Протоиерей Александр Милованов. «Содействие формированию представлений о духовной жизни в процессе катехизации»
21 февраля 2018 года
Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска Саратовской области, Покровская и Николаевская Епархия.
«Содействие формированию представлений о духовной жизни в процессе катехизации». Доклад на семинаре «Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через катехизическую деятельность» XXVI Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», 25 января 2018 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва
В наше время, к сожалению, у многих людей, обращающихся с просьбой о крещении, искажено представление о христианских духовных и нравственных ценностях, и потому, как показывает наблюдение, нет никакого стремления менять жизнь в дальнейшем по заповедям Божиим.
Это является следствием утраты по известным причинам духовного опыта и водительства Церковного, а также того, что в общественном сознании активно распространяются различного рода учения, отстаивающие языческий культ силы и наслаждения, антиценности «сверхчеловека», мистику оккультизма и аморализм.
И пытаться поменять ценностные установки в сознании всего общества бывает очень сложно по причине отсутствия у церковных служителей должного инструментария, в том числе и условий для проповеди, и противодействия со стороны поборников аморализма и секулярного мировоззрения, как правило, действующих через СМИ с целью эксплуатации человеческих инстинктов.
Более того, как отметил святейший Патриарх Кирилл, «Церковь сегодня на передовой линии фронта в борьбе за народную нравственность. И как же достается за это Церкви! Как много обвинений в ригоризме, в отсталости в заблуждениях, в том, что Церковь тащит нас в средневековье! Однако ни в какое прошлое Церковь никого не тащит, но предлагает людям осознать великую Божественную истину: человек не сбивается с жизненного пути, если основывает свою жизнь на Божиих заповедях, на нравственном законе»[1].
Опытные духовники советуют, что говорить о вере следует тогда, когда вас спрашивают об этом и ваш ответ принимают. Если начинаются возражения и споры, то, значит, человек не готов воспринять дух и учение христианства. Христианство нельзя передать как науку или доказывать как философию. Христианство воспринимается сердцем; а если человек не чувствует его живительной силы, то внешние доказательства бесполезны. При земной жизни Спасителя многие очевидцы Его чудес не поверили в Него как в Мессию. Не хотят слышать проповедь о Христе и многие наши современники, тем более, что условий для такой возможности у нас, как служителей церкви, почти нет.
И потому следует признать, что обязательные катехизические беседы перед крещением являются уникальной возможностью, дивной привилегией для того, чтобы нам хотя бы предпринять попытку сообщить соотечественникам знания о Божественных заповедях и таким образом постараться поспособствовать их переоценке духовно-нравственных ценностей.
И это особенно существенно для людей, не имеющих должного духовного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценивать мотивы своего поведения.
Как показывает практика, в большинстве случаев современный человек, проходящий огласительные беседы под воздействием церковных правил, не готов быть честным даже с самим собой, оттого он придумывает различные отговорки, даже в начале своего пути приближения к Церкви, лишь бы только не менять свой привычный образ жизни, зачастую далекий от исполнения заповедей Божиих.
Но, как отметил Святейший Патриарх Кирилл, «Если правда будет сопровождать нашу жизнь, если все наше существование будет покорно закону правды, то это будет означать, что мы исполняем заповедь Божию. И все остальное нам приложится. Как говорят в народе: «Живи не ложью — выйдет по Божьи», потому что Бог есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14, 69). Отказываясь от лжи, мы тем самым отрицаемся диавола»[2].
Потому важно в процессе проведения огласительных занятий побудить человека осознать очевидные грехи против главных заповедей Божиих и помочь в попытке понудить самого себя бороться с ними, то есть правильно расставить приоритеты в духовной жизни, способствовать переоценке прежних ценностей, а также усвоению и реализации в своей жизни христианских ценностей.
Ценность – это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека.
Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта.
Христианские ценности включают в себя не только евангельские заповеди и нравственные правила. Они составляют целую систему.
Постараемся дать, в рамках небольшого доклада, общую схему христианских ценностей, которые следует донести в рамках оглашения перед крещением и послекрещальной катехизации, опираясь на краткие тезисы архимандрита Иова (Гумерова), приведенные им на сайте «Православие.ру», раскрыв их содержание в более широком толковании.
Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе.
Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью («Бог есть любовь» (1 Ин 4:16)).
Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет высшее звено в иерархии христианских ценностей, потому что является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения.
То есть очень важно в процессе катехизации донести до оглашаемых мысль, что именно Бог является сверхценностью в системе христианских ценностных координат.
