Неделя всех святых в Земле Российской просиявших

Праздник этот совершается во 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвящен празднованию памяти всех русских святых.

Идея соборного празднования памяти русcких святых появилась в середине XVI в., после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.

После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю после памяти пророка Илии (20 июля).

Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресенье Петрова поста.

В первую Неделю по Пятидесятнице Святая Православная Церковь вспоминает Всех своих Святых, но во вторую Неделю вспоминает всех Святых России, наших Святых, которые нам ближе всех. День "Всех святых, в земле Российской просиявших" празднуется в первое воскресение Петрова поста. Известный факт: нигде нет столько святых, как в Русской земле. Господь так возлюбил и благословил Русскую землю, что даровал на этой земле много святых из среды русских людей.

Подвигом русских святых освящена вся Россия, наши святые не только спасали наши души, но руководили духовной и повседневной жизнью мирян – св. Серафим Саровский, Оптинские старцы. Они создавали нашу литературу, начиная с праведных летописцев и заканчивая свв. Димитрием Ростовским и Тихоном Задонским. Они устраивали нашу государственную жизнь – святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Алексий Митрополит Московский, Патриарх Ермоген; они покоряли и преображали дикую природу – Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Псковские преподобные и многие другие. Святые Русской земли спасали не только себя, но и нашу русскую жизнь, наше государство. Нет сословия в России, из которого не вышли бы святые угодники Божии. Благодаря им, из всех многочисленных народов, только русский народ избрал в названии своей страны слово "Святая" – Святая Русь.

В XX столетии была объявлена война русской святости – уничтожались храмы, иконы, осквернялись святые мощи угодников Божиих. Но Господь победил мир, укрепил Свою Святую Церковь, и дал силу и крепость нашим соотечественникам выдержать гонения, которые сопоставимы с гонениями первых веков Христианства. В нашей Родине – Святой Руси – в XX веке свершился великий мученический подвиг, отмеченный актами канонизации в 2000 году, когда за один год было прославлено Святых больше, чем за 1000 лет Христианства на Руси. До этого времени среди русских святых больше всего было Преподобных, сейчас же среди наших небесных заступников большинство составляют мученики. Подвиг святости в России – подвиг мученичества.

Всегда в Церкви все делается с определенной целью, и ее опыт, который она накапливала, используется для ведения своих прихожан, своих чад в Царство Небесное. Поэтому в установлении праздника Всем российским Святым есть духовный смысл, который заключается в том, чтобы показать человеку этот путь, который приводит его к Богу.

Источник: Седмица.ру и Информационная служба Псковской епархии

 

В раздел "Православные праздники и посты"

На главную страницу