Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства
6 апреля 2012 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Со вступительным словом к собравшимся обратился Предстоятель Русской Православной Церкви.
Приветствую всех членов Комиссии по вопросам защиты семьи и материнства, а также приглашенных гостей. Особо приветствую Павла Алексеевича Астахова, который только что подписал соглашение с Преосвященным владыкой Пантелеимоном. Надеюсь, на основе этого соглашения будет развиваться конкретное сотрудничество Церкви и подчиненного Вам ведомства, и не только ведомства, но и всей той важной сферы общественной жизни, к которой Вы как уполномоченный представитель при Президенте имеете непосредственное отношение. Дай Бог, чтобы нашими совместными усилиями были преодолены все существующие шероховатости, с тем чтобы мы могли, объединив усилия, достичь того результата, который является архиважным для будущего всей нашей страны.
Позвольте мне сказать несколько слов относительно вопросов, связанных с защитой семьи, с защитой материнства и детства. Тот факт, что мы употребляем слово «защита», уже есть некий сигнал неблагополучия. Когда все благополучно, тогда и защищать не нужно. Но если мы говорим о необходимости защищать материнство, детство, природу, значит, речь идет о неблагополучии. А неблагополучие, связанное с семейной жизнью, имеет самое непосредственное отношение к тому, будет ли благополучной или неблагополучной жизнь нашей страны. Никакие экономические реформы, никакая модернизация, никакие инвестиции, никакая развитая инфраструктура, никакие высочайшие достижения в области науки, техники, образования, культуры не сделают ничего радикального для изменения к лучшему жизни нашей страны, если народ наш будет вымирать.
Тема демографии имеет, конечно, ярко выраженное политическое измерение, связанное с безопасностью Отечества. Но при этом проблема демографии имеет некую первопричину, которая лежит в помрачении нравственного сознания современного человека. И Церковь в первую очередь обращает внимание на первопричину, отдавая себе отчет в том, насколько важны последствия демографического неблагополучия для жизни нашего народа.
Семья является Богом установленной ценностью. Вообще, не существует иных Богом установленных институтов, кроме семьи и Церкви. Все остальное является результатом общественного развития, эволюции общественного сознания, а вот семья и Церковь установлены Богом. Поэтому у Церкви особое отношение к сохранению семьи. Мы знаем, что история рода человеческого началась с семейных отношений. Семья была призвана формировать человеческую личность, развивать в человеке Божий образ, содействовать такому умственному, нравственному, духовному, физическому развитию человеческой личности, которое обеспечило бы поступательное развитие всей человеческой цивилизации. Семья, действительно, — колыбель человечества: и человек как личность, и весь род человеческий формируются в семье. Что происходит в семье, то проецируется на жизнь общества и всей человеческой цивилизации.
Мы можем утверждать, что семья в России, на всем постсоветском пространстве, в Европе и во всем мире переживает сегодня тяжелейший кризис. Если мы сконцентрируемся сейчас только на российской ситуации (хотя одновременно в моем сознании сохраняется озабоченность, касающаяся положения семьи в других странах, которые входят в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата), то и на примере России мы сможем поговорить о том, что происходит на всем бывшем постсоветском пространстве. Наше общество приходит в ужас от сообщения о том, как двое молодых людей убивают своего ребенка, а затем заявляют, что он пропал, обрекая весь город и всю страну на глубочайшие переживания. Это сообщение сменяется другим: как отец убивает свою дочь только потому, что она не хотела есть кашу. Далее эти новости чередуются с ужасной информацией о детских суицидах, о том, с какой легкостью дети и подростки кончают жизнь самоубийством…
Происходящее несет в себе сигналы огромной силы для каждого мыслящего, для каждого совестливого человека. А если эти сигналы не достигают сознания и сердца кого-то из телезрителей или пользователей Интернета, то это свидетельствует о его духовном и нравственном неблагополучии. Мы понимаем, что семью нельзя вырвать из общего культурного, социального, политического, экономического контекста, в котором живут люди; и на семейное благополучие влияет огромное количество факторов. Когда мы говорим о коррупции, когда мы говорим о преступности, когда мы говорим об информационной политике, отмечая неблагополучие в этих сферах, мы должны это неблагополучие проецировать и на семейные отношения.
