«Слово пастыря». Выпуск от 19 мая 2012 года
В очередном выпуске авторской программы «Слово пастыря» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассуждает о диалоге Православной Церкви с исламом и инославными конфессиями в контексте современного секулярного общества, а также об отношении Церкви к революционному пути разрешения общественных конфликтов.
Доброе утро, дорогие телезрители.
В адрес нашей передачи поступил вопрос от Алексея Гуличенко из города Твери: «Скажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас пребывает диалог Православия с другими христианскими конфессиями? Может быть, в виду постоянных угроз как со стороны ислама, так и со стороны агрессивного аморализма светских государств имеет смысл христианам сплотить ряды?»
Я бы хотел начать ответ с констатации следующего факта — в отношении того, существует ли угроза со стороны ислама или нет. В разных районах земного шара ситуации очень отличаются одна от другой. Если взять Россию, то на протяжении тысячи лет русские православные люди жили вместе со своими мусульманскими собратьями. У нас разные вероучения, разная религиозная практика, но есть много общего в нравственных основах уклада жизни православных и мусульман, и сегодня эта общность особенно остро ощущается.
Приведу такой пример. Мне довольно часто приходится встречаться не только с мусульманским духовенством, но и с рядовыми мусульманами — с некоторыми государственными деятелями, с представителями бизнеса. Я никогда, ни разу не слышал от этих людей ничего порицательного в адрес Церкви — всегда только уважительное и доброжелательное.
Вы знаете, что некоторое время назад Церковь прошла через непростое время, подвергаясь нападкам в общественном пространстве, в том числе и на Патриарха нападали. И мне очень приятно сказать сегодня всем, кто меня слышит, что большую поддержку мы получили от мусульман. В самые, может быть, трудные дни я получил замечательное свидетельство от людей, которые могли так сказать: «Ваше Святейшество, Северный Кавказ вместе с вами». Это очень дорогого стоит, и потому мы должны беречь как зеницу ока добрые межрелигиозные отношения в нашей стране и понимать, что у верующих людей сегодня очень широкая общая платформа для взаимодействия, в том числе в общественном пространстве.
Но, к сожалению, не везде такие добрые отношения между христианами и мусульманами. И мы знаем, что в ряде стран побеждает радикальный извод ислама, радикальное прочтение ислама, что приводит к напряжению отношений мусульман с другими конфессиями и, что самое печальное, — к жертвам среди христиан. К счастью, в нашей стране мы сегодня имеем возможность свидетельствовать о реальном межрелигиозном мире и добрых отношениях.
А вот что касается отношений с христианами других конфессий, то здесь, конечно, есть много общего и тоже есть общая платформа для взаимодействия и взаимной поддержки. Но, к сожалению, в последнее время тот самый аморализм светского общества оказывает сильное влияние и на целый ряд христианских конфессий, которые не то что бы заражаются этой болезнью, но у них не хватает мужества сопротивляться, основываясь на слове Божием, этим мощным, поддерживаемым политическими силами тенденциям. Поэтому диалог с некоторыми христианскими конфессиями становится не просто затруднительным, но и невозможным, потому что мы в этом диалоге опознаем расхождение по очень важным, фундаментальным богословским вопросам, имеющим прямое отношение к спасению людей.
Остается только молиться, чтобы христианский мир оставил за собой некую способность и возможность к совместным действиям, в том числе к преодолению тех искушений и тех интеллектуальных и политических соблазнов, которые внешний, нерелигиозный мир сегодня обращает к верующим людям.
И еще такой вопрос. «В последние месяцы мы наблюдаем некое пробуждение или возбуждение политической активности нашего народа, причем не только в столице или в Питере, но и в провинции. Все-таки: что-то стихийное в этом или хорошо разыгранное? Может быть, мы об этом и не узнаем, как не знаем до сих пор, была февральская революция 1917 года подстроена, или стала результатом цепи случайностей, или результатом клубка неразрешенных противоречий. Мне кажется, что Церковь ищет свое место в этой обстановке, но не всегда находит — мешает какая-то застарелая робость. Пугачев Алексей Семенович, Санкт-Петербург».
