Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю по Богоявлении после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя
22 января 2012 года, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор совершили Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения к собравшимся в храме обратился Предстоятель Русской Церкви.
Ваше Блаженство, Блаженнейший Феодор, Патриарх Александрийский и всей Африки! Ваше Блаженство, Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки, всечестные отцы, матушки настоятельницы, дорогие братья и сестры!
Сегодня, в неделю по Богоявлении, в Храме Христа Спасителя мы совершили соборную Литургию, на которой предстоятельствовал Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор в сослужении моего недостоинства и Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, а также епископата и духовенства Русской Церкви, Александрийской Церкви, Чешской и Словацкой Церкви, в день открытия Рождественских чтений, которые стали событием общецерковного значения.
Мы всегда открываем это большое собрание епископата, духовенства и мирян Божественной литургией, потому что верим и знаем, что стопы человеческие, пути человеческие управляются Богом, — но только тогда, когда сам человек этого желает. Почему мы обращаемся с молитвой к Господу перед каждым важным делом? Да потому, что верим, что наши немощные силы могут быть укреплены благодатью Божией при условии, если мы в это верим и если мы этого желаем. Потому что Бог ничего не делает против нашей воли, и, когда мы противимся Ему, Он предоставляет нас самим себе. Он предоставляет нас нашей злой воле, такой слабой, немощной, так быстро поддающейся диавольским искушениям. И тогда человек, подобно листу, сорванному с осеннего древа, летит по воле ветра. Лист не может сопротивляться движению ветра, у него нет никакой силы лететь против ветра — он летит туда, куда его увлекает стихия.
Вот так живет человек, который не верит в Бога, не желает принять Господа, не обращается к Нему с молитвой. Ему кажется, что он сильный, — ведь он летит, а иногда даже набирает высоту, как набирает высоту сорванный лист, и кажется, что всё под ним и он имеет власть и видит всё сверху. Но он летит не по своему маршруту, хотя ему может казаться, что это его путь, избранный им самим маршрут. На самом деле, влияя на страсти человеческие, подавляя свободу воли, грех управляет такими людьми, и они лишаются свободы.
Вот почему в Церкви всякое дело начинается с молитвы. Мы словно призываем Господа ограничить нашу свободу, войти в нашу жизнь, исполнить над нами Его волю. И только такие человеческие действия, которые соответствуют воле Божией, дают нам полную свободу, и тогда никакие вихри, никакие жизненные бури неспособны предопределить наших деяний. Мы наполняемся великой силой, мы обретаем способность идти против ветра и против течения, как на протяжении 2 000 лет шла против течения Церковь Христова. Не было эпохи, чтобы силы зла не обрушивали на Церковь своего гнева. Не было эпохи, чтобы кто-то не пытался скомпрометировать Церковь, подорвать ее авторитет, ограничить ее действия, лишить ее единства. Но силой Божией Церковь продолжает свое спасительное историческое шествие.
И в сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 4:12-17), которое полагается читать в неделю после Богоявления, мы находим слова, которые повествуют о первых деяниях и первых словах Спасителя, ставшего на путь общественного служения. Первое, что говорит Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», и нет ничего другого, что провозглашает Церковь на протяжении всей истории. Она обращается к самой себе, к ближним и дальним этими огнедышащими словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие».
Не может быть вхождения в Божие Царство ни в жизни земной, ни в жизни небесной, если нет покаяния, нет переосмысления своей жизни, если мы не подвергаем себя строгому анализу и собственному суду пред лицом Божиим. Это то, чего не хватает человеку, и не только современному. Этой способности каяться очень часто не хватало людям даже в эпоху, когда процветала вера. А почему так? А потому, что покаяние требует особой духовной силы и способности бросить вызов — не окружающим, что иногда мы делаем, действуя по гордыне и самонадеянности, а тому, кому бросить вызов тяжелее всего — самому себе.
Ежегодные Рождественские чтения помогают нам понять, куда нужно идти в такой важной сфере, как образование, и в течение предлежащих нам дней мы будем много говорить на эту тему. Но мы должны помнить и о том, что даже самый высокий уровень образования не способен сделать человека свободным, не способен сделать человека таким, чтобы он мог лететь против грозных воздушных потоков, если человек не очищает себя силой покаяния, если он не устремляется к Богу с полным осознанием своих недостатков, с доверием к Господу и с желанием через общение с Ним очистить свою душу.
Я очень надеюсь, что нынешние Рождественские чтения помогут всем нам еще более остро и ясно осознать наши задачи на ближайшее время, осознать значение миссии Церкви в современном мире, увидеть опасности и выработать общие подходы к решению тех проблем, которые являются значимыми и для Церкви, и для нашего общества.