Ну, а что же происходит в сфере семейных отношений? В нашей с вами сегодняшней дискуссии нельзя избежать фактов и статистики. Вот некоторые цифры: на 1 215 000 браков приходится почти 640 тысяч разводов, то есть больше половины. В 2011 году родилось 1 814 000 детей и произведено абортов 1 230 000 — по официальной статистике. Неофициальная статистика оперирует ужасными цифрами — 3,5 - 4 млн. абортов.
Сегодня в России около 700 тысяч детей-сирот, большинство из которых — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Такого понятия в старые времена в России вообще не существовало, как до сих пор не существует в некоторых странах, где развита система солидарности, в первую очередь семейной солидарности, где даже дальние родственники сразу берут покровительство над сиротами в случае, если умирают родители. Так вот, из 700 тысяч детей-сирот 10-11 тысяч — те, от кого отказались уже в роддоме.
Число самоубийств среди подростков — это 20% от всех самоубийств. Никогда не было такой страшной цифры. По данным Генпрокуратуры 62% всех самоубийств несовершеннолетних связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.
Подростковое пьянство: более 80% подростков употребляют алкоголь. По данным Роспотребнадзора ежедневно в России употребляет алкоголь — вдумайтесь! —33% юношей и 20% девушек начиная с 13 лет. 33% мальчиков и 20% девочек с 13 лет систематически употребляют алкоголь! По данным Государственного антинаркотического комитета из 130 тысяч молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет, ежегодно умирающих в России, около 100 тысяч гибнет от злоупотребления наркотиками. Если исключить смерть от наркотиков, то в три с лишним раза сократится смертность среди молодых людей.
Конечно, можно пытаться решать проблемы общества политическими и экономическими методами, по всей вероятности, на уровне правительства. Именно это и нужно делать в первую очередь, но без понимания того, что в основе всего — нравственные проблемы личности, формирующейся в семье, успеха не будет. Сегодня мы должны ясно осознать: разговоры о нравственности — это не просто красивые слова, не просто рефрен, звучащий в церковной проповеди, от которого иногда отмахиваются, как от чего-то скучного или даже надоевшего. Церковь действительно изо дня в день говорит об одном и том же и не перестанет говорить, потому что состояние семьи, рождаемость, физическое и нравственное состояние молодежи — это залог выживания нашего общества, и никак не меньше.
Государство сегодня демонстрирует обеспокоенность демографической проблемой. При таких темпах спада рождаемости через 20 лет в России просто некому будет работать. Мы действительно стоим перед угрозой вымирания и потери национальной идентичности. Именно поэтому тема, которой мы сегодня посвящаем свои усилия, является темой первостепенной важности.
По данным переписи 2010 года, в России приходится 1,47 ребенка на одну семью. Для того чтобы поддержать демографический баланс, нужно 2,11-2,15 детей на семью. Другими словами, при всех усилиях, которые сегодня прилагаются со стороны государства, мы так и не достигли черты, когда можно было бы сказать, что Россия не вымирает или, по крайней мере, что вымирание страны приостановилось. Каждый из нас должен пройти свою часть пути — государство, Церковь, общественные организации, средства массовой информации.
Позвольте мне поделиться с вами мыслями о том, что с нашей точки зрения должно было бы сделать государство. У России есть позитивный опыт: меры, которые были приняты в 2007-2009 годах правительством для повышения рождаемости, в частности, введение материнского капитала, имели эффект. Я удовлетворен тем, что озабоченность, высказанная нами на встрече с премьер-министром В.В. Путиным относительно необходимости поощрения рождаемости, особенно в демографически депрессивных регионах, была услышана и были приняты соответствующие решения о поддержании рождения трех и более детей, о финансовой поддержке семей, где рождается третий или последующий ребенок.
Но нам кажется, что нужно тем не менее подумать и об иных способах и средствах преодоления острой демографической проблемы с позиции государства и с приложением усилий государственных институций. И для того, чтобы это произошло, должно произойти, в том числе, изменение в сознании наших политиков. Семья должна быть поставлена в центр озабоченности, она должна стать одним из важнейших государственных приоритетов. Об этом говорится все больше и больше, но было бы важно закрепить это в каком-то законодательном акте, пусть это будет не закон, а некое авторитетное заявление высшей власти о том, что состояние материнства, семьи и детства становится наиважнейшим приоритетом государственной политики.
