О роли духовника в православном учебном заведении
12 апреля 2017 года
В разговорах о проблемах православных гимназий обычно охотнее обсуждаются дефицит бюджетных средств, нехватка помещений и качество образования. О духовном попечительстве речь заходит гораздо реже. Между тем духовник (в официальной терминологии — духовный попечитель) — одна из ключевых фигур современного образовательного процесса.
Именно от него в первую очередь зависит формирование здравой моральной атмосферы не только в ученическом, но и в педагогическом коллективе. «Церковный Вестник» вместе с самими школьными духовниками и представителями школьных администраций анализирует главные тенденции развития духовничества в эпоху постсоветских реформ.
Созидание атмосферы
«Большое искушение администрации и попечительского совета — в том, чтобы ограничить участие духовника преподаванием Закона Божия, исповедью всех учащихся в Великий и Рождественский посты, служением школьных Литургий и молебнов в начале учебных дней, то есть формальным исполнением своих обязанностей. Такое представление отражает системный характер любой школы, но в корне ошибочно прежде всего потому, что каждое православное учебное заведение является штучным продуктом, в определенном смысле уникальным авторским проектом, а значит, системные рецепты в нем тиражируются и воспроизводятся плохо. Именно поэтому здесь незаменима роль духовного попечителя — не требоисполнителя, а созидателя духовной атмосферы. Конечно, заниматься этим призваны и другие учителя, и родители, но именно на духовника эта задача возлагается в первую очередь, — считает экс-директор и нынешний духовный попечитель Свято-Владимирской православной школы, настоятель столичного храма Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. — Воспитывая достойных чад Православной Церкви, мы подражаем Христу в учительстве, наставничестве, отцовстве. И если это достигается усилиями духовника, тогда и сама школа мыслится не как учебно-воспитательное учреждение, а как семья, а отношения учитель — ученик, родители — учителя приобретают качественно иную, гораздо более здравую окраску».
В том самом системном, усредненно-универсальном случае, о котором говорит отец Алексий, школа предстает изрытым окопами, блиндажами и траншеями полем непрестанной ожесточенной битвы за знания, за успеваемость, за баллы ЕГЭ, за оклады и повышенные ставки. Учителя и родители что-то постоянно требуют друг от друга, к тому же первые и вторые «решают вопросы» (каждый в меру собственных сил) с учениками. «Это состояние перманентного конфликта очень удобно для администрации, на его фоне легко управлять», — продолжает священник. В православных же школах оно сдобрено еще одной специфической «приправой», о которой редко принято говорить вслух. Будучи негосударственным (в терминах современного законодательства — частным) заведением, православная школа не способна выжить за счет одного лишь муниципального бюджета, за редчайшим исключением не хватает и спонсорской поддержки. Жизнедеятельность поддерживается родительскими взносами. А, как известно, кто платит, тот и музыку заказывает. Этот стереотип изжить невероятно трудно, особенно если уровень воцерковления в семьях различается.
Именно поэтому в каждой православной школе принципиальную важность приобретают правила игры, о которых следует договариваться «на берегу». «Мы в первый класс принимаем не ребенка, а родителей, — утверждает основатель, директор и духовник московской православной школы во имя святого апостола Иоанна Богослова, настоятель храма Сошествия Святого Духа в Первомайском (Одигитриевское благочиние Викариатства новых территорий) протоиерей Сергий Махонин. — Наша школа небольшая: в 11 классах всего 180 учеников, всё в ней протекает в рамках канонического и традиционного Православия. Поэтому главное условие успешного воспитательно-образовательного процесса — единство Церкви, семьи и школы, а проблемные напряжения могут возникать, если один из родителей, к примеру, выбивается из привычного русла». И в качестве снимающего это напряжение лекаря выступает духовный попечитель.
Пастырская психология
«Гораздо лучше, если директор и духовный попечитель суть два разных лица, — считает директор столичной первой классической гимназии «Радонеж» в Ясеневе Михаил Тишков. — В качестве хорошей аналогии можно привести пример известного из истории устроения общества по принципу симфонии, когда духовная и светская власть действуют согласно, но при этом обязательно разделены. В этом случае духовник не только наставляет на путь истинный, если это требуется, педагогов — он и директору может рассказать, в чем конкретно тот заблуждается. Идеальна модель, при которой духовный попечитель является штатным преподавателем Закона Божия. Наконец, бывают дисциплинарные нарушения, за которые вообще-то из гимназии следует исключать. Духовник в этих обстоятельствах — последняя инстанция, которая, приняв исповедь и покаяние виноватого, вправе прийти к директору и высказать свое мнение о предоставлении возможности исправиться. И директор не может духовного попечителя не послушать».
