Г.В.Демидов «Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Вопросы государственно-конфессиональных отношений в сфере образования»

Доклад на VI Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений

 

Уважаемые коллеги!

В последнее время достаточно много говорится о новых направлениях развития современного образования и, в первую очередь, о возвращении его духовно-нравственной составляющей. Хотелось бы несколько слов сказать о существующем опыте изучения религиозной культуры в школе, поделиться с вами тем, что мы имеем на сегодняшний день, на что надеемся в будущем.

Существующий опыт государственно-конфессионального и межконфессионального сотрудничества позволяет говорить об успешном развитии практики изучения религиозной культуры в школе и участии в этом религиозных конфессий не только в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но и в ряде программ высшего и среднего профессионального образования. Тем не менее, опыт, приобретаемый в контексте данного проекта, является уникальным по целому ряду показателей актуальных не только для средней школы, но и для всей системы отечественного образования.

Сложившееся в настоящее время разделение образования на светское и религиозное отнюдь не предполагает замкнутого существования систем, скорее наоборот, оба направления призваны дополнять друг друга. В связи с этим, одна из важнейших задач апробации нового учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» – найти необходимые точки соприкосновения и конструктивного взаимодействия государства и религиозных конфессий. Первостепенное значение в данном случае приобретает поступательное преодоление существующих стереотипов относительно угрозы клирикализации светской школы с одной стороны, и обмирщения религиозного образования с другой.

Хотелось бы подчеркнуть, что часто декларируемое разделение Церкви и государства, а также понятие его светскости вовсе не означают, что государство и религиозные конфессии не имеют никакого отношения друг к другу. Напротив, существующее независимое положение Церкви лишь подчеркивает большое значение каждого – и государства, и Церкви в общественной жизни России, а не отсутствие контактов между ними.

По одному из существующих определений, «светская школа» – это основная часть национальной системы образования, включающая совокупность необходимых обществу и регламентируемых государством образовательных программ, а также образовательные учреждения, в которых основными образовательными программами являются программы, реализуемые в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов». Данное определение отнюдь не исключает возможности активного участия религиозных конфессий в творческом сотрудничестве в сфере светского образования. Оно также не требует кардинального изменения существующего положения вещей, а лишь предполагает преодоление мировоззренческой узости круга людей, полагающих духовную жизнь и нравственное воспитание за рамками современного общества, видящих перспективы развития отечественного образования только в контексте атеистической идеологии.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству… Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний».

Обладая богатым потенциалом, Церковь готова поделиться своим опытом духовно-нравственного воспитания, как в рамках апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», так и в других совместных государственно-конфессиональных проектах. В свою очередь, изучение религиозной культуры призвано стать полноправной, неотъемлемой частью образовательного процесса учебных заведений всех уровней, воспринять все лучшее из современной научной теории и практики – в этом также заключается одна из наиболее важных задач проводимого эксперимента. В религиозное образование должна прийти наука, а в светскую школу воспитание на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.

Сотрудничество государственных и муниципальных структур и традиционных российских конфессий в апробации должно стимулировать процессы интеграции в образовании. Известно, что противники возвращения в российскую светскую школу религиозного компонента образования настаивали на том, что раздельное преподавание религиозных традиций — этот повод для возникновения конфликтов по религиозному и национальному признакам. Высказывались предложения преподавать вместо отдельных предметов по основам религиозных культур единый общий курс — религиоведение, в рамках которого, не акцентируя внимания на особенностях понимания отдельных культур, можно говорить о всех религиях с позиции нерелигиозной, а точнее атеистической. Правда, в этом случае, мы рискуем потерять самое ценное из того, что было достигнуто на встрече Президента России с лидерами религиозных конфессий в июле 2009 года – сохранение «единства в многообразии», на котором только и может строиться межконфессиональное и межнациональное согласие в России, сотрудничество государства и религиозных организаций.

