Приобщение к истокам русского народного творчества
10 апреля 2019 года
09 апреля 2019 года в БДОУ г. Омска «Детский сад № 127» в соответствии с планом отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии прошла творческая мастерская «Приобщение к истокам русского народного творчества. Роспись филимоновской игрушки».
С приветственным словом выступила заведующая детским садом Светлана Владимировна Синицына. Затем старший воспитатель Оксана Михайловна Уразаева рассказала об опыте детского сада по народному творчеству. Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании гармоничного человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Глиняные игрушки имеют давнюю историю. Первые известные игрушки относятся ко II веку до н. э. Сохранились, в основном, игрушки 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др. Серьёзное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков.
В давние времена их использовали как фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда и свистульки. Любимыми в народе были образы коня, оленя, медведя, птицы, всадника, барана, козла.
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этотпромысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Большинство изделий, созданные филимоновскими мастерицами, являются«свистульками». Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.
Дети детского сада, в костюмах филимоновской игрушки, спели зажигательную песню, создав настроение. Воспитатель детского сада, большая мастерица Любовь Витальевна Сушко рассказала о технологии создания филимоновской игрушки:
1. Вначале лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.
2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.
3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.
Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и синий. Изредка брализеленый.
Проводили роспись в строгом порядке – вначале желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: «елочка», цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.
Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.
Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям и взрослым нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист.
Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии подвела итоги мероприятия.
Педагоги-воспитатели из детских садов, пришедшие научиться мастерству, выбрали себе игрушку и раскрасили ее. У каждого получилась своя, необыкновенная игрушка, которую унесли с собой, в детские сады воспитатели, чтобы показать и научить детей и родителей тому, чему научились, работая в мастерской.
Фоторепортаж https://vk.com/album-95496989_262389703
Оксана Уразаева,
старший воспитатель детского сада № 127