Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с муфтиями регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа
13 декабря 2012 года в Кисловодске состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с муфтиями регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Предстоятель Русской Православной Церкви поделился с участниками встречи своими мыслями о наиболее актуальных вопросах межрелигиозных и межнациональных отношений на Северном Кавказе.
Рад вас всех видеть. Замечательно, что мы встречаемся на благословенной земле Ставрополья и Северного Кавказа, куда я давно хотел приехать, получая приглашения от многих из вас, и Бог привел меня сейчас сюда.
Хотел бы с вами немножко побеседовать. Кое-какие свои мысли я высказывал вчера и сегодня, встречаясь с нашим духовенством, с руководством Ставропольского края. Но мне очень хотелось бы и с вами эти мысли обсудить.
Нашими предками была выстрадана модель совместной жизни, выстрадана в прямом смысле слова, ведь отношения складывались непросто, бывало всякое, включая пролитие крови. Но в конце концов выстроилась определенная система отношений, которая была проверена на прочность, в том числе в очень опасные периоды нашей общей истории. В Великую Отечественную войну наши народы вместе защищали единое Отечество, проливая за него кровь, и нельзя было более убедительно подтвердить свой патриотизм, свою приверженность общим интересам, общим ценностям, ведь за них люди отдавали свою жизнь.
Сегодня мы имеем то, что мы имеем. Не буду лишний раз об этом говорить, вы знаете лучше — акты терроризма, запугивания, провокация межнациональных конфликтов. Все это сказывается на межнациональных отношениях не только на Северном Кавказе, но и в Москве, и в других местах. Конечно, мы как верующие люди несем особую ответственность за отношения между людьми, потому что наше послание — это послание мира; и если это послание люди не слышат и вместо мира сеют вражду, то нам нужно ясно понимать, почему так происходит.
Совершенно очевидно, что государственная власть в одиночку решить всех этих проблем не может. У государственной власти есть свои механизмы, которые воздействуют на ситуацию силовыми и иными способами. Но жизнь показывает, что использование только этого потенциала не решает проблем мира ни на Северном Кавказе, ни в других местах.
Со своей стороны власть совершенно правильно считает, что преодолеть, в частности, угрозу терроризма можно улучшением экономического положения. Конечно, когда молодежь безработная, деваться некуда, заняться нечем, образования нет, перспектив нет, тогда у людей возникают естественные протестные чувства. Важно развивать и социальное служение, в том числе на государственном уровне: поддержка малоимущих и многодетных семей, опять-таки преодоление безработицы, развитие образования — все это то, что нужно делать, и то, что власть старается делать.
Но мы знаем, что, несмотря на успехи в этой области, проблема полностью не решается. Если посмотреть внимательно на тот образовательный уровень, который имеют современные террористы, он не такой уж низкий — среди них есть люди с высшим образованием. Вообще, это одно из заблуждений. Помните, в советское время говорили, что религиозные предрассудки уйдут, как только людям дадут образование, — будут все образованные и Богу перестанут молиться. Но люди стали образованные, а в Бога верить не перестали.
Думаю, что нельзя так же плоско воспринимать то, что происходит на Северном Кавказе: мол, дадим всем деньги, образование, и все проблемы исчезнут. Не уверен, что они исчезнут, даже если будет поднят уровень образования и материального обеспечения, хотя и это необходимо делать, чтобы ни у кого не было возможности ссылаться на то, что есть нечего, работать негде, образования не дают, нет социальных лифтов и расти некуда — «вот поэтому мы и совершаем такие неправильные деяния»...
Позже я скажу о своем видении этих проблем, о том, что, как мне кажется, нам вместе надо делать. Но вначале я бы хотел сказать несколько слов о тех наших братьях, которые погибают: это мусульманские лидеры, мусульманское духовенство; гибнут и православные люди. Это священники, имамы, муфтии, которые часто живут под постоянной угрозой и не могут в полной мере говорить то, что хотят сказать, понимая, что не каждое слово им простят. Это ограничивает возможность религиозного лидера обращаться со словом правды к своей пастве; в такое же положение поставлены и семья, и дети, и родственники, — каждый понимает, что если он будет говорить все правильно и четко, невзирая на лица, то неизвестно, чем закончится его проповедь.
Я хотел бы сказать, что мы смерть каждого муфтия, каждого имама, каждого служителя ислама, так же как и своих собственных служителей, воспринимаем как свое личное горе. Я всегда выражаю свое соболезнование, но соболезнованием дело не ограничивается. Мы обсуждаем случившееся в своей среде, беседуем на эту тему и с властями предержащими. Мы настаиваем на обеспечении безопасности религиозных лидеров Северного Кавказа, которые стоят на правильных, миротворческих позициях, которые несут своей пастве слово примирения.
