Пост

Бог, лишь только создал человека, ­тотчас отдал его на руки посту, ему поручил его спасение, как нежной ма­тери и наилучшему наставнику. И6о за­поведь от всякого дерева в саду ты бу­дешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него (Бьгг. 2, 1б-17) есть род поста. Если же пост нео6ходим в раю, то гораздо более вне рая; если ле­карство полезно прежде раны, то гораз­до более - после раны; если оружие 6ыло нужно нам еще до начала войны со страстями, то гораздо более необхо­димо споборничество поста по откры­тии такой брани со стороны страстей и демонов.

Господь наш Иисус Христос, постом укрепив плоть, которую ради нас вос­принял, в таком именно состоянии от разил искушения диавола, и нас научая постом изнурять и вразумлять самих себя для борь6ы с искушениями, и этим лишением как 6ы давая противнику повод к нападению.

Все наше попечение да 6удет о спа­сении души и о том, как 6ы нам, обуздав телесные похоти, совершить истин­ный пост, то есть воздержание от зла, ибо в этом и состоит пост. И воздержа­ние от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и коня этого сде­лать нам покорным. Постящемуся, более всего нужно обуздывать гнев, при­учаться к кротости и снисходительно­сти, иметь сокрушенное сердце, отра­жать нечистые помыслы и вожделения представлением того неугасающего огня и нелицеприятного суда, быть выше лю­бостяжания, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.

Как невоздержность в пище быва­ет причиною и источником бесчислен­ных зол для рода человеческого, так и пост и презрение чрева всегда были для нас причиною несказанных благ.

В самом деле, пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помыш­лять о горнем и поставляет выше удо­вольствий и приятностей настоящей жизни.

Кто постится, тот становится лег­ким, и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Посему-то апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие само­го ветра. И6о таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабе­вает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше зем­ли; потому-то таковой особенно являет­ся врагом и ратоборцем против демо­нов, так как нет сильнее человека, искренне молящегося.

Если постимся только напоказ, то от сего не только не получим никакой пользы, но еще потерпим вред.

Если захочешь тщательно исследо­вать дело, то найдешь, что пост есть мать и здоровья телесного. И если не веришь моим словам, спроси об этом у врачей, и они яснее покажут это. Воз­держание они называют матерью здо­ровья, а о болезнях в ногах, и о болях головных, об апоплексии, и о рвоте, и о водяной болезни, и о воспалениях, и об опухолях, и о бесчисленном множестве других 6олезней говорят, что они про­исходят от лакомства и пресыщения, как от самого нечистого источника не­чистые ручьи, пагубные и для здоровья тела, и для целомудрия души. Итак, не будем бояться поста, который избавля­ет нас от столь великих зол.

Пост есть лекарство; но лекарство, хотя 6ы тысячу раз 6ьтло полезно, час­то бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно при­нимать его, и количество самого лекар­ства, и телосложение того, кто прини­мает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи, и многое другое; и если одно что-ни6удь будет ос­тавлено без внимания, то повредит все­му прочему, о чем сказано.

Честь поста составляет не воздер­жание от пищи, но удаление от грехов, так что кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более все­го 6есчестит его. Ты постишься? Дока­жи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь ни­щего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь свое­го друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрели­ща. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красо­ту. 3рение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вре­дит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то укра­шает пост. Всего нелепее было 6ы в рассуждении яств воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожи­рать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не скушай же и глазами не­скромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: не внимай, гово­рит, пустому слуху (Исх. 23, 1). Пусть и язык постится от сквернословия и ру­гательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы и ры6ы, а братьев угрызаем и снедаем? 3лосло­вящий снедает тело братнее, угрызает плоть ближнего.

Источник: Святитель Иоанн  Златоуст. Алфавит духовный.  М. 2007

 

В раздел "Творения Отцов Церкви"

На главную страницу