусь ещё». Аксенова О. А.

Зовут меня, Малинина Наталья Николаевна, я являюсь слушателем курсов «Основы духовно-нравственной культуры Православия». Хотелось бы поделиться с Вами личными впечатлениями от прохождения практики в Омском районе, пос. Набережный, а именно в Свято-Крестовом Ачаирском монастыре. Практика длилась недолго всего лишь 3 дня, с 17 по 19 мая, но за эти 3 дня я поняла многое, как мне казалось то, что не понимала или порой было трудно где –то понять принять за все свои 30 лет жизни. В Ачаирский монастырь мы часто приезжали всей семьей, мне всегда нравились красота, тишь и благодать этого места. Но я всегда задавалась одними и теми же вопросами, когда видела матушек, спешащих по узким тропинкам из своих келий в храм, во сколько они встают, а как проходит их день, как правильно они совершают трапезу и где они находят в себе силы ухаживать еще и за такой большой территорией. Однажды зимой в один из самых снежных дней, когда мы вновь с родителями и братом приехали в это удивительное место, я обратила внимание, что на территории есть гостиница для паломников, тогда у меня возникло огромное желание побыть в этой гостинице, хотя бы пару дней. Тогда я подумала, раз я не паломник, значит и побывать мне там не удастся и на время забыла о своем желании. Но прошло лет 7, и я о нем вспомнила, мне посчастливилось иметь возможность обучаться на курсах Православия. И когда на первом организационном собрании нам рассказали программу обучения и что нас ждет трехдневная практика в Ачаирском женском монастыре, моему счастью не было предела. Отправляясь в эту поездку, было как-то волнительно и трепетно, но в то же время и интересно. И вот, когда мы с сумками всей нашей дружной группой переступили порог гостиницы, я поняла, что меня переполняют какие-то неведомые мне ранее чувства, хотелось благодарить всех и каждого, что я именно с этими людьми, именно в этом месте и именно сейчас. Первым делом мы отправились на службу в Успенский Собор, затем в трапезную, потом в свои кельи, нужно было разбирать вещи. Некоторые из нашей группы приехали позже, нужно было и их еще встретить. Собравшись вместе, мы стали выбирать спальные места в комнате, я сразу обратила внимание на маленькое спальное место у икон, мне хотелось спать именно там, ближе к иконам, как-то спокойнее душе. Очень понравилось, когда мы собирались вечером все в одной комнате и читали молитвы на сон грядущий, как будто сразу какая-то сила в тебе появляется мощь, уверенность. Как написано в Писании «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». Проснувшись рано без будильника, в 5 утра, мы вновь принимались читать утренние молитвы, радость наполняла мое сердце. А какой красивый был рассвет, здесь казалось все каким - то иным, прекрасным, каждая травинка, каждое деревце, каждый листочек на деревце. Божья благодать! Все вместе мы пошли на службу в храм, я видела, как непросто было многим матушкам, которые уже в возрасте и с палочками, добираться до храма. Но они шли. Вот она духовная сила, вера и любовь к Богу. Во время службы, казалось, что все твои мысли в каком-то райском месте, где царит покой и благодать, а на душе светло. А какой красивый и мощный голос у батюшки. В первый раз услышав, я даже вздрогнула от неожиданности. Наблюдая внимательно за матушками, я мысленно восторгалась ими и желала им еще долгих лет жизни и Божьей помощи. После службы нам выдали послушания. Мы бодро взялись за дело, выбрав себе лопаты, да побольше для подкапывания елочек. Сразу работа шла быстро, луночки с елочками одна за другой преображались. Хотелось успеть как можно больше луночек для елок сделать красивее. Даже после трапезы мы все быстрее спешили опять к нашим елочкам, работы шли быстро, но вот к вечеру чувствовалась усталость и как только мысли о прохладном душе меня посещали, на горизонте откуда не возьмись появлялась монахиня Ева, всегда энергичная и доброжелательная, мои мысли о прохладном душе сразу же улетучивались. Она работала вместе с нами, помогая нам, показывала, как правильно, на вопрос одной из наших сестер (так мы друг друга называли на территории храма), а не боитесь ли Вы клещей? Матушка Ева отвечала: - А что бояться –то, ничего не надо бояться. Мы под Покровом Божьей Матери. Она о нас заботится. Становилось спокойно на душе, и мы продолжали работать дальше. После совместного труда, закончив с луночками елочек и других кустов, мы отправились на вечернюю трапезу, сил практически не было. Подкрепившись вкусной и полезной едой, мы начали занимать очередь в душ. Все хотели быть в первых рядах. Тамара Викторовна, руководитель нашей практики, встретив нас на тропинке, сказала, что самое время после хорошей физической работы погрузиться