А теперь несколько слов о том, что может быть реальным религиозным фактором, который толкает молодежь на экстремистские действия. Я изучал некоторые материалы, в том числе записи бесед с людьми, вставшими на путь экстремизма. Когда им задают вопрос: «а почему вы это делаете?», они отвечают: «а мы не согласны с тем, что происходит: безнравственность, потеря всяких духовных ориентиров, коррупция власти, потеря веры». Должен сказать, что и православные люди обеспокоены влиянием СМИ: включаешь телевизор, заходишь в Интернет — и видишь все то, что не соответствует убеждениям верующих. И этот поток — секулярный, безбожный информационный поток, который обрушивается сегодня на людей, — может создавать питательную почву и для радикализма. Конечно, те, кто эксплуатирует религиозные чувства людей, не думают о построении благочестивого общества — у них свои цели и свои задачи, но они имеют возможность сказать: «с безбожием надо воевать! общество строится так, что религии нет места! вы же верующие — вот мы здесь и сейчас джихад объявим!» Те, кто так говорит, преследуют, конечно, собственные цели, но они возбуждают религиозные чувства — честные религиозные чувства! Мы же знаем, как люди за свою веру жизнь отдавали — и православные, и мусульмане.
Вы знаете, что Русская Церковь прошла через период поношения, скорбей, кощунств, когда в храме неизвестно что вытворяли. Многие говорили, что с этим надо бороться, и мы, конечно, сделали все для того, чтобы эти события не спровоцировали радикального ответа. Но некоторые представители наших православных молодежных организаций готовы были идти и защищать свои святыни.
Поэтому мы вместе с вами должны сегодня работать для того, чтобы укреплялись религиозные основы жизни людей, чтобы преподавались основы религий в школах, чтобы закон, как вчера сказал президент Путин, защищал нравственность. При этом он добавил очень правильные слова: «но закон не может воспитать нравственность». Вот воспитывать нравственность — это наша с вами задача. Формировать нравственное начало в жизни людей — наша задача. А закон должен защищать нравственность, должен защищать религиозные чувства людей. Закон не должен создавать атмосферу вседозволенности, когда могут оскорбляться религиозные чувства, попираться святыни, потому что это провоцирует ответные действия. И если молодые горячие головы попадают в орбиту влияния недобросовестных людей, то очень легко они могут стать теми, кого мы сегодня называем террористами.
Мы должны вместе работать над религиозным просвещением нашего народа, чтобы люди верующие действительно комфортно чувствовали себя в обществе. Чтобы не было впечатления, что жизнь общества развивается по одним законам, а верующие живут в каком-то гетто. Наша совместная работа, в том числе защита религиозных, нравственных ценностей, участие в нравственном воспитании молодежи, может быть серьезным ответом на всякие попытки использовать религию в неблаговидных целях, в том числе в плане терроризма.
Как я говорил сегодня в храме, у нас с вами общая база — единые нравственные принципы. Если мы на основании этих принципов будем воспитывать людей, разве они будут воевать друг с другом? У нас есть общий фундамент, общая основа, которой мы должны очень дорожить. Люди в миру — политики, бизнесмены — ищут некую основу, точки соприкосновения, чтобы построить какое-то сотрудничество. А нам ничего искать не надо — у нас с вами есть нравственные принципы, которые ясно определяют основу для взаимодействия и сотрудничества, и в духе этих принципов надо воспитывать народ.
Конечно, очень важно, чтобы отношения на Северном Кавказе коренным образом изменились. С одной стороны, мы должны поддерживать религиозную жизнь людей, воспитывать их в соответствии с нравственными ориентирами, которые им указывают наши религии. С другой стороны, мы должны воспитывать их в умении жить друг с другом так, как жили наши предки.
Я недаром вспомнил пример предков. Посмотрите: горцы всегда уважали казаков. А ведь все казаки верили в Бога, ходили в храм, старались жить по заповедям Божиим. Значит, не было никакого религиозного противостояния с казаками. Да, у них другая вера, но они-то держатся этой веры, хранят верность семье, придерживаются нравственных основ, — и у горцев было уважение к казакам. То же самое было и у казаков по отношению к горцам. Да, горцы — мусульмане. Но у них семьи, у них крепкая духовная основа, они верят в Бога. А значит, что оставалось? Оставалось уважать друг друга. Жизнь-то была общей, ценности были общими, поэтому было уважение, была готовность работать вместе, когда это необходимо. Так казачество жило вместе с горцами, и когда наступала необходимость постоять за Отечество, и те и другие вставали под ружье и шли защищать свою страну.