Если проанализировать информационный поток, который сегодня идет на каждого человека через Интернет и телевидение, то можно убедиться в том, что в процентном отношении тема семьи, материнства и детства уступает другим темам. А это означает, что в сознании абсолютного большинства людей, в том числе влияющих на информацию, семья, материнство и детство не являются приоритетом. Вот когда материалы демографического характера, тема семьи будут занимать большее место в информационном потоке, это и будет свидетельствовать о возросшем внимании и о возросшем интересе общества, ведь, что греха таить, многие информационные источники работают на потребителя. Чем выше спрос, чем выше интерес, тем больше и отдача информационных источников.
Полагаю, было бы важно, чтобы при поддержке государства были приняты меры для решения жилищных вопросов многодетных семей. Мы видели, как энергично решался жилищный вопрос военнослужащих, военных пенсионеров, — эта программа практически завершается. Может быть, сейчас важно было бы выработать параметры программы жилищного строительства для многодетных семей. Рождение нового ребенка не должно обрекать семью на бомжевание или даже на значительное снижение комфорта проживания. Если кто-то отказывается от ребенка, потому что просто жить негде, то это не нравственная проблема — это государственная задача. Нужно вывести семью, ожидающую нового ребенка, из-под угрозы попасть за грань бедности. Хотя бы матерям четырех и более детей должны выплачиваться какие-то пособия, а работа по воспитанию детей, тяжелейший труд матери, полагаю, должен засчитываться в стаж, потому что сегодня для государства воспитание ребенка — не меньшее по важности дело, чем работа на фабрике, на заводе, в офисе или в каком-то другом месте.
Я хотел бы коснуться темы возможной реорганизации органов опеки. Не наше дело давать конкретные советы, но вот в чем мы видим свой долг: достаточно ясно сказать, что органы опеки не должны ассоциироваться с неким репрессивным механизмом, направленным на изъятие детей из семей, направленным на то, чтобы воздействовать на семейную ситуацию непременно репрессивными методами. Органы опеки должны быть в первую очередь органами помощи, органами профилактики. Родители должны опираться на органы опеки, звонить туда, спрашивать совета, разделять свою скорбь, и в первую очередь органы опеки должны реагировать на это. Знаю, что во многих местах так и происходит; но, к сожалению, в очень большом количестве случаев органы опеки действуют, как репрессивный механизм.
Полагаю важным создавать центры кризисной беременности, которые желательно объединить в единую систему. Надо, чтобы женщина, сделавшая выбор в пользу жизни своего ребенка, чувствовала практическую поддержку и получала помощь со стороны государства и общества. Пока такой помощью занимаются в основном негосударственные организации; многое уже успела сделать Церковь. Мы сейчас строим общецерковную систему центров защиты жизни. Положительный пример у нас есть в Москве — под эгидой нашего Отдела по церковной благотворительности и социальному служению открыт такой центр кризисной беременности, и полагаю, что мы будем энергично двигаться вперед, содействуя открытию аналогичных церковных учреждений в епархиях Русской Православной Церкви.
Полагаю, что столь же важно скорректировать существующую сейчас государственную систему помощи многодетным. Иногда складывается впечатление, что люди, которые создавали или создают эту систему, сами не имеют опыта многодетных семей и опыта многодетности. Хотел бы привести один пример. Многодетным семьям выделяются путевки на отдых — и слава Богу, что это делается. Но при этом не предполагается отдых всей семьей: дети-подростки должны ехать в лагерь, дети-дошкольники — с одним из родителей в пансионат, а дети до трех лет в дома отдыха, предлагаемые государственной программой, вообще не принимаются. Так как же отдохнуть семьей? Полагаю, надо было бы подумать над этим. Речь должна идти о либо о каких-то компенсациях, либо об организации семейного отдыха. В частности, во многих церковных лагерях мы практикуем именно семейный отдых, обеспечивая необходимыми условиями всю семью — и родителей (а иногда даже бабушек и дедушек), и детей.