Важно донести это до сознания катехизируемых потому, что вера в бытие Бога и дарованное во Христе Откровение непременно окажет многоплановое позитивное воздействие на морально-нравственную жизнь человека.
Ведь вера в Бога содержит мощный нравственный посыл, так как, во-первых, человек подчиняет свое поведение воле Бога, т.е. приучает себя к послушанию Его благой воле; во-вторых, уверовавший человек будет собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями стремиться уподобиться Богу и в какой-то степени преображается в подобии Творцу.
Происходит это по нескольким причинам, каковых можно выделить три:
— во-первых, в образе вечного Бога формируются понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому должно определять жизнь всех людей на земле:
— «…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29),
«…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48),
«…имейте мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа»(Евр. 12.14)
Во вторых, вера формулирует важнейшие нравственные требования к человеку и определяет перечень основных положительных и отрицательных качеств личности: добродетелей и пороков, разрабатывается аскетическая практика обретения первых и искоренения последних. То есть человеку дается ответ — что такое хорошо и что такое плохо.
Так, например, в послании к Галатам святой апостол Павел говорит о вечных непреходящих ценностях христианской морали: «…плод же духа Святого есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона» (Гал. 5:22)
Тот же апостол указывает на недопустимость аморального поведения человека, обличая грехи недостойные для обратившегося в христианскую веру и предупреждая о погибельности такого образа жизни: «…дела плоти суть известны – они: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласии, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют...» (Гал. 5:19-21).
В третьих, вера в Бога создает такую картину мира, в которой на основе взаимодействия между человеком и Богом определено воздаяние, которое будет соответствовать написанному: «…Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде — ярость и гнев; скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудею, потом и Еллину; напротив, слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:7-11);
— «…ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе» (Рим. 6:23);
— «блаженны те, кто соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на дерево жизни и войти в город небесный воротами, а вне – псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий, и делающий неправду»(Откр. 22:14) и др.
Таким образом, обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным в этой земной скоротечной жизни: утверждается вера в то, что жизнь по заповедям в конечном счете вознаграждается, а зло и грех, как следствие отступления от заповедей, подвергнутся заслуженному воздаянию и наказанию.
Эти разнообразные линии влияния веры на нравственность можно свести к одной важнейшей: вера формирует духовность как стремление к совершенству, смыслом которого является познание Святого Бога через открывшегося людям Иисуса Христа.
В христианской системе ценностей важнейшее место отводится также учению об уникальности человеческой личности не как продукта случайностей, как, например, в различных атеистических теориях происхождения человека.
Церковь же учит о человеке как о венце творения, совмещающем в себе не только земное, материальное начало, но и начало духовное, небесное, то есть как о бессмертном, духовном существе, сотворенном Богом по Своему образу и подобию. Человек обладает дарованной Творцом свободной волей, но при наличии ответственности. Важно указать на последствия грехопадения исказившего природу человека, способную к восстановлению только во Христе.
В таком случае целью жизни человека не является земное благополучие, не наслаждение плотское, а спасение бессмертной души человеческой для жизни вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха и физического – адских страданий и смерти вечной.
Земная жизнь рассматривается только, как подготовительная ступень к переходу в вечность. Смысл жизни христианина – стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией.
В ходе огласительных занятий важно дать понять слушателям, что христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека – блаженство в Царстве Небесном.
Участник огласительных бесед должен в результате занятий твердо уяснить, что у каждого человека, есть свободный выбор, и для него открыты два пути: узкий и широкий, путь «вечной жизни» и «путь погибели».
Да, многие идут последним путем — путем соблазнов и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Но это убивает человека, его душу, поскольку на первый план выходят материальные потребности, эгоизм и себялюбие. Человек становится эгоцентричным, руководствуется только своими прихотями и желаниями и творит зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность и гибнет душа.
Узкий путь, «путь жизни» — это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, путь мира, праведности и покаяния. Это — сложный путь, путь несения креста, и немногие хотят его находить. Но без выбора этого пути невозможно спастись.
В связи с такой переоценкой морально-духовных ценностей особое значение приобретает отношение к самому себе и к ближнему.
Верующий человек должен вести непрестанную работу не столько с внешними, сколько с внутренними врагами: соблазнами и собственными похотями, в числе которых «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2:16).
На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию («будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф. 5,48)), к богообщению, как радостному со-творчеству и со-работничеству по преображению и совершенствованию окружающего мира. Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли.
