Пути и проблемы духовного образования в светской школе
8 декабря 2010
Такова была тема работы одной из секций II Международной конференции православных женщин, которая прошла 2 декабря 2010 г. в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области».
Сие событие состоялось по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Омского и Тарского Феодосия, а также при поддержке Правительства Омской области.
В этом году конференция была посвящена проблеме миссии православных женщин в духовно-нравственном возрождении Отечества. Во главу был поставлен вопрос значения служения женщины в разных сферах современной жизни: семья, образование и воспитание, культура, общественная и благотворительная деятельность. На тематических секциях обсуждались основные трудности служения и пути их преодоления.
В силу современной тенденции создания единого пространства духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в системе образования, женщинам-педагогам в рамках конференции представилась возможность обменяться реальным опытом в этом деле.
Руководила работой данной секции Баранцева Светлана Петровна, ведущий методист отдела учебно-методического обеспечения департамента образования Администрации города Омска. В качестве эксперта от Русской Православной Церкви выступал иерей Александр Алексеев - настоятель университетского храма святой мученицы Татианы, руководитель Отдела образования и катехизации и Отдела по работе с молодежью Омской и Тарской епархии.
Педагоги Омска поделились опытом духовно-нравственного воспитания и образования школьников, опытом сотрудничества школы и прихода Русской Православной Церкви. Был представлен опыт использования таких форм и методов в духовно-нравственном воспитании, как проектная деятельность (создание учащимися православного сайта), исследовательская деятельность (написание учащимися летописи Омской и Тарской епархии, изучение истории храмов и приходов), театральные праздничные постановки, проведение бесед со старшеклассниками о семейной жизни на основе христианского вероучения, организация благотворительности. Были озвучены особенности управления педагогическим коллективом школы в условиях организации духовно-нравственного воспитания.
Однако в этом служении на сегодняшний день существует не мало проблем и открытых вопросов, из которых даже самые, на первый взгляд, незначительные являются принципиальными и основополагающими. От которых зависит, насколько преподнесенные уроки в теории имеют подтверждение на практике. Ярким и актуальным примером может служить приближающийся новогодний праздник, который введен в воспитательную программу любой школы, и который приходится на пик Рождественского поста – времени духовного преображения и осмысления. Также педагоги отмечают трудности включения в процесс духовно-нравственного воспитания родителей, которые зачастую поглощены современной коммерческой реальностью и средой потребления. А также сопротивление, встречающееся в среде коллег, как отголоски атеистической эпохи и частные случаи исторической амнезии.
Таким образом, главной задачей женщин в системе образования, помимо выстраивания грамотных воспитательных программ, признается - стремление быть для подрастающего поколения реальным примером женственности, долга и поступка.
Автор: Елена Шведова