в святой источник, что откуда не возьмись появятся силы. Мы как-то скептически отнеслись к этому и пошли занимать друг за другом место в душ, но тут вдруг я и еще некоторые из сестер решили, надо идти на источник, проверить про какие такие силы говорила Тамара Викторовна. И вот мы, взяв белые длинные красивые рубашки, поспешили к святому источнику. Когда пришли и погрузились в источник, даже не хотелось из него выходить так было хорошо, но долго в нем тоже нельзя находиться. Через минут 20 я вышла, и действительно, как заново родилась, хотелось снова брать лопату и идти выполнять следующее послушание. Тамара Викторовна была права, никакой душ с мылом и гелями для мытья не заменит этого ощущения, что ты чист с головы до пят, и мысли твои чисты, обновились тут же, так еще появились те самые неведомые силы. Вечером нас в храме ждала исповедь! На вечерние службы мы шли парами, небольшими группами, переговаривались, беседуя о чем-то. Исповедь – какое странное слово, думала я. Как долго я к этому шла, много раз не получалось, потом и вовсе откладывала, оправдывая себя, что еще не готова, постоянно наблюдала в соборе, куда часто приходила по воскресеньям, как к батюшке выстраивается очередь. Я все не решалась на исповедь, было страшно, что говорить, а как правильно, но именно в Ачаирском монастыре я поняла, что я готова. Готова к исповеди. Среди наших сестер еще была Татьяна, с которой за это время мы успели подружиться. Она тоже не исповедовалась и собиралась вечером уже уехать домой, но что-то ее остановило. Впервые, сделав решительные, уверенные шаги я направилась к батюшке на исповедь, затем Татьяна. После исповеди стало очень легко и слезы уже лились от счастья. Это чувство невозможно описать, но ты уже совершенно другой. Выйдя из храма каждый из нас уже шел не парами, не группами беседуя, а по одному по той дорожке, где по обе стороны цветут яблони, она вела в нашу гостиницу через кельи монашиствующих. Хотелось по этой дорожке идти и молчать, и как можно дольше это чувство в Великой тишине сохранить. Вечером мы также прочли вечерние молитвы, канон ко Причастию, забыв про телефоны, их вообще мы уже выключали и редко пользовались, только, чтобы запечатлеть красивое закатное небо и храм при закате, уснули крепким сном. Лучики солнца, пробиваясь в окошко, разбудили меня, это было самое прекрасное пробуждение на часах не было еще и 5 часов, а уже хотелось идти в храм, где так хорошо, уютно, красиво и спокойно. Глядя в окно, пока все сестры спят, мне хотелось жадно запомнить все, каждую деталь, сфотографировать глазами этот рассвет, солнечные лучи, эти цветущие яблоньки и тропинку к кельям монахинь, которую видно из моего окна. И вот 7:30 уже читаем утренние молитвы и идем на Причастие. В храме было хоть и прохладно с утра, но как всегда красиво и Божья благодать, которая греет душу. Людей в храме и на территории в этот день было много, это и не удивительно ведь был праздник жен-мироносиц. После Причастия мы пошли на Крестный ход, затем в трапезной, где было много блюд и красивых букетов из ароматно пахнущей яблоньки мы после молитвы, принялись вкушать пищу. Интересно было, что после трапезы батюшка вынес нам и каждой из сестер раздал по кусочку Богородничной просфоры. Было так светло и хорошо на сердце, ведь ты стал участником сокровенного. Теперь ты другой! Далее мы отправились на чудесную экскурсию, но перед этим мы с Татьяной купили небольшие иконы, образки с изображением Ачаирской Божьей Матери и молитвословы, конечно же не прошли мимо пирожков с капустой, клубникой и рябиной, ну уж очень хотелось их попробовать. 2 часа экскурсии с прекрасной Тамарой Викторовной, нашим руководителем практики, пролетели незаметно, хотелось слушать ее еще и еще, запоминая каждое слово и интонацию с которой она произносила. Голос у Тамары Викторовны – это отдельный вид прекрасного, услада для ушей. А сколько полезной и интересной информации мы узнали на ее экскурсии. Низкий поклон! Вот и подошла к концу наша практика, а ведь мы так уже привыкли к сестрам, Матушкам, не хотелось уезжать, было даже грустно, скажу честно. Выходя из ворот монастыря мы с Татьяной, перекрестившись трижды и поклонившись этой земле, поблагодарив всех мысленно, твердо решили, что приедем с Божьей помощью в свой отпуск летом, помогать монастырю. Ведь то, что произошло в эти 3 дня у нас в сердце, только одному Богу известно. Но точно скажу с уверенностью, что все мы, посетив эту практику вернемся вновь к своим бытовым делам и жизни, но уже другими. И я верю, что Бог знает куда меня вести и я уверенно иду за Ним! А в одном фото, которое я прикреплю ниже хотелось бы выразить всю суть практики именно для меня. Благодарю каждого! С Богом!»

