Волшебство наших рук
21 марта 2020 года
18 марта 2020 года в БДОУ г. Омска «Детский сад № 339 общеразвивающего вида» прошла творческая мастерская «Волшебство наших рук». Творческая мастерская проводилась в рамках постоянно действующего семинара Омской епархии «Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС» для педагогов дошкольных образовательных организаций города.
Как известно, одной из составляющих понятия «Духовно-нравственное воспитание» является воспитание художественно-эстетическое, приобщение детей к прекрасному в окружающем мире. Существуют различные методики и техники развития у дошкольников художественных умений, в том числе, нетрадиционные. Одной из таких техник является пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.
Именно с этой техникой знакомили своих коллег педагоги ДОУ № 339 Алена Степановна Филатова и Юлия Николаевна Сенина под руководством заведующего Юлии Вячеславовны Вишняковой и старшего воспитателя Светланы Владимировны Устиновой.
Работы воспитателей получились очень красивыми и яркими, ведь педагоги вложили в них не только свои умения и старание, но и частичку души. Надеемся, что знания и умения, полученные в ходе творческой мастерской, пригодятся нашим коллегам в работе с воспитанниками.
Подвела итоги Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии. Она разъяснила основные понятия в области эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание – это процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Цель эстетического воспитания– формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
- эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства;
- эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства;
- эстетические потребности – нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
- эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
- эстетические идеалы – социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Результат эстетического воспитания – эстетическая воспитанность, в основе которой органическое единство развитых способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности.
Для ребёнка - дошкольника основной путь развития – обобщение собственного чувственного опыта, который опирается на воспоминание и осуществляется с помощью образных средств. Собственный опыт, прошлый и настоящий, фиксируется и обобщается взрослыми с участием детей. Ведение семейных дневников «Наш ребенок», фотоальбомов «Я расту», конкурсы детско-взрослых рисунков «Мы вместе видели», «Мы читаем добрые сказки», коллекции поделок, рисунков, коллажей, апликаций, выполненных детьми в разном возрасте, организация в ДОУ персональных выставок, демонстрируют групповую и индивидуальную успешность, позволяют осмыслить индивидуальное психологическое время, формируют сравнивающую рефлексию.
Метод творческого самовыражения помогает реализовать свои желания и возможности и улучшить качество жизни. Самовыражение происходит в разных видах практической деятельности: рисовании, лепке, музицировании, сочинении загадок, сказок, небылиц о себе, «кинопробах», театрализации.
С.В. Устинова,
старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 339
общеразвивающего вида»