В настоящее время многие из сторонников такого упрощенного подхода вынуждены согласиться, что их опасения не подтвердились, ни в одном из экспериментальных регионов подобных конфликтов не зарегистрировано, напротив, в процессе подведения промежуточных итогов апробации констатировалась необходимость дальнейшего распространения практики преподавания религиозной культуры в школе. Напомню, что недавно к апробации присоединились еще два региона: Ярославская область и республика Мари-Эл.

24 сентября этого года в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялся симпозиум, посвященный подведению итогов первого этапа апробации. Оценивались и обсуждались данные статистического исследования, проведенного по заказу Минобрнауки РФ. Учитывались многие показатели — опрашивались родители, представители органов управления образованием, директора школ, учащиеся, родители. И в целом первые результаты апробации получили общее одобрение. На сегодняшний день нет сомнений, что апробируемая форма преподавания религиозной культуры в школе будет развиваться, в этом заинтересована существенная часть российского общества. В перспективе, я думаю, мы можем рассчитывать на то, что воспитание осознанного уважительного отношения к представителям других религий и мировоззренческих групп будет формироваться на основе знания собственной традиции, на протяжении всего процесса обучения в средней школе, а также на последующих ступенях образования. Это, в свою очередь, является гарантом созидания крепкого, многонационального государства.

Еще один очень важный фактор – в процессе апробации ярко проявилась роль органов управления образованием в координации работы всех его участников. Можно сказать, это был экзамен на умение организовать работу с педагогическим и родительским сообществом, конфессиями. В этой связи хотелось бы сказать слова благодарности Министерству образования и науки РФ, региональным органам управления образованием за поиск оптимальных путей решения возникавших вопросов. В качестве члена Межведомственного координационного совета по апробации курса ОРКСЭ могу свидетельствовать, что работа участников этого проекта никогда не была направлена на поиск простых, компромиссных путей. Решения, порой сложные, удавалось находить с учетом всех, высказывавшихся мнений и мировоззренческих позиций. По словам Министра образования и науки А. А. Фурсенко «ни одна протянутая рука не осталась висящей в воздухе». Процесс апробации не предполагает упрощение задачи, что могло бы привести к искажению одной из главных целей эксперимента, но предусматривает выработку оптимальных форм сотрудничества всех заинтересованных сторон в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В этой связи хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что предметом нашей общей заботы является нравственный климат в школах, формирующий личность человека, его представления о добре и зле, а не лоббирование какого-то отдельного предмета школьной программы.

Широкое обсуждение условий проведения апробации позволило выявить все многообразие существующих точек зрения по данной проблеме и, что не менее важно, сформировать позитивное общественное мнение относительно преподавания религиозных культур в светской школе, с тем, чтобы, были обеспечены благоприятные условия для приобщения школьников к своим культурным и духовным традициям. Как следствие этого процесса – широкий резонанс в среде педагогической и научной. Большинство учителей, работающих в проекте, в сотрудничестве с представителями конфессий, государственными органами управления образованием активно участвуют в профессиональном обсуждении вопросов преподавания религиозной культуры. В настоящее время центральное учебно-методическое объединение по всему комплексному курсу, а также по отдельным модулям создается при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. С учетом руководящей, координирующей роли Министерства и Академии оптимальные формы подготовки педагогов и обобщения существующего опыта духовно-нравственного воспитания возможны только при условии активного участия в этом процессе конфессий и межконфессионального сотрудничества.

И в заключение хотелось бы несколько слов сказать о наших дальнейших перспективах в этой области.

В настоящее время, в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви совместно с другими образовательными структурами разрабатывается концепция развития преподавания религиозной культуры с тем, чтобы духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных школах велось во всех регионах России на начальной, основной и старшей ступенях общеобразовательной школы. Надеемся, что соответствующие изменения, отражающие принципиальное значение изучения традиционной религиозной культуры в российской школе, найдут место и в законопроектах «Об образовании», и «О свободе совести и о религиозных объединениях», и в Федеральных государственных образовательных стандартах, что позволит в дальнейшем развивать данную практику на прочном правовом основании.

Благодарю за внимание!

С сайта ОРОиК