«Духовник обязан быть знаком с детской психологией, — добавляет отец Алексий Уминский. — В каждом учебном заведении есть трудные подростки, и православная школа не исключение. В каждой школе воруют, и мы не исключение. Что делать с учащимся, который украл у одноклассницы мобильный телефон? Исключать? Вроде бы да. Но сначала попробуй разобраться, почему на такой шаг пошел воспитанный в далеко не маргинальной семье подросток, который очевидным образом знает, что воровать греховно?! Быть может, он как раз сейчас переживает тяжелейшую процедуру развода родителей и таким образом просто выражает протест против несправедливости? Или в многодетной семье появился третий подряд младенец, и до старшего ребенка элементарно никому нет дела?!»
Прививка от теплохладности
Еще одна важнейшая область ответственности духовника — осуществление своеобразной духовной прививки против охлаждения к вере. За 11 лет обучения каждый ребенок проходит как минимум через два переломных момента (после окончания начальной школы и в так называемый переходный возраст, в 11–13 лет), крайне опасных для душевного равновесия и духовного развития. «В этот момент может появиться мысль того, что православные дети — самые несчастные, — говорит протоиерей Алексий Уминский. — Им и так многого нельзя, да еще в некоторых семьях накладывают дополнительные ограничения. Но воспитывать в категориях «можно — нельзя»… нельзя! Поэтому наша задача — вовремя показать, что в нашем удивительно богатом мире Православия верующим очень многое доступно. И наполнить его разнообразным досугом, сделать так, чтобы из школы после последнего урока не хотелось уходить, тоже задача духовного попечителя».
«Мы делаем ставку на путешествия и лагеря. Действительно, есть проблема: где-то в средних классах гимназистам немного «надоедает» наш мир, — добавляет благочинный церквей Богородского округа протоиерей Михаил Ялов, директор Ногинской православной классической гимназии имени священномученика Константина Богородского. — Они предпочитают общаться в социальных сетях, сетуют в своем кругу: вот во внешней среде круто, а у православных… скукотища. Чего мы только не делаем: ходим под парусом, служим Литургию на Беломорканале, ставим поклонные кресты там, где не ступала нога человека… Всё равно с нетерпением ждут, когда с окончанием лагеря им вернут сданные в начале сборов мобильники».
Сохранение традиций
Не исключено, впрочем, что подобные эмоции у ногинских ребят возникают из-за довольно жестких (по крайней мере, по современным меркам) уставных требований в гимназии имени священномученика Константина Богородского. Так, посещение воскресных Литургий, как и торжественных богослужений в дни двунадесятых праздников, в городском Богоявленском соборетам строго обязательно (причем явка и самих школьников, и их родителей неукоснительно отслеживается). То же самое касается и еженедельных Литургий в гимназическом храме, где ученики (естественно, уже без родителей) молятся каждый понедельник. Получается, что у детей два дня подряд Божественная литургия — и так в продолжение всего учебного года.
Много это или в самый раз — решать как раз духовнику. В любом случае подобная практика допустима только в школах, где есть собственный храм. Увы, даже в столице это далеко не повсеместная норма. «В нашей школе занимаются дети из примерно полусотни приходов столичного региона, — говорит протоиерей Сергий Махонин. — Посещение воскресного богослужения каждым ребенком крайне затруднительно. Да это, честно говоря, и не нужно: насильно к богослужению не приучишь. Поскольку своего храма у нас нет, мы время от времени практикуем так называемые паломнические Литургии на дружественных московских приходах: в храмах Рождества Богородицы в Крылатском, Троицы в Голенищеве. Кроме того, ранее я лично принимал исповедь у каждого ученика как минимум ежегодно. Последние годы мы от этой практики отошли, но теперь я чувствую: она доказала свою оправданность, так что будем к ней возвращаться».
В православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского (город Киров) Литургия еженедельная. Правда, здешний храм во имя святой великомученицы Екатерины еще и приходской, так что совершается она во внеучебный день. Помимо этого один-два раза в неделю служатся общешкольные молебны (посетить надо хотя бы один). «В течение года все ученики несколько раз (не менее одного) обязательно проходят лично у меня исповедь с последующим причащением», — добавляет духовник школы протоиерей Сергий Гомаюнов.
