Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня в московском храме «Большое Вознесение»
13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня. Завершились сорок дней, в течение которых мы праздновали Святую Пасху, — те самые сорок дней, которые отделяли момент воскресения от вознесения Спасителя. Они были наполнены совершенно особым содержанием. Христос больше не находился каждодневно вместе с апостолами, но Он являлся им, и эти явления не все могли сразу распознать, как то было в случае с Марией Магдалиной, или Лукой и Клеопой, которые лишь в какой-то определенный момент увидели в Том, Кто с ними общается, Господа и Спасителя.
В течение этих сорока дней Господь встречался с учениками в Иудее и в Галилее, уча их о Царствии Божием. Именно в эти сорок дней было заложено многое в жизнь будущей христианской общины — то, что мы называем преданием. Оно не было отражено письменно, но запечатлелось в памяти христианской общины и, передаваясь из поколения в поколение, стало священным преданием Церкви.
Сегодняшнее Евангельское чтение взято из 24-й, заключительной главы Евангелия от Луки — собственно говоря, повествование от Луки заканчивается сегодняшним евангельским чтением. Апостол рассказывает о явлении Христа Воскресшего ученикам. «Посмотрите на руки и ноги Мои, — говорит Спаситель, — ибо это Я Сам» (Лк. 24:39). Какие странные слова: «Это Я Сам»! И далее, как бы в доказательство того, что это именно Он, говорит: «Осяжите меня и уразумейте: дух плоти и костей не имеет». Не исключено, что апостолы, которым Христос являлся неожиданно и при дверех затворенных, могли в Нем видеть не реальность, а некий дух, призрак. Господь развенчивает эти сомнения. Он акцентирует их внимание на то, что Он в реальной плоти: «Осяжите, уразумейте», а потом, как бы еще раз настаивая на реальности Своего бытия, говорит им: «Есть ли у вас здесь что-то съестное?» И принесли Ему рыбы, печеной на угле, и мед, и Он вкушал эту пищу. Конечно, Господь после воскресения мог обходиться без всякой физической пищи, но Он делает это для того, чтобы показать апостолам, что Он во плоти, что воскрес не только Его дух, который никогда и не умирал, — вместе с Воскресением Он восставил из небытия, из смерти, из тления, из разрушения человеческое тело, которым Он обладал.
Евангелист Лука написал еще одну книгу Нового Завета — книгу Деяний апостольских. Евангелие от Луки заканчивается 24-й главой, где Господь настаивает на том, что Он в реальном теле, а книга Деяний начинается с повествования о вознесении. И это совершенно неслучайно, потому что можно было еще многое рассказать. Апостол Лука, конечно, знал, что было между встречей со Спасителемпри дверех затворенных и моментом вознесения, но он как бы соединяет эти два события в двух новозаветных книгах и повествует о том, что Господь возносится на небо — Тот Самый Господь, Который воскрес, Который явился им, Которого можно было осязать, Который вкушал пищу, а значит, на небо возносилось Его тело. И явились два мужа и сказали: «Что вы смотрите на небо? Иисус, Который ныне возносится на небо, так же вернется к вам». Ни о чем больше не сказано в этот момент. Апостолам нужно идти и проповедовать покаяние и прощение грехов. И, размышляя на тему вознесения, святой Иоанн Златоуст говорит о том, что Господь принял плоть не для того чтобы оставить ее на земле — Он принял плоть для того, чтобы восхитить ее в тайну Святой Троицу, посадить на престол царский, чтобы ей поклонялось все ангельское воинство.
Но ведь плоть Спасителя — это наша с вами плоть. Ведь это то самое физическое тело, которое каждый из нас имеет, и это физическое тело, через искупительный подвиг Спасителя, через Его крест и воскресение вознесенное в тайну Святой Троицы, пребывает в Божественной жизни.
Мы иногда пренебрежительно относимся к своему телу. Мы губим его дурными привычками, склонностями, грехами — теми самыми, к покаянию о которых призваны были апостолы в день Вознесения. Мы разрушаем свое тело — то самое, которое реально связано с телом Спасителя, потому что весь род человеческий связан одной природой, и можно проследить эти нити, которые нас связывают друг с другом, восходя к нашим пращурам, нашим древним предкам.
Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Свое вознес в Божественную жизнь и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Свое Он приносит в заклание и что тело Свое Он дает нам в заклание через таинство Святой Евхаристии, когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом — тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.
Все это открывает нам глубины Божественного замысла о человеке. Мы не одни, мы не чужие, мы не несчастные «виды», возникшие неизвестно как. Каждый из нас — это не один из миллиардов людей; каждый из нас не только душой своею, но и телом связан с Господом и Спасителем.
На этом основывается наша особая молитвенная связь с нашим Спасителем. На этом основываются и наши молитвы о телесном здравии. Не нужно пренебрегать своим телом, не нужно пренебрегать своим здоровьем, особенно когда болезнь является результатом наших сознательных действий, нашего греха, наших страстей. Недаром апостол называет тело человека храмом живущего в нас Духа (1 Кор. 6:19), и, если мы разрушаем этот храм, то совершаем грех пред Богом.
Сегодняшний день учит нас, что есть особая связь между нами и Спасителем нашим, прославленным, в том числе, и в теле Своем. Этот день учит нас особой заботе о нашем духовном состоянии, чтобы оно не разрушало Богом данного тела. Этот день учит нас и тому, что главная миссия, которую совершил Господь и которую Он поручил Церкви, — это проповедь покаяния, ибо прощаются грехи.
Одного этого достаточно, чтобы научиться жить по-новому, чтобы контролировать свои мысли и поступки, чтобы приносить Господу чистосердечное раскаяние, чтобы через молитву и святейшее Таинство Евхаристии соединяться с Ним в надежде на то, что подаваемая Им благодать укрепит и души, и телеса наши, которые, по апостолу, суть Божии (1 Кор. 6:20).
Сегодня особенный праздник, праздник, который вселяет надежду — надежду на спасение, надежду на встречу с Господом. Всех вас сердечно поздравляю с этим великим и спасительным днем. Аминь.
По материалам сайта http://www.patriarchia.ru