Сегодняшний день для нас является, может быть, двойным праздником, потому что вместе с нами — Блаженнейший Феодор, Патриарх Александрийский и всей Африки, и Блаженнейший Христофор, Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии. Это наши ближайшие собратья, наши единомышленники, люди, которые говорят на нашем языке и любят Святую Русь.
Блаженнейший Феодор долгие годы был представителем Александрийского Престола при Московском Патриаршем Престоле, а Блаженнейший Христофор получил духовное образование в России и постриг в Троице-Сергиевой лавре. И потому мы связаны не только принадлежностью к одной Церкви — нас объединяет искренняя братская любовь, чистота чувств и намерений по отношению друг к другу, что порождает доверие, а вместе с доверием — и надежду на то, что совместными силами Православные Церкви смогут преодолеть многие соблазны и трудности сего лукавого века.
Я благодарю Вас, Ваше Блаженство, что Вы прибыли сюда в ответ на мое приглашение в связи с избранием Вас лауреатом Международной премии за укрепление единства православных народов. Этой премии удостаиваются выдающиеся деятели Православной Церкви, общественные и политические деятели, которые содействуют единству православных народов и миссии Православия в этом мире, а также осуществлению в общественных и межгосударственных отношениях тех высоких идеалов, которые поддерживает и благословляет Православная Церковь.
Вчера в соборном зале Храма Христа Спасителя мы имели возможность чествовать Ваше Блаженство, и я отметил Вашу роль в современной жизни Вселенского Православия, особенно на Африканском континенте, где осуществляется православная миссия среди нехристианских народов, но где одновременно в некоторых странах христиане подвергаются таким гонениям, которые можно сравнить лишь с гонениями, некогда пережитыми нашей Святой Церковью.
Каждый час в мире убивают христианина. Это страшная статистика. Убивают в связи с политическими переворотами, убивают в связи с обострением межрелигиозной борьбы, убивают потому, что проповедь о Христе кому-то колет глаз, бросает вызов его тяжелому нравственному состоянию, и, не желая откликнуться на призыв «Покайтесь!», люди готовы убить тех, кто этот призыв провозглашает миру.
Мы молимся сегодня о христианах Африки, особенно Северной Африки, где сегодня проливается христианская кровь, но не только о них. Мы знаем, что и в странах Центральной Африки убивают христиан, уничтожают иногда целыми деревнями только потому, что кому-то сам факт присутствия христианской проповеди представляется несвоевременным, ненужным и даже опасным.
Я хотел бы сердечно приветствовать Ваше Блаженство, пожелать Вам помощи Божией и крепости сил. После посещения Москвы Вы поедете с миссионерской поездкой по 14-ти африканским странам, в том числе по тем, где убивают христиан. Мы будем молиться за Вас и просить Господа, чтобы Он укрепил Вас в Ваших миссионерских трудах. Прошу помнить, что Русская Православная Церковь всегда готова подставить плечо и помочь в этой миссии, потому что там, где опасно и трудно, там все мы должны быть вместе, провозглашая великие заповеди Христа Спасителя. И в знак моей любви и признательности к Вам, Вашей Церкви, я хотел бы преподнести Вам этот образ Нерукотворного Спаса как благословение Святой Руси, как памятование о Вашем миссионерском подвиге, о трудах Святейшей Александрийской Церкви. С любовью примите, Ваше Блаженство, этот братский дар.
Хотел бы также преподнести в дар Блаженнейшему Владыке Христофору это изображение Божией Матери с основоположниками русского монашества преподобными Феодосием и Антонием Печерскими. Пусть молитвами этих угодников Божиих укрепляется духовная, в том числе монашеская жизнь Православной Церкви Чешских земель и Словакии, укрепляется дух, которым жили наши общие предки, которые не только провозглашали веру Христову, но умели и пострадать за нее, умели и жизнь свою в полной мере подчинить закону Христову. Молитвами святых Феодосия и Антония Печерских да укрепит Господь Вас, Ваше Блаженство, в служении Православию в Чехии и в Словакии, укрепит Вас в проповеди слова Божия европейским народам.
Еще раз всех вас, мои дорогие, хотел бы поздравить с воскресным днем, и благословение Божие, молитвами святителя Филиппа, митрополита Московского, память которого мы сегодня празднуем, да укрепит нас. Да пребудет над нами Покров Пречистой Царицы Небесной, и да благословит воплотившийся ради нас Спаситель служение Церкви и народу нашему. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
По материалам сайта www.patriarchia.ru