Разумный компромисс нашли в Свято-Владимирской школе: необходимость ежевоскресного посещения Литургий, как и ежемесячного причащения детей, здесь внесена в Устав. Однако администрация не контролирует эти моменты, принципиально оставляя их на совести родителей. «Это разумные рамочные установки, которые можно рассматривать как рекомендуемый (более того, крайне желательный) ориентир для ребят, — говорит отец Алексий Уминский. — Конечно, кому-то такая нагрузка покажется избыточной, и в индивидуальном порядке по просьбе родителей ее можно несколько ослабить».
И всё же главное ноу-хау воспитательного процесса этой школы — насчитывающая десятилетнюю историю традиция так называемых агап. Это — традиционные собеседования за праздничной трапезой после Литургий, в которых по возвращении из Владимирского храма духовенство участвует вместе с учениками. Исходные вопросы для обсуждения — обязательно анонимные — заранее готовит дежурный класс. Разумеется, допускаются и вопросы из зала. Круг обсуждаемых тем невероятно широк: ребят интересует, как постичь вечность и можно ли играть в игры на компьютере, почему на католических изображениях святых редки нимбы, а «666 — число диавола» (цитаты из расшифровки агап на школьном сайте). «Замечательный формат свободной дискуссии позволяет мне иногда переадресовать вопрос педагогу, а в отдельных случаях (если задают его 5–6-классники) — старшеклассникам, — замечает отец Алексий. — Тут духовное возрастание проявляется, что называется, невооруженным глазом».
Кроме Литургий в школьном расписании есть еженедельные (по понедельникам) молебны перед первым уроком: по очереди — святому равноапостольному князю Владимиру и новомученикам и исповедникам Российским (это дополнительный воспитательный элемент — уже сопряженный с Новейшей историей Отечества). В иные дни специально учиненный чтец из учащихся дежурного класса по-русски читает Евангелие, после чего школьники совместно молятся о болящих. Каждый урок начинается с молитвы».
Немного иная схема применяется в Московской традиционной Свято-Петровской школе. Здесь общешкольные Литургии совершаются каждый четверг, и их посещение обязательно для всех учеников. Правда, в порядке исключения младшеклассникам могут либо разрешить пропускать некоторые из них, либо приходить не к первому священническому возгласу, а к началу Евхаристического канона (особенно если они далеко живут). С общешкольного же молебна в домовом храме начинается каждый учебный день.
Закон Божий и… всё остальное
Наконец, последняя (ни в коем случае не по степени важности и уделяемого внимания) область ответственности школьного духовного попечителя — собственно сам учебный процесс. Разумеется, не весь: было бы, наверное, смешно диктовать учителю-физику методику преподавания законов Ньютона, а химику — реакций ионного обмена. Речь здесь идет о том, чтобы формирование картины мироздания на школьных уроках не выходило за границы христианского мировоззрения и тем более не диссонировало с ним.
«Дело в том, что деятельность православной школы, как и всякого общеобразовательного учебного заведения, обязана соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, — напоминает духовник Православной гимназии им. преподобного Трифона Вятского протоиерей Сергий Гомаюнов. — Мы, разумеется, придерживаемся этого правила. Но при этом у нас преподаются еще и вероучительные дисциплины. Получается одновременное существование в двух контекстах: современной системы образования и обучения духовным предметам. Задача духовника — добиться, чтобы они не превратились в параллельные миры». Духовник, таким образом, сталкивается с необходимостью как минимум профессионально разобраться в современном преподавании предметных учебных дисциплин.
Задание на дом
Нынешний этап развития института духовничества в православных школах уникален. Преодолев наивные представления 1990-х годов, эти учебные заведения, несмотря на продолжающиеся финансово-экономические эксперименты над ними со стороны государства, прочно заняли свое место в системе общего среднего образования России. Оптимальный же формат духовного попечительства по-прежнему остается предметом поиска на местах. Именно поэтому от личности духовника благополучие школы в широком смысле зависит в первую очередь.
Возможно, у следующих поколений профессиональных православных педагогов какие-то из описанных выше практик, методов и опытов духовничества вызовут улыбку. Но без промахов нет успехов, а не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Узловой смысл переживаемого момента в православном образовании — отнюдь не наказание виновных, а высвечивание передовых, самых позитивных и перспективных практик. Именно в этом — сегодняшнее «домашнее задание» для духовных попечителей.
По материалам сайта pravobraz.ru