Митрополит Меркурий: Давно настало время переходить от экспериментального к адекватному формату преподавания религиозных культур
27 января 2017 года
26 января 2017 года Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений выступил с докладом на круглом столе «Духовно-нравств
В своем выступлении митрополит Меркурий отметил, что тема круглого стола предполагает серьезный обстоятельный разговор не только о преподавании религиозных культур, а о стратегии развития отечественной школы в целом. «Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразователь
«Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам», — добавил иерарх.
Опираясь на статистические данные, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации отметил рост процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. Однако, по его словам, в ряде регионов продолжает сохраняться низкий выбор курса православной культуры. Это, в первую очередь, ряд регионов Юга России и Северного Кавказа, а также Приволжский федеральный округ и Республика Татарстан, где уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.
Одной из главных проблем при реализации преподавания курса Основ православной культуры, как отметил митрополит Меркурий, является сохранение фактически экспериментально
«Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры», — добавил он.
Его Высокопреосвященство считает, что все это является следствием сохранения уже указанного экспериментально
«Как будто все религиозные и мировоззренчески
е вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!» — отметил митрополит Меркурий.
Еще одной проблемой председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации назвал некомпетентные высказывания, а часто и умышленно искаженную информацию в СМИ и заказные антицерковные провокации по преподаванию курса Основ православной культуры.
Переходя от проблем к их решению, митрополит Меркурий отметил, что концепция перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Он добавил, что к реализации этого плана нужно приступить как можно быстрее. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл еще два года назад, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравстве
«Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравс
твенного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу», — подчеркнул митрополит Меркурий.
Он выразил уверенность в том, что «работа круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравстве
В работе круглого стола также приняли участие председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Ермакова, ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Волосовец, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, начальник Экспертно-правового управления Аппарата уполномоченного по правам человека Российской ФедерацииСветлана Сабаева, представители депутатского корпуса, педагоги и другие экперты.
По итогом состоявшейся дискуссии будут сформулированы рекомендации федеральным и региональным законодательным и исполнительным органам власти, Российской академии наук и Российской академии образования, общественным организациям и институтам гражданского общества.
Завершая работу круглого стола Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации выразил благодарность председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, руководителю комитета нижней палаты парламента по образованию и науке Вячеславу Никонову, сотрудникам аппарата Госдумы и ее комитетов за высокий уровень подготовки и проведения Рождественских парламентских встреч и профильного круглого стола по вопросам духовно-нравств
По материалам сайта pravobraz.ru