Следует указать слушателям в процессе оглашения, что одним из ключевых положений христианства является закон иерархичности как основополагающий структурный принцип мироздания. Иерархия и есть тот порядок, который выстраивает ценностные приоритеты личности и общества.
Но в отношениях человека с Богом она (иерархичность) может быть основана на разных принципах.
Положенный в ее основание страх наказания за грех порождает рабство, а договор — как страх потерять награду – наемничество.
Иерархический принцип в христианской системе ценностей основан на любви. А именно — здесь определение границы между свободой личности и ее подчинением определенному порядку идет через свободный выбор самоограничения во имя любви к Богу, Церкви и ближнему через исполнение данных Господом заповедей.
Это и есть жертвенная любовь во имя сохранения того порядка, который установил Создатель.
Замысел Бога о человеке, смысле и цели его жизни показывает, что человек призван быть образом и подобием Творца, который никогда не нарушает свободу человека, призывая его к добровольному, сознательному и ответственному выбору жизненных ценностей.
Определение их приоритетов исходит из иерархичности устройства человеческой личности: дух должен господствовать над проявлениями души и стремлениями тела.
Но об этом надо помнить и напоминать слушателям о необходимости в дальнейшем, после огласительных занятий стремиться познавать волю Божию и исполнять ее. Ведь еще св.пророк Давид восклицает: «О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твоя» (Пс. 118:15)
Катехизическое проповедование достигнет цели – утверждение христианских духовных и нравственных ценностей в сознании людей лишь в том случае, если оно основано на личной вовлеченности каждого участника встречи. Это необходимое условие.
У современного человека, далекого от Церкви, существует значительная проблема, препятствующая усвоению и применению здравого учения веры. Это — раздвоенность мыслей. Согласие с идеей, приверженность идее, чаще всего никак не означают реализации этой идеи на практике. Формальное принятие кажется достаточным. Оно обычно выражается тезисом – «да мы крещеные, да мы православные, верим, что Бог есть, а что еще надо?»
Если такое состояние, по мнению человека, есть вершина духовного развития и человек уже на ней находится, это означает единственно, что ему некуда и незачем идти: он уже на вершине духовного совершенства.
Нужно сказать, что у христиан вершина – это Христос, и эту Вершину мы никогда фактически в этой жизни не достигнем, поэтому для христианина на протяжении всей жизни всегда есть направление подъема. А если же существуют некие уже достигнутые вершины, некоторая стационарная точка, говоря языком математики, то дело это немножко даже опасное, потому что дальше-то куда? Этот вопрос демонстрирует трудность проповеди христианства к людям, которые достигли «вершины».
Одна из задач катехизатора состоит как раз в сломе этого стереотипа. Необходима, так сказать, умеренная провокационность в общении со слушателями, заставляющая их не дремать вяло под благозвучные увещевания катехизатора, а слушать, включаться в беседу и по возможности задавать вопросы, совместно искать на них ответы.
Важно также в процессе огласительного занятия донести до сознания современников, что нравственно-этическая культура православного христианства — это не обряды и формальные действия, а Заповеди Божии.
Ценность евангельских заповедей определяется тем, что они даны нам Господом как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.
Именно исполнение заповедей дает человеку истинную свободу. Как отметил святейший Патриарх Кирилл, «о какой же… свободе говорит ап. Павел (см. Евр.2:11-18). О такой, самой подлинной свободе, которая делает человека сильным, независимым, способным сопротивляться любым, даже самым трудным обстоятельствам жизни. Потому что человек теряет свободу, когда он перестает быть господином самого себя, когда он престает контролировать свои мысли, свои поступки, когда он становится рабом своих страстей, своего грехи, когда он становится слабым, неспособным выдерживать давление внешних обстоятельств. И проистекает это чаше всего не потому, что обстоятельства столь тяжелые, а потому, что сами мы внутренне не свободны»[3].
Уяснение этого принципа — необходимое условие в начале процесса воцерковления человека, делающего первые шаги в поиске Веры и Бога, в эффективном утверждении христианских духовных и нравственных ценностей в сознании.
А исполнение Воли Божьей, которая выражена в Его заповедях, представляет истинное духовное благо человека здесь, на земле и приведёт его к истинной радости, любви в вечной жизни.
Примечания:
[1]Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2015 года
[2] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011)
[3] Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы после Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля 2016 года
По материалам сайта mroc.pravobraz.ru