«С 17 по 19 мая я проходила практику в Ачаирском монастыре. Хотелось бы начать с небольшого предисловия. Еще летом 2023 года в моей жизни произошла одна очень неприятная ситуации, которая выбила меня из колеи на долго время, тогда меня очень тянуло в храм, казалось, что именно там я обрету успокоение, но тот факт, что я не крещенная меня останавливал. Спустя полгода директор школы предлагает пройти курсы по православной культуре, которые подразумевают практику в монастыре, я решила, что это действительно знак, что все таки кто-то подталкивает меня к тому чтобы я все же побывала в церкви, а может даже покрестилась.

17 мая я отправляюсь в монастырь. Первое, что меня поразило в монастыре, это красота его архитектуры и огромная территория. Храм и часовни были достаточно новыми, с изящными узорами и украшениями. Внутренний двор удивил меня своей уютностью и спокойствием. Там будто совершенно другой мир. Где люди живут по своим правилам. После заселения в келью я отправилась на ужин в столовую, где подавали вкусную пищу, приготовленную с любовью.  После ужина я приняла участие в вечерней молитве, которая была очень красивой и вдохновляющей. Затем я провела время в своих размышлениях и впечатлениях от первого дня.

18 мая. На следующее утро я проснулась рано и отправилась на утреннюю молитву. Честно признаться, проснуться в 5 утра было очень сложно. После молитвы я пошла на послушание, первый час работы был легким, а потом силы уходили и, кажется, что время тянулось вечно. В тот момент я восхитилась монахинями, которые живут в таком режиме очень много лет. После труда я решила пойти на источник и это было очень необычно, что дикая усталость пропала сразу же после погружения в воду. В 17:00 началась служба, которая длилась 3 часа, я была восхищена людьми, которые все это время смогли простоять. Интересно было наблюдать за исповедью людей, но я, к сожалению, не могла исповедаться, хотя очень хотела. В тот момент в моей голове возник диалог где я просила прощения за все свои грехи, за которые мне очень стыдно. Я прониклась этой атмосферой до такой степени, что в какой-то момент я начала плакать и было ощущение, что со слезами уходит и все плохое из моей жизни. Я чувствовала себя очень спокойно, как будто внутренние мысли и чувства начали находить свое место.