Думаю, этот опыт прошлого должен и сегодня положительно работать. Я обращаюсь к нашим казакам, к нашим людям православным, говорю о необходимости возрождения религиозных традиций. Чем крепче мы будем привержены своим традициям, тем больше уважения мы будем иметь со стороны представителей ислама. Когда же мы сами отказываемся от традиций, то естественно, что люди, которые придерживаются традиции, начинают относиться к нам иначе.
Поэтому совместное воспитание людей в различных религиозных традициях не несет никакой опасности. Я глубоко убежден в том, что преодоление межнациональных проблем лежит в первую очередь в наших совместных трудах, направленных на религиозное воспитание нашей молодежи, наших семей. Вот тогда мы будем уважать друг друга, любить друг друга, понимать, что мы принадлежим к общей системе ценностей.
Безбожие, которое обрушило в свое время Россию, является причиной всех последующих межнациональных конфликтов. Оно привело к депортации народов, к притеснению религий, и до сих пор рудименты безбожного взгляда на жизнь осложняют межнациональные отношения. Мы должны вместе работать — в первую очередь, на уровне отношений с государством как в центре, так и на местах — в плане защиты наших религиозных интересов, в плане продвижения религиозного образования в школах. Мы должны обязательно включать в эти курсы обучения детей религии то, что развивало бы у них уважение к носителям других религиозных взглядов.
Когда в свое время обсуждали преподавание основ традиционных религий в школе, мне много раз говорили: «но ведь это разделит классы, разделит детей. Понимаете, вы будете учить Православию, другие будут учить исламу — дети окажутся разделенными». На это я ответил: «да, это может произойти, если мы не попытаемся направить каждый из этих курсов к одной и той же цели. Если мы направим на достижение единой цели и православный, и исламский, и буддистский, и иудаистский курсы, то в результате мы будем иметь взаимные добрые отношения, взаимное уважение». Я не употребляю слово «толерантность», потому что это терпимость, а терпимость — всегда через сжатые зубы. Не толерантность, а братские, добрые отношения, уважение к обычаям и традициям друг друга — если все это будет в курсе ислама, в курсе Православия, в других курсах, то «на выходе» мы будем иметь правильную модель межнациональных и межрелигиозных отношений.
Но, конечно, очень важно, чтобы все эти дисциплины преподавали люди, которые были бы ориентированы на развитие добрых отношений между народами и религиями. Потому что если умы молодых людей будут формировать носители радикальных взглядов, те, кто желает использовать религию в неблаговидных целях, кто желает использовать религиозные чувства для разжигания розни, то, конечно, последствия будут очень печальными.
Вот поэтому, братья, я хотел поделиться с вами своими мыслями. Глубоко убежден в том, что мы должны сотрудничать в плане продвижения религиозного образования в нашей стране, мы должны обязательно сотрудничать, в местах нашего совместного проживания, в плане воспитания нашей молодежи. Уже были реализованы удачные проекты — думаю, они должны продолжаться на Северном Кавказе, — совместные молодежные лагеря, куда приходят и служители ислама, и православные священнослужители. Мы говорим о наших общих нравственных ценностях, в том числе о необходимости вместе работать, взаимодействовать, укреплять наше Отечество, нашу страну, укреплять духовные основы жизни.
Время от времени мы с вами проводим конференции — это важно, это нужно. Но одних конференций недостаточно. Ведь на конференциях собираются люди, которые ничего плохого не скажут, а вот те, кто говорит плохо, остаются вовне. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы между конференциями, хорошими выступлениями, добрыми словами велась реальная работа с людьми — как на двусторонней основе, то есть мусульмане с мусульманами, православные с православными, так и на совместной основе.
Я глубоко убежден в том, что мы можем преодолеть терроризм, конфликты, подозрительность. И вот почему — потому что модель этих отношений уже существует в России. Вот если бы нам сейчас надо было что-то изобретать, то можно было бы поставить под сомнение справедливость моих слов: а получится ли? А вообще возможно ли это? Но ведь мы через все это прошли, у нас есть этот опыт добрых взаимоотношений, созидания мира. Жили наши люди вместе, очень уважительно. Эту уважительность, кстати, наблюдаешь, когда общаешься со старыми казаками, — она у них в крови. А она не на ровном месте возникла, — всякое бывало, вот и сформировался такой стиль уважительных отношений. Поэтому дай нам Бог, братья, и дальше трудиться вместе и в плане укрепления духовной жизни наших народов, и в плане взаимодействия.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
По материалам сайта http://www.patriarchia.ru