О свободе в Православии Виктор Власов побеседовал с Елизаветой Викторовной Дмитриевой, аспирантом кафедры философии ОмГПУ
10 января 2018 года
С Елизаветой Викторовной Дмитриевой я знакомлюсь на фестивале творческих исследовательских проектов «Держава» – в БОУ г. Омска «Лицее №74». Елизавета Викторовна собеседник увлекательный, заместитель заведующего по административно-хозяйственной части из БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 345», аспирант кафедры философии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
и тема её диссертационного исследования «Православная культура в контексте русской религиозно-философской традиции», руководит научным исследованием Красноярова Наталия Георгиевна, доцент, кандидат философских наук.
Интересно, работает в детском саду, а учёный без двух минут, как говорится. Хотя, что я удивляюсь, если администрация детского сада плотно сотрудничает с Омской епархией, то вряд ли стоит пожимать плечами.
– Скажите, а как выбрали тему для научного исследования?
– Меня всегда волновал вопрос: «Неужели мы, русские, настолько плохи, что нас можно так унижать, как это позволяют себе представители других культур и стран? Неужели в нас нет ничего и мы действительно, ленивые и, как сказали бы на Западе «свиньи»?» Учась на третьем курсе родного ОмГПУ, изучая русскую философию я поняла, что я русофил. Я люблю и уважаю свою страну. И тогда мне очень захотелось понять то, что не видят сейчас многие в нашей стране – её достоинства. Когда я пришла на кафедру философии и встретилась со своим будущим научным руководителем Наталией Георгиевной Краснояровой, тема была не оформлена. Уже позже, когда мы выбирали тему, Наталия Георгиевна одобрила мой выбор словами: «Знаете, Елизавета, я чувствую, что в православной культуре есть потенциал, который мы еще не смогли разглядеть. Эта тема важная и нужная.»
– Последние события в Украине показали, что нас, русских, православных считают рабами «Царя». В своей работе вы затрагиваете тему свободы и религии?
– Размышляя на тему свободы и религии, в первую очередь на ум приходят такие понятия, как пост, догмат, канон, запрет на что-либо и т.д, – охотно отвечает Елизавета. – Казалось бы, религиозная практика по всей своей сути представляет собой свод запретов различного порядка. О какой свободе в религиозной практике можно говорить? Но такое понимание религиозных ограничений слишком узкое и при ближайшем рассмотрении есть вполне разумная необходимость, которая понятна каждому человеку. Польза постничества, положительный эффект отказа от свободы телесных отношений и многое другое давно осмыслено в православной культуре и доказано наукой.
– Отказ от свободы телесных отношений – не следование природному инстинкту?
– Не совсем. Свобода телесных отношений подразумевает, как сейчас модно говорить, свободные отношения. Инстинкт подразумевает цель размножения, здесь иное. Смыслы разные. С начала времён, когда человек осознаёт своё отличие от природы, он желает вырваться из плена животных инстинктов. Животное не думает, оно ест, пьёт и размножается. Его поле – инстинкт. Но человек не желает быть животным. Вся структура психики направлена на другое развитие, не на животное, в противном случае не было всех тех артефактов культуры, которые сегодня имеет человечество. Именно христианская культура дает такую возможность человеку.
– Следовательно, веруя, человек более свободен?
– Я полагаю, да. Верующий человек более свободен, чем неверующий. Почему? Как много судий у мирянина? Начальник ругает, коллеги обсуждают, друзья осуждают и т.д. Будучи верующим и приходя в веру свободно, человек обретает свободу уже в том, что он имеет одного судью – Бога. А Бог всегда говорит одно и тоже, не меняет своих слов. Все его заветы постоянны. И всегда, что очень важно для нас, даёт возможность исправиться. Возможность исправить ситуацию, быть прощённым это как раз то, чего нам не хватает в жизни.
– Елизавета Викторовна, но догма – это всегда определённые рамки?
– Самое главное положение Христианства, сообщающее нам о том, что мы свободны – это свобода воли и выбора, дарованная Богом. В некоторых религиях есть понятие рока, судьбы, предначертанности и как бы мы не старались, против судьбы не пойдешь. Сегодня мы часто слышим слова близких и друзей: «Если суждено утонуть, не сгоришь!». Утверждения подобного рода безосновательны и не имеют ничего общего с Христианством. Если мы по своей глупости будем обращаться с огнем не осторожно, мы сгорим, будем лезть в реку, не умея плавать, на спор – мы утонем. Это наш выбор, наша ответственность. Подобного рода происшествия никоим образом не могут служить подтверждением того, что Бог так задумал нашу судьбу. Нигде в Священном Писании вы не найдёте слов о том, что Бог определил судьбу человека. Определено лишь наше назначение – искать Бога, а средства и пути выбирает сам человек абсолютно свободно. Ежедневно мы сталкиваемся с разными ситуациями, которых ранее не было. Выбор как поступить, что создать, взять на себя ответственность за последствия выбора – это есть высший уровень свободы.
– Но мы живем в светском государстве, как уравновесить две стороны: светскую и религиозную?
– Надо помнить, что несмотря на светское государство и культуру всегда есть то, что указывает на нашу иную, не материальную, а духовную сущность. Очень простой пример. Давайте зададим себе вопрос… На улице холодно? Нужна шуба, куртка, пальто и т.д. Зачем? Ответ: Чтобы не замерзнуть. А зачем мне не замерзать? Ответ: Потому что я не хочу замерзать, я хочу жить. А зачем мы живём? И вот тут мы подходим к ответу на вопрос, который выводит нас за пределы мирской жизни. За пределы друзей, шопинга и мелких обид на коллег. Неужели мы живём лишь для этого? Мы подошли к вопросу о смысле жизни, который лежит вне плоскости наличного бытия. Животное не задаёт таких вопросов.
– А источники знания? Не каждый способен работать с научной литературой, чтобы осмыслить потенциал Православия для воспитания подрастающего поколения.
– Невозможно, Виктор, воспитать полноценную личность без общения с необходимой литературой, необязательно научной. Глубокая осмысленность таких категорий как свобода, любовь, миролюбие, патриотизм, в первую очередь, обретаются духовно. Об этом можно прочитать в духовной литературе. Благо, сейчас многое можно прочитать онлайн или прослушать. Если педагог в своей практике затрагивает такие темы, то необходимо воспользоваться соответствующими источниками, ведь дети всегда задают много «Почему?» и «Зачем?».
Беседовал Виктор Власов
По материалам сайта nasha-molodezh.ru