Итак, два вопроса в одном. Стихийное дело революция или спланированное? И второй: каково место Церкви во всех этих процессах? Думаю, и то, и другое — и стихийное, и спланированное. Революцию всегда замышляют, ею руководят, ее осуществляют элиты, которые руководствуются совершенно конкретными соображениями — политическими, идеологическими, экономическими. Есть свои причины к тому, чтобы совершить переворот, изменить в свою пользу течение народной жизни. Но элитам не дано физически произвести эпохальных социальных перемен, потому что элита всегда малочисленна, но всегда или в большинстве случаев хорошо организована; и задача революционной элиты заключается в том, чтобы привлечь на свою сторону народные массы.
И вот здесь вторая часть Вашего вопроса — о стихийности. Конечно, стихия движет народными массами, но ведь не возбудится человек просто так и не пойдет с оружием в руках менять режим, если действительно все в его жизни хорошо. Поэтому для того чтобы раскачать народные массы на революционные выступления, нужны объективные к тому основания. Ни в одном обществе не бывает такой ситуации, когда все были бы всем довольны. В первую очередь сознание людей глубоко ранит несправедливость: многие считают невозможным для себя просто жить, считать себя благополучными и счастливыми до тех пор, пока не будет восстановлена справедливость по отношению к ним или к их ближним, к тем, кто им небезразличен. Вот эта неудовлетворенность всегда использовалась революционными элитами для возбуждения народных масс, и обычно в таком случае вожди революции говорили: «Когда мы придем к власти, мы решим ваши проблемы, мы разрешим ваши недоумения, мы восстановим справедливость там, где она попрана».
Опыт истории показывает, что ни одна революция не осуществила тех лозунгов, которые она выдвигала, и ни одна революция не сняла тех противоречий, реальных противоречий, которые в обществе существовали. Вот в этом главное противоречие между реальностью и идеальным пониманием справедливости. Достаточно сказать, что хорошо известные лозунги Французской революции — равенство, братство, свобода, подхваченные революциями российскими начала ХХ века, никогда не были осуществлены в жизни. Это один, но очень убедительный пример.
Вот и получается, что с одной стороны революция есть осуществление некоего плана, некой стратегии смещения одной политической элитой другой политической элиты, а с другой стороны всякая революция есть действие народных масс. И стихийный ответ на пропаганду, которая осуществляется революционной элитой, имеет здесь огромное значение.
И вот Вы спрашиваете — а где же во всем этом Церковь? Да не может быть Церкви во всем этом, она не может во всем этом участвовать, потому что смена элит не является целью, ради которой Церковь существует. Она не преследует цели изменения политического строя. Церковь служит спасению людей. И со своей духовной высоты, обладая действительно способностью духовно прозревать обстоятельства времен, Церковь всегда призывала не к тому, чтобы насильственно изменять к лучшему условия жизни, а к тому чтобы солидарно трудиться для изменения условий жизни к лучшему, имея в виду в первую очередь духовное состояние человеческой личности.
Революция — это война, а Церковь призвана служить миру. Не может священник подняться на трибуну митинга и натравливать одних против других, как, к сожалению, это было у нас в начале 90-х годов. Старшее и среднее поколение помнит тех странных священников, которые вместо того чтобы сказать «Мир всем!», призывали одних бороться против других. Церковь никогда не пойдет по этому пути, потому что она потеряет саму себя, свое призвание, свой духовный авторитет.
Если же говорить о постсоветском пространстве, о странах исторической Руси, в том числе и о России, то, как я уже неоднократно говорил, мы не имеем больше никаких потенций к тому, чтобы экспериментировать с революцией. И Церковь сегодня призывает народ не к возбуждению социальных и прочих конфликтов, не к борьбе за справедливость путем новых переворотов, а к солидарному служению друг другу, к преодолению несправедливостей, которые существуют в нашем обществе, к преодолению неправд, которые существуют, мирным путем, потому что только мирное развитие и способно привести народ и страну к благосостоянию. У Церкви нет другого пути, как провозглашать мир Христов ближним и дальним, а тем более служить миру в недрах своего собственного народа.
На этом я заканчиваю нашу передачу. Благодарю вас за те письма, которые вы посылаете во множестве в адрес «Слова пастыря». К сожалению, не на все ваши письма и не на все вопросы я имею возможность ответить. Но по милости Божией будем продолжать этот труд, который я воспринимаю с большой радостью, потому что он вводит меня в живое соприкосновение со всеми вами. Пусть благословение Божие пребывает над нашими телезрителями, над нашим народом, над нашим Отечеством.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
По материалам сайта www.patriarchia.ru