Реализация принципа народности в школе

30 мая 2023 года

В базовой школе – БОУ г. Омска «Лицей 137» была проведена секция ОмГПУ региональных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений «Социокультурные практики реализации принципа народности К.Д. Ушинского в формировании пространства гражданско-патриотического воспитания школьников».

26 мая 2023 года лабораториейОмского научного центра РАО «Воспитание и социализация детей и молодежи в современном обществе» на образовательной платформе базовой школы ОмГПУ – Лицей 137 в стратегической проблематике региональных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений - формирования образовательного пространства гражданско-патриотического воспитания школьников, было интегрировано сразу несколько направлений деятельности участников образовательных отношений:

  • презентация воспитательной практики БОУ г. Омска «Лицей № 137» «Юнармия – пространство патриотического воспитания и гражданского самоопределения»;
  • дискуссионный круглый стол «Реализация принципа народности К.Д. Ушинского в формировании современной воспитывающей среды» 21-ой Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», посвященной 200-летию со дня рождения великого русского педагога К.Д. Ушинского совместно с ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина».

Таким образом, план работы секции включал демонстрационные и дискуссионные мероприятия, направленные на выявление педагогических традиций и современного социокультурного контекста их реализации в отечественной педагогике в деле формирования российской гражданской идентичности школьников.

В качестве целевой аудитории участников мероприятия выступили – школьники лицея 137 (члены юнармейского отряда «Орлята России»), их родители, представители педагогических коллективов базовых школ ОмГПУ и ОмНЦ РАО – 137, 53, 66, 92, 82, 16, преподаватели кафедры педагогики и студенты факультета психологии и педагогики ОмГПУ, общественных организаций, Омской епархии Русской Православной Церкви.

Открыли работу секции ОмГПУ региональных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений – иерей Константин Беспалов, сотрудник отдела Омской епархии по взаимоотношениям с обществом и СМИ, а также и Надежда Чекалева, член-корреспондент Российской академии образования,председатель комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области.

Специалист Омской региональной общественной организации «Центр патриотического воспитания «Альфа-Омск», член Общественного совета при УФСИН России по Омской области Михаил Безруков рассказал о своей командировке на территорию СВО и героизме российских солдат.

Директор лицея 137 Эльвира Чмеренко открыла презентацию воспитательной практики «Юнармия – пространство патриотического воспитания и гражданского самоопределения школьников». Традиции патриотического воспитания лицеистов и задачи юнармейского движения представил Юрий Глухов, педагог дополнительного образования, руководитель юнармейского движения лицея 137, а основные направления работы, содержание деятельности, достижения и результаты юнармейского отряда «Орлята России» - Виктор Гаврилюк, педагог дополнительного образования, руководитель юнармейского отряда «Орлята России».

Демонстрационная часть мероприятия включала в себя презентацию визитки юнармейского отряда «Орлята России», выступление ансамбля народной песни «Сибирские узоры» лицея 137 с русским народным (казачьим) танцем и мастер-классы юнармейцев по сборке-разборке автомата, по снаряжению магазина АК, особенно был популярен у студентов ОмГПУ мастер-класс по стрельбе из винтовки и восхищение вызвала демонстрация навыков строевой подготовки юнармейским отрядом «Орлята России».

Проблемное поле для дискуссионного круглого стола «Реализация принципа народности К.Д. Ушинского в формировании современной воспитывающей среды», посвященного 200-летию со дня рождения великого русского педагога К.Д. Ушинского, сформулировала профессор кафедры педагогики Наталья Чуркина, представив характеристику содержания идеи народности в воспитании и основные произведения К.Д. Ушинского в контексте данной идеи, прежде всего, «О нравственном элементе в русском воспитании». Среди основных положений идеи народности в воспитании К.Д. Ушинский определял: воспитание должно быть народным; воспитание должно давать детям реальное образование и ориентировать их на практический труд; центральное место в воспитании – это родной язык; воспитание должно быть ориентировано на формирование человека-патриота; женщинам должно быть обеспечено воспитание наравне с мужчинами; внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем недопустимо. Наталья Чуркина отметила, что основными стержневыми линиями реализации идеи народности в воспитании К.Д. Ушинского являются - религиозное воспитание и изучение родного языка, так как религия и язык – это не просто характеристики идентичности человека, это способы его мышления, деятельности, постижения окружающей социокультурной действительности.

Обсуждение участниками образовательных отношений современного контекста реализации положений идеи народности К.Д. Ушинского в организации воспитательного пространства школы позволило не только прояснить особенности формирования российской гражданской идентичности школьников, но и сформулировать определенные выводы, связанные с данным процессом:

- современное воспитательное пространство формируется, прежде всего, с целью сохранения и передачи традиционных ценностей российского общества;

- в современном модернизированном обществе сверхвыбора именно традиционные ценности все в большей степени лишаются своих «точек опоры» и это все более увеличивает социокультурную нагрузку на школу в сфере поддержки идентификационных процессов;

- идея народности К.Д. Ушинского предполагает, прежде всего, способность личности укорениться в истории своей семьи, малой Родины, страны, этнической группы, традиционной религии, родного языка.

Руководитель лаборатории ОмНЦ РАО «Воспитание и социализация детей и молодежи в современном обществе» Степан Чухин отметил, что «позиции опоры» в формировании российской гражданской идентичности - родной язык, традиционная религия, народные промыслы, эстетика родной природы, крестьянский (сельский) быт, отечественная история, которые сформулированы в идее народности в воспитании К.Д. Ушинского, в обязательном порядке должны быть включены в содержание новой философии воспитания.

Фоторепортаж мероприятия

Степан Геннадьевич Чухин

на главную страницу