В Омске состоялись Вторые Всероссийские аксиологические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».
15 декабря 2010 г.
Аксиологические чтения проходили 9 декабря 2010 г., организаторами которых явились факультет педагогики и психологии детства Омского государственного педагогического университета, факультет теологии и мировых культур Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Городской методический центр «Перспектива», Региональная общественная организация «Омское родительское собрание», Педагогический колледж №1 и Педагогический колледж №2.
На чтениях работали следующие секции:
1. Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольных образовательных учреждений.
2. Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
3. Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях реализации различных образовательных программ
4. Гармоничное развитие человека в процессе духовно-нравственного воспитания.
5. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания и образования в национальных школах. Диалог светской и религиозной теории и практики духовно-нравственного воспитания человека.
6. Гражданское воспитание как приоритет духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современной России.
На секциях свои доклады и проекты представляли педагоги, учащиеся, студенты, магистранты, аспиранты.
Комментирует событие участник аксиологических чтений Токарева Валентина Ильинична – методист Центра творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива».
- Валентина Ильинична, какова цель проведения аксиологических чтений?
- Необходимость аксиологических чтений продиктована современной действительностью. В ходе коренных изменений нашего российского общества в конце XX - начала XXI веков, острой проблемой стала духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Многие сейчас отмечают, что целое поколение утратило веру в те ценности, которые помнили и в которые верили даже в атеистическое время. А ведь это и есть те люди, которые будут в дальнейшем представлять нашу Россию, нашу жизнь, наше будущее. По своему опыту скажу, что сейчас у нас сама душа требует чего-то большего, нежели то, что предлагает обыденная материалистическая реальность, требует того, чтобы объединиться для решения этой проблемы вместе. Чувствуется такая потребность и у представителей администрации, и на уровне правительства. Представители всех сфер жизни заинтересованы в этом. А кто у нас ведет по детству и по отрочеству человека? - педагог. Поэтому в этом году около 300 человек подали заявки на участие из Омска и области, были представители даже из Казахстана. В прошлом году было чуть больше 200 человек. Необходимо отметить, что около 100 человек это были педагоги дошкольных образовательных учреждений.
- Чем отличались качественно вторые аксиологические чтения от первых?
- Чувствовалось, что был отдан приоритет секции духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольных образовательных учреждений. Дошкольные педагоги принимали участие даже в других секциях. В направлении духовно-нравственного воспитания у нас больше работают школы. Но дошкольные учреждения - это первая ступень и немаловажная. И достаточно был представлен опыт работы и этой ступени. Говорилось, что через разные виды деятельности можно работать в этом направлении: через игру, через краеведческие программы, через подготовку к народным и Святым праздникам. Говорилось о работе с детьми, которым нет и трех лет. И в этом возрасте уже ведется эта работа: через отношение к игрушке, через воспитание культуры общения, через отношение к сверстнику. Ведь как пишет наш поэт Тимофей Белозеров: «Что запомнит наше детство, то останется в наследство». Хочется отметить, что дети тянутся к этой культуре, к национальным играм, поговоркам, к национальным народным костюмам. Им это интересно. В Омске много национальностей, и дети других национальностей не отталкивают русскую культуру, не отталкивают такое построение духовности. И независимо, какого он вероисповедания, он участвует во всех праздниках. И дети, и родители принимают в них участие. Кстати, большая работа проводится с родителями: через педагогические советы, через лектории, через совместную подготовку к праздникам. Ведь на 80 % успешной работы в направлении духовно-нравственного воспитания зависит от взаимодействия с родителями.
- Расскажите об итогах аксиологических чтений?
- По итогам аксиологических чтений в сборнике будут опубликованы доклады выступающих, это тот огромный опыт, который может быть полезен молодым специалистам, педагогам, начинающим свою работу в направлении духовно-нравственного воспитания. Это возможность живого общения, обсудить существующие проблемы и пути их преодоления, наметить планы сотрудничества с коллегами.
Подготовила: Елена Шведова