Хотел бы сказать несколько слов о возможных усилиях государства, как они нам представляются, в сфере информации и культуры. Уже было сказано, что сегодня главным источником воспитания стали телевизор и Интернет. Современную масс-культуру можно прямо назвать антисемейной — здесь и доказывать ничего не нужно. С экранов телевизоров и компьютеров слышится площадная брань, персонажи шоу-бизнеса в эфире похваляются подробностями своей личной жизни, которые никак не содействуют формированию семьи. А ведь эти люди становятся образцами для подражания, становятся некими кумирами для молодежи. И если кумир похваляется своей безнравственной жизнью, отсутствием семьи, наличием детей от огромного количества партнерш или партнеров, — что это означает? Тем самим молодежи предлагается «пример», как надо себя вести.
Мне кажется, что на центральных телеканалах должно быть выделено время для программ, прямо и привлекательно пропагандирующих семейные ценности. Должна проводиться целенаправленная кампания по созданию привлекательного образа многодетной семьи. И, конечно, желательно, чтобы в сфере кино- и телеиндустрии проводилась совершенно осознанная государственная политика, направленная на поддержку семейных ценностей, особенно через теле- и кинопродукцию, которая имеет госфинансирование. У нас должен быть социальный заказ, в том числе на соответствующую информационную и культурную политику, целью которой было бы увеличение рождаемости и оздоровление семейной жизни.
Теперь несколько слов о том, что может и должна сделать Церковь. У Церкви есть понимание того, что семья и дети являются великим даром Божиим. Каждый ребенок — это дар Божий, и многодетность является благословением для родителей. Жена спасается чадородием (см. 1 Тим. 2:15). Что значит «спасается»? Конечно, наследует Царствие Небесное и райские обители. Но ведь спасение обретается уже здесь, на земле, во внутреннем духовном состоянии человека. Полнота жизни — это не только внешний комфорт, это состояние души; и спасение дается человеку через семью.
Это не значит, что человек одинокий, по каким-то обстоятельствам не вступивший в брак или не имеющий детей, исключается из этой спасительной перспективы. Такой человек должен сам себя найти и делать в своей жизни нечто, что было бы в нравственном смысле не менее значимым, чем рождение и воспитание детей.
Церковь должна всеми мерами помогать верующим, которые несут благодатный подвиг многочадства. Полагаю, что мы должны поставить тему многодетной семьи также в центр нашей приходской жизни. Мы говорим о необходимости осуществлять в каждом приходе социальную работу, заботиться о неблагополучных семьях, о людях одиноких, престарелых, больных, об инвалидах. Но давайте скажем, что и многодетная семья должна быть в центре нашего внимания. И социальные, и приходские программы нам нужно выстраивать таким образом, чтобы они содействовали, в том числе, поддержке многодетных православных семей.
Семья, которую Церковь призвала к чадородию, не должна чувствовать себя заброшенной и тем более обманутой: услышали призыв священника, откликнулись на этот призыв, — а потом начинают сталкиваться с одной, другой, третьей проблемой… Церковь должна сделать все для того, чтобы ее призывы были поддержаны, по крайней мере, ее собственной социальной политикой в отношении многодетных семей.
Особенно важно уделять внимание воспитанию самих родителей. Следует подумать о создании общественной организации многодетных семей. Вообще, нужно поддерживать социальные связи единомышленников, а многодетные семьи — это единомышленники, и даже больше чем единомышленники. У них не только единые мысли — у них единый образ жизни. У нас есть общества рыбаков, охотников — кого только нет! Вот должны создаваться и организации многодетных семей — по крайней мере, в Церкви, а я бы предложил, чтобы такие организации создавались и в нашем обществе. Может быть, где-то это уже есть, но недостаточно для того, чтобы организовать систему солидарной нравственной поддержки — а, может быть, не только нравственной, но и материальной — тех, кто попадает в трудную ситуацию, будучи связан большим количеством обязательств по воспитанию детей.
Убежден, что помощь семье — это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы все должны понять, что крепкая семья — это действительно залог нашего будущего.
По материалам сайта www.patriarchia.ru