19 мая.  Я пошла на экскурсию по монастырю и узнала много интересного о его истории и жизни монахинь. Я посетила музей, нижнюю часть храма, часовни. После экскурсии я села в саду монастыря и наслаждалась тишиной и красотой природы вокруг меня. Я почувствовала внутренний покой, которого так часто не хватает в повседневной суете.

Моя поездка в женский монастырь была незабываемым опытом. Я вернулась домой с чувством внутренней гармонии и покоя, и сильным желанием вернуться в это удивительное место снова».

Кристина Ткачук

«Вечером 17 мая нас гостеприимно приняла под свой кров тихая, прекрасная обитель.

После прибытия мы получили благословение от настоятельницы монастыря матушки Таисии и, подкрепив силы на вечерней трапезе, направились в гостиницу для паломников, а затем к Святому источнику.

На Святом источнике сестры пели тропари Пасхи и Богородичный, им вторили птицы и лягушки, и казалось вся природа была пропитана благоговейным трепетом и тихой радостью. Насладившись прекрасными видами, чистейшим воздухом и тишиной, которой так не хватает в городе, мы вернулись в гостиницу.

В кельях на подоконниках везде размещены  цветы очень красиво, тепло и

уютно. Особую атмосферу тепла и духовного единения создала совместная молитва и чтение канонов.

Отход ко сну был радостным в предвкушении событий завтрашнего дня.

И вот наступило солнечное прекрасное утро! В 6 часов утра нас с сестрами ждали в Соборе Успения Пресвятой Богородицы для совместной утренней молитвы с матушкой игуменьей и насельницами монастыря. Мне ранее не доводилось участвовать на службе в монастыре и было интересно и познавательно наблюдать за порядком действий. Чтение молитв и тихое прекрасное пение настраивало на проведение дня с Господом в мыслях и делах.

Далее матушка Таисия назначила паломникам послушание. Я вместе с частью девушек занималась очисткой территории монастыря от молодой поросли, а другие девушки окапывали елочки и кустарники.

Погода была солнечная и безветренная, выполняя полученную работу, я, периодически возвращалась к мысли о том, что монастырю всегда необходима помощь, ведь обработать такую большую территорию небольшому количеству немолодых монахинь просто не под силу.

Конечно, с Божьей помощью, территория содержится в прекрасном состоянии. Это место прекрасно и для духовных паломничеств к святыням, находящимся на территории монастыря и для тихих прогулок с детками, и для визитов художников для написания пейзажей, ибо пейзажи Ачаирского монастыря прекрасны в любое время дня.

Вторая часть моего послушания проходила в соборе Успения Божьей Матери.В то время, пока я следила за свечами, я получила прекрасную возможность рассмотреть иконы, размещённые в храме, а также спуститься в нижний храм, где размещена Сибирская Голгофа и похоронен митрополит Омский и Таврический Феодосий.

После вечерней трапезымы приняли участие в вечерней службе. Эта служба в монастыре немного отличается от вечерней службы в городских храмах. На мой взгляд она более тихая и продолжительная.

К сожалению, после миропомазания  мне пришлось уехать, по семейным обстоятельствам. И хотя мне пришлось уехать раньше, я уезжала с радостью и миром в душе и уверенности в том, что в скором времени вернусь снова.

Мне очень жаль, что я не увидела убранство других Храмов и часовен, находящихся на территории монастыря, очень хочется увидеть и поклониться всем святыням,  которые с трепетом хранят монахини монастыря.

Благодаря этим дням, я смогу поделиться с детьми некоторыми аспектами жизни в монастыре, его правилами и укладом, рассказать о монастыре, его святынях и храмах.

Думаю, что в ближайшее время, мы запланируем поездку с детьми в Ачаирский монастырь для проведения там открытого урока и экскурсий по храмам и святыням  монастыря. Хочется передать детям ту атмосферу, которая царит в этом